×
516.93
542.52
4.98
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
516.93
542.52
4.98

Хотят ли русские войны: что происходит в воюющей России

24.02.2023, 08:53
Хотят ли русские войны: что происходит в воюющей России
Коллаж Ulysmedia

Ровно год назад рано утром российские военные самолёты начали бомбить украинские города. Новость о "денацификации" и "демилитаризации" Украины, которая с 24 февраля звучала отовсюду и непрерывно, никак не повлияла на ритм жизни граждан страны-агрессора. Реакция на войну обострилась через восемь месяцев после объявления мобилизации. Но не так сильно, чтобы обвинить власть. Российский журналист, которая попросила не называть её имя, согласилась специально для Ulysmedia.kz поразмышлять, на самую больную тему - почему российское общество не воспротивилось войне.

Шоумен, как лицо молчаливого большинства

Накануне годовщины российского вторжения в Украину Рунет взорвал публичный отказ популярного шоумена Дмитрия Нагиева вести ежегодную премию «Муз-ТВ». В отличие от немногих российских селебрити с антивоенной позицией актер не высказал ни слова о своем отношении к войне. Тем не менее СМИ ухватились за его слова «придёт время и мы наградим лучших» и растиражировали заявление ведущего.

Эта ситуация характеризует два момента в жизни России. В стране, руководство которой повинно в гибели, по разным подсчетам, от 7 до 40 тысяч мирных жителей Украины, заняты повседневными делами и даже проводят светские мероприятия.

Уровень цензуры и самоцензурирования в стране настолько вырос, что любой отказ вести довоенный образ жизни воспринимается как несогласие с политикой власти и выражение протестной гражданской позиции.

Дмитрий Нагиев, кроме того, условно олицетворяет россиян, которые не относят себя публично ни к одной из двух лагерей, на которые разделилось российское общество: Z-патриотов и пацифистов. Это молчаливое большинство 140-миллионной страны. Но к нему сейчас вынуждены присоединиться даже те, кто был готов год назад высказываться против действий властей.

    - Не посещаем мероприятия, связанные с поддержкой войны. К сожалению, это всё, что мы можем сделать. И пытаемся отговорить от этого своих близких, - говорит 24-летняя Елена, жительница небольшого сибирского города.

Год назад, 27 февраля, Лена с подругой провели ночь в отделе полиции за тихую акцию протеста. Поводом стала надпись на её рюкзаке - «Нет войне». Полицейские выследили девушку на центральной городской площади, зафиксировали на видеокамеру момент встречи с подругой, задержали и составили протокол об участии в несанкционированном митинге. Городской суд оштрафовал девушек на 20 тысяч рублей.

Всего, по данным ОВД-Инфо, за антивоенную позицию за год задержано 19 586 россиян, в том числе на акциях протеста, которые прошли в центральных городах в первые дни войны.

Доносы и уголовные дела

Уже в начале марта 2022 года законодатели облегчили работу полиции, и теперь у неё появилась возможность применять в отношении таких, как Елена, закон об ответственности за «дискредитацию» и «фейки» про армию РФ.

За «дискредитацию» предусмотрена административная ответственность в случае первого правонарушения, за повторным следует уголовная ответственность и наказание до пяти лет лишения свободы. За распространение «фейков» в колонию можно загреметь на 15 лет.

Одной из первых фигурантом уголовного дела о «фейках» стала учительница из Пензы Ирина Ген, на которую написали донос ученики.

Преподавательница английского языка в разговоре с детьми, которые спросили, почему теперь не могут поехать на соревнования в Чехию, сказала о бомбежках роддома в Мариуполе и желании российской власти свергнуть президента Украины.

    - У нас тоталитарное государство. Любое инакомыслие считается мыслепреступлением. Мы все поедем на 15 лет. И я сейчас отъеду на 15 лет, - говорит Ген на аудио записи, которую сделала и передала следователю её ученица.

В августе суд приговорил учительницу к пяти годам лишения свободы условно и запретил заниматься преподавательской деятельностью в течение трех лет. «Мягкому» приговору способствовало признание Ирины Ген вины после нескольких месяцев следствия.

Всего за год фигурантами антивоенных уголовных дел стали несколько сотен россиян, было заведено 5 601 административное дело по статье «дискредитация вооружённых сил РФ.

Война - это где-то далеко

Но если экстраполировать эти цифры на страну с 85 субъектами, в которых живут 140 млн человек, они растворяются. Хуже того, многие в стране заняли позицию «не все так однозначно» и отказались верить в военные преступления, совершенные в Буче.

Эти люди, как героини и герой документального фильма журналиста Андрея Лошака «Разрыв связи» о российских семьях, где случился раскол из-за войны в Украине, считают, что властям виднее, какие решения принимать.

Этот феномен социальный антрополог Александра Архипова называет «политической выученной беспомощностью» — процессом, который осознанно поддерживался властью и обществом многие годы. В результате этого сформировалось аполитичное большинство, которому адресован популярный мем «я политикой не интересуюсь».

Антрополог Архипова занимается изучением клише, которые люди используют для оправдания российской агрессии против украинского народа, и объясняла, что в целом российское население очень конформное. Это означает, что средний россиянин склонен солидаризироваться с мнением окружающих, с теми, кого он считает значимым большинством.

В интервью, сделанном спустя два месяца российского вторжения в соседнюю страну, специалист сказала, что бомбежки украинских городов и гибель мирного населения у большинства россиян не вызывают ужас и сочувствие, поскольку оно имеет иное представление о войне.

    - Война в российском представлении — это то, что приходит к тебе на порог. Это когда твой отец отправляется сражаться, когда в дом приходят чужие солдаты, когда избу сжигают, когда дети под угрозой, когда наступает голод. Вот это война.

И сейчас люди принимают для себя комфортную позицию, которую им преподносят официальные российские СМИ и поддерживают клише, о которых мы с вами говорим, — поясняла Александра Архипова BBC.

Война постучалась в дверь

В сентябре с объявлением мобилизации война пришла к почти каждому россиянину. Эксперты назвали её главной внутреннеполитической ошибкой Владимира Путина и предрекли рост протестных настроений. Однако и в этом случае большинство согласилось с принуждением властей ехать на СВО, которую пропаганда сравнила с ВОВ, обратившись к исторической памяти. Мужчины покорно шли в сборные пункты и оттуда под марш «Прощание славянки» отправлялись воевать, а родные им, чаще всего в кредит, покупали обмундирование.

Всё же в нескольких регионах прошли акции протеста. В основном на них выходили женщины. Например, в Якутии спонтанный митинг против мобилизации был назван женским «осуохаем», потому что разъяренные участницы в якутском хороводе взяли в кольцо полицейских.

В национальных республиках протесты носили месседж самосохранения: нас и так мало, а власти отправляют наших мужчин на верную смерть. В Дагестане, который отметился самым яростным сопротивлением мобилизации, участницы говорили:

    - Риторика про русский мир здесь не действует. Мы не русские.

Есть ли будущее у этого народа

Этот взгляд на преступную войну против Украины со своей колокольни, а также требование примадонны российского шоу-бизнеса Аллы Пугачевой о «прекращении гибели наших ребят за иллюзорные цели, делающие нашу страну изгоем и утяжеляющие жизнь наших граждан», из-за которого в России певицей некоторые восхищались, а другие проклинали, резко осудил эстонский общественный деятель, учёный, сын русского литературоведа Михаил Лотман.

    - Понятно нежелание быть убитым самому или потерять мужа или брата из-за имперских амбиций бункерного маньяка, но я надеялся, что наконец появятся и более адекватные настроения: "Не хочу стать убийцей!", "Не хочу, чтобы мой сын стал убийцей!", "Не хочу, чтобы мой муж (отец, брат, жених, парень) стал убийцей!" Но чего нет, того нет. Поневоле задаёшься вопросом, а есть ли вообще будущее у этого народа, - написал он в колонке «Радио Свобода».

«Страх нагнетается»

Мир продолжает осуждать россиян за неспособность к открытым протестам, отсутствие критического мышления, отъезд из страны. Многим кажется, что жители одобряют действия руководства страны.

Моя собеседница Елена говорит, что несогласные с политикой режима вынуждены молчать под страхом наказания только за слова. Из-за этого, по её мнению, складывается ощущение, что жители страны в основном поддерживают войну.

    - Протестов нет не потому, что большинство ратует за войну, а потому что нет слаженности, и нет лидера, который бы объединил всех несогласных, - говорит она.

Сочувствие и понимание в этом вопросе к соотечественникам проявляет политолог Федор Крашенинников, эмигрировавший из России в 2019 году после полицейских обысков.

    - Страх нагнетается. Люди сейчас боятся выходить. Им очень подробно и ясно показывают, что будет с теми, кто выходит. Плюс - в России не осталось никаких сетей, структур, способных организовать массовый протест, — считает политолог.

Политолог Владимир Гельман также отмечает отсутствие координации и кооперации между людьми разных социальных групп, без которых невозможно организовать массовые протесты.

Акции протеста в национальных республиках, по его мнению, как раз объясняют то, что локальным сообществам легче скоординироваться для решения частных целей. Но проблема в том, что такое сопротивление направлено на защиту собственных или интересов отдельных сообществ и не распространяется на всю страну.

Контракты на “СВО”: бедность и агрессия

Однако еще большим откровением о состоянии российского общества стало то, что рядовые граждане нанимались контрактниками за 200 тысяч рублей в месяц и ехали на фронт, а их родные жаловались в СМИ на плохое материальное обеспечение военнослужащих и отсутствие своевременных денежных выплат.

Это явление политолог Константин Калачёв объясняет так:

    - Образ врага насаждался и эксплуатировался очень долго. Конспирология и тема заговора против России, подогрев рессентимента, антиамериканизмы, рассказы о преследовании русских в Украине, нагнетание темы неизбежности мировой войны и прочее создали необходимый фон.

Но главная проблема в бедности и накопленной агрессивности, которая искала выхода. В жизни ты бесправный человек с достатком ниже среднего, без каких-либо перспектив, а тут тебе предлагают совершить что-то героическое, наполнить жизнь смыслом, да ещё и заработать. Да ещё и продолжить дело дедов и прадедов.

Когда День Победы из дня скорби превратился в праздник — это уже был шаг к облегченному восприятию войны. Инфантильному и упрощенному. Как в анекдоте: — А давайте разбомбим Америку? — Но ведь тогда они могут разбомбить нас! — А нас-то за что?

«Героям» можно все, торговать сосисками тоже

Сейчас в России в центре внимания властей военнослужащие и их семьи. Именно чествование их как героев и оказание им помощи стали основным критерием оценки работы губернаторов и их лояльности к федеральному центру.

Семьям мобилизованных помогают материально, их детей обеспечивают в школах бесплатными обедами, школьников заставляют писать солдатам письма, предпринимателей обязывают покупать медикаменты, продукты и техсредства для фронта, а военнослужащих, вернувшихся с войны, встречают в аэропортах и на вокзалах министры региональных кабминов.

Совсем скоро в регионах будут созданы специальные федеральные фонды для участников войны и членов их семей. Эти планы в совершенно российской манере прокомментировал губернатор Новгородской области Андрей Никитин:

    - Да, будем их поощрять и выделять! То есть никому нельзя торговать сосисками на Софийской площади в Новгороде. А им будет можно! Это герои, о них нельзя забывать.

Богатая страна, бедный народ

Вопреки ожиданиям, ни многочисленные потери, которые несёт Россия на войне, по некоторым данным, 200 тысяч человек убитыми и ранеными, ни санкции и снижение качества жизни не стали причиной для выражения недовольств в обществе.

Объяснение молчанию родных погибших можно получить из репортажа журналистки Ирины Шихман «Денег дали только на гроб и памятник» о том, как приёмные родители погибшего контрактника из Иркутской области судятся с Минобороны РФ из-за отказа в компенсации в 5 млн рублей. Ключевое в этом фильме - слова отца 21-летнего Ильи Василенко:

    - Путин сказал одно, а чиновники делают другое, а может Путин и не знает об этом.

Объяснение об отсутствии реакции российского населения на рост цен, уход западных компаний с рынка, лишение возможности получать визу в отдельные страны кроется в выражении «Россия - богатая страна с бедным народом».

Для большинства россиян, особенно в провинции, по словам специалиста в области социально-экономического развития регионов, профессора МГУ Натальи Зубаревич, складывающаяся экономическая ситуация в стране не станет потрясением.

    - Жили на выживание и продолжают жить. Просто мера возможного сократилась. Мы — страна, которая за 30 постсоветских лет "добилась" такого масштаба неравенства в социальных возможностях, доходах, будущих социальных лифтах, что конкретный 2022 год принципиально ничего не меняет. Просто в некоторых местах усугубляет и так безрадостную картину, — оценила социально-экономическую ситуацию в стране эксперт.

Экономист поясняет, что общество не проработало себя до того уровня среднего дохода, когда это создается трудом множества бизнесов, а не жизнью на ренту от сырьевых ресурсов.

   - Поэтому наш средний доход создавал обманчивое ощущение, что мы уже в кругу более-менее цивилизованных стран, — считает Наталья Зубаревич.

Эти рентные доходы в наступившем году значительно снизятся, считает профессор экономики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Олег Ицхоки. Макроэкономическая ситуация в условиях снижения экспортных доходов и притока валютного финансирования в условиях постоянного бюджетного дефицита в 2023 году будет похожа на типичный международный кризисный эпизод, прогнозирует эксперт.

Всё для фронта, всё для победы

Побудят ли рост количества «грузов 200» из Украины, инфляция, безработица и ощущение бесперспективного будущего россиян выразить властям решительное недовольство, вопрос открытый.

Моя знакомая Елена рассказывает о личной стратегии в создавшихся условиях. Она решила не поддаваться панике, продолжать жить и работать, при этом не забывать о том, что происходит.

    - Насчет уезжать не задумывалась даже. Почему я должна покидать свою родину? Может быть, это наивно, но я верю в лучшее, - говорит молодая мама. По её мнению, ситуация изменится, когда народ поймёт «ужас происходящего».

Но так рассуждает лишь некоторая часть российского населения, находящаяся в информационно-социальном пузыре, на долгосрочное сохранение которого работают несколько тысяч прокремлевских пропагандистов и практически все СМИ.

Сейчас их главная задача — обслуживать нарратив «все для фронта, все для победы», чтобы Кремль мог наслаждаться войной, поскольку для него она, по словам политолога Владимира Пастухова, приглашенного исследователя Университетского колледжа Лондона, образ мысли и жизни посттоталитарного общества.

Однако, по его мнению, война, решая одни проблемы, создает из ничего другие. Она меняет природу человека и убивает страх смерти. Эта перемена, поначалу не очень бросающаяся в глаза, оказывается миной замедленного действия, заведенной под фундамент режима, считает политолог.

     - Сейчас действует вот это формирование очень мощного тренда общественного мнения, такой подушки безопасности для политических элит обеих сторон, в рамках которого люди убеждены, что победа неизбежна, она будет очень дорого стоить, но она за поворотом. А дальше вдруг выяснится, что это круглое здание, и все время, поворачивая за угол, ты возвращаешься в одну и ту же точку: такой день сурка. На пятом или шестом витке встанет вопрос о смысле и цене для каждой из сторон. Я думаю, вторую часть мы начнём ощущать, как раз в течение этого года, - прогнозирует в разговоре с «Радио Свобода» Владимир Пастухов.

Пока же российские пользователи пишут в соцсетях, что в это тяжёлое для страны время надо быть вместе и называют предателями сограждан, которые покинули Россию. А власти решили прививать Z-патриотизм на «Уроках о важном» не только детям, но и их родителям.

Просьба

Я попросила Ulysmedia.kz не ставить мою фамилию под статьёй. Не потому, что боюсь, просто за это мне будет грозить букет уголовных статей. В России остались родные и единственное имущество, которое могут конфисковать за критику властей. Уже были разговоры, что Госдума подходящий новый закон может принять всего за одну ночь.