×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Ловкость рук и никакого мошенничества: как появился, где кормился и чего добился Jusan Bank

06.02.2023, 10:24
Ловкость рук и никакого мошенничества: как появился, где кормился и чего добился Jusan Bank
Коллаж Ulysmedia

Jusan Bank – уникальная организация. Говорят, что компанию создали путём слияния "АТФ банка" и "Цесна банка", на поддержку которых государство выделило миллиарды долларов. Организация должна была оказывать поддержку талантливой молодежи и работать в интересах страны, но, как это часто бывает, всё пошло не по плану. Созданный на деньги казахстанцев Jusan Bank каким-то волшебным образом покинул Родину и стал американским активом. Ulysmedia.kz пытается понять, как такое могло произойти.

Как на самом деле появился Jusan Bank.

Утверждение, что компания появилась путём слияния «АТФ банка» и «Цеснабанка», нельзя считать верным, пояснил эксперт в области финансов Расул Рысмамбетов.

   - Фактически, Jusan появился на казахстанском рынке в далёком 1993 году под названием ABN AMRO. В 2008 году банк сменил бенефициара и вывеску на RBS (Royal Bank of Scotland), в связи с глобальной продажей материнского банка ABN AMRO Королевскому банку Шотландии. Соответственно, банк изначально создавался на базе иностранной организации. В 2016 году в британской RBS сменился собственник, и компания провела ребрендинг своего актива. Банк получил новое имя – АО «Банк ЭкспоКредит». 

Расул Рысмамбетов/Ulysmedia.kz
Расул Рысмамбетов/Ulysmedia.kz

В 2019 году организация перенесла очередной ребрендинг и получила название Jýsan Bank. В тот же год компания приобрела 99,5 % простых акций «Цесна Банка».

А в декабре 2020 Jýsan приобрел 99,76 % акций АО «АТФБанк», который был частью австрийского Bank Austria-Creditanstalt AG и итальянского UniCredit.

Эта информация размещена на официальном сайте организации.

О каких триллионах идёт речь

Одна из главных претензий к нынешним акционерам – использование многомиллиардных государственных субсидий для увеличения прибыли узкого круга акционеров. Но сам Jusan Bank на грани банкротства никогда не был и безвозмездной поддержки от государства не получал. Зато «Цесна» и «АТФ», долгие годы имели доступ к этой «кормушке».

В 2017 году АО «Цесна Банк» получил субординированный заём на сумму 100 млрд тенге, а в конце 2018 года Фонд проблемных кредитов выкупил кредитный портфель агропромышленного комплекса за 1,054 трлн тенге. С «АТФ» ситуация аналогичная, только цифры поскромнее.

Закономерность прослеживается чётко: государство тратит миллиарды на поддержку банка, Фонд проблемных кредитов выкупает невозвратные портфели, но «спасти» организацию не удаётся и Jusan Bank её поглощает, на рыночных условиях, разумеется.

После вышеуказанных сделок благосостояние топ-менеджеров Jusan Bank улучшилось более чем десятикратно. Расходы на персонал по итогам года выросли почти вдвое, а в структуре этих расходов вознаграждение ключевым управленцам взлетело с 1,2 млрд до 13,9 млрд тенге.

Но государство, как это водится, оказывает помощь не в подарок, а в долг. Поглотив «АТФ» и «Цесна», Jusan Bank принял на себя все кредитные обязательства этих организаций. В июне 2022 года руководство банка заявило, что досрочно обсуждает возможные меры помощи государству, в том числе по досрочному поэтапному возврату части государственной поддержки, оказанной в свое время «Цесна Банку» и «АТФ». Похоже, инициатива так и осталась на стадии обсуждения.

Общественный резонанс. Кто кого и откуда «выжал»

На днях президент «Назарбаев Фонда» Аслан Саринжипов сделал необычное заявление: в силу неоднозначных шагов руководства холдинга Jusan Technology, владеющего Jusan Bank, фонд НФ, являющийся его миноритарным акционером, в августе прошлого года потерял контроль над этим важным финансовым активом. По надуманным причинам казахстанцы были выведены из числа попечительского совета фонда.

Это заявление общественность, мягко говоря, потрясло. Предполагалось, что, создавая свой собственный финансовый актив в лице Jusan, образовательный фонд НФ за счёт получаемой прибыли будет развивать НУ и НИШ, снижая тем самым нагрузку на бюджет. Но случилась январская трагедия, и представители «Старого Казахстана» незаконно взяли контроль над активом, утверждал Саринжипов.

Ни кризиса, ни катастрофы

По мнению финансиста Расула Рысмабетова, ситуация крайне неоднозначная. Он полагает, что за этим конфликтом стоит нечто личное.

    - Состав акционеров за последние два года, судя по отчетности на бирже, не менялся. Jusan банк поддерживает Назарбаев Университет и НИШ. По поводу потери контроля, у нас слишком мало информации и мне самому очень хотелось бы понять, кто и каким образом потерял контроль над банком. Вероятно, речь идет всё-таки не о потере контроля, а о выплате дивидендов, которые каким-то чудом прошли сквозь контроль регулятора.

Думаю, проблемы Jusan – это проблемы поспешных решений, принятых в последние пару лет и теперь опасно принимать любые решения вокруг банка без тщательной подготовки.

Jusan не появился на слиянии АТФ и Цесна - он был построен на RBS (Royal bank of Scotland), затем прошёл несколько переименований. Когда пришли нынешние акционеры, они стали поглощать активы. Тут возникают вопросы к акционерам АТФ и Цеснабанка, на которые государство потратило 1,5 трлн тенге. Куда акционеры банков дели эти деньги? В ситуации с Jusan акционеры АТФ и Цесна явно недополучают должного внимания со стороны правоохранительных структур и АРРФР.

    - С корпоративной точки зрения ни кризиса, ни катастрофы я не вижу. Хотелось бы понять, кто с кем поругался. Я так понимаю, что Сариджипов никогда не был акционером. Банк в Казахстане, деньги банка в Казахстане. Разумеется, после недавних высказываний случился общественный резонанс. Но есть цивилизованные пути решения подобных ситуаций, важно не испортить инвестиционный климат Казахстана и всё сделать в рамках правового поля и корпоративных процедур, - поделился своей точкой зрения Рысмамбетов.

Ловкость рук и никакого мошенничества

Экс-депутат Канат Нуров, который первым на уровне правительства поднял вопрос потери контроля над Jusan Bank, придерживается иного мнения. Он убеждён, что в деятельности организации просматривается явная мошенническая схема.

    - Начиная с 2017 года примерно пять триллионов тенге было потрачено на поддержку банков. 1,5 триллиона из них получил «Цесна банк». Это были не только льготные займы, но и выкуп проблемных кредитов. Вот только эти проблемные кредиты выкупали в 6–10 раз дороже, чем они стоят, а прибыль, полученную от этой сделки, скрывали, - написал общественный деятель на своей странице в Facebook.

Канат Нуров
Канат Нуров

По мнению Нурова, эта схема позволила Jusan банку приобрести портфель организации, «раскрыть» скрытые активы, получить огромную прибыль и выплатить акционерам дивиденды.

    - А ведь они не постеснялись, даже года не выждали. Я считаю, что если они всё делали по закону – выплачивали себе дивиденды и образовывали прибыль при помощи расформирования провизий, то значит противозаконно действовало правительство, Нацбанк и регуляторы. Значит, они создавали фиктивные провизии, выкупали проблемные кредиты в десятки раз дороже и проводили прочие махинации в угоду акционерам Jusan, - считает Канат Нуров.

Никакого рейдерства, никаких репрессий

Кто именно нарушил закон - акционеры банков, чиновники или все вместе взятые, только предстоит разобраться. Но все эксперты сходятся в одном: проблему решать надо, но исключительно законным путём и в правовом поле.

Экс-депутат, глава Республиканского общественного совета по развитию госуправления и противодействию коррупции Ерлан Саиров убеждён, что все средства, выделенные государством Jusan, «АТФ» и «Цесна» банкам необходимо вернуть в казну.

    - Jusan Bank, фактически, существует за счёт государственного субсидирования. В то же время, менеджмент и акционеры банка пытаются из этих средств получить дивиденды – личную выгоду. Это аморально. Все деньги, которые банк получил за этот период, должны быть возвращены государству, а деятельность организации должна быть под общественным контролем, – считает Ерлан Саиров.

Ерлан Саиров/parlam.kz
Ерлан Саиров/parlam.kz

Но организация существует не только за счёт субсидий. В банке "крутятся" средства квази-государственного сектора. Политик считает, что государство имеет полное право провести аудит деятельности и принять решение касательно дальнейшего развития организации.

Все дороги ведут к Назарбаевым

По словам Саирова, никакой общественно значимой направленности у банка нет. Ни молодежи, ни обществу организация не помогает -- работает как коммерческая структура, наживаясь на государственных средствах.

Получается, что государство долгие годы финансировало организацию, главной целью которой является обогащение очень узкого круга лиц. По мнению общественности, главные выгодополучатели — это Елбасы, его родственники и их приближённые.

Такой расклад делает ситуацию ещё более интересной. Похоже, в стране разворачивается настоящая битва «старого» и «нового» Казахстана за активы, нажитые за годы независимости.