×
444.22
476.38
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
444.22
476.38
4.82

Выборы без выбора: почему независимые кандидаты требуют провести цифровые перевыборы

20.03.2023, 16:30
Коллаж Ulysmedia

Итоги голосования на момент написания этой статьи ещё не были озвучены. Но множество независимых кандидатов по всему Казахстану, не сговариваясь, выступили за то, чтобы не признавать итоги прошедших 19 марта выборов. Более того, они требуют провести выборы повторно – цифровым путем. Причины такого «демарша» выясняла корреспондент Ulysmedia.kz.

Под прицелом камер

Первыми публично отказались признавать итоги голосования Мухтар Тайжан, Санжар Бокаев, Айбек Барысов, Арман Шураев, Инга Иманбай, Думан Мухаметкарим и другие алматинские независимые кандидаты в депутаты. В ночь с 19 на 20 марта в своём видеообращении к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву и ЦИКу они потребовали аннулировать итоги голосования.

   - Выборы прошли нечестно и закончились беспределом, - мотивировал этот поступок Тайжан.

   - Наших наблюдателей выгоняли силой, а среди них были женщины и девушки. Считаю, что проведение таких выборов является преступлением в отношении народа, нашего будущего и молодёжи.

   - Просто самыми грязными методами подделывают протоколы: приписывают, выгоняют наблюдателей. Такого беспредела даже в Старом Казахстане не было, - поддержал его Санжар Бокаев.

Объяснять в подробностях кандидатам не пришлось. Уже с вечера 19 марта соцсети переполнились любительскими видеороликами с избирательных участков, на которых творились в прямом смысле беспредел и вакханалия. Наблюдатели, которых члены избиркомов и иже с ними всеми правдами и неправдами выгоняли из залов для голосования, не впускали на участки под самыми разными предлогами, провоцировали на потасовки и т.д., фиксировали это на камеры своих мобильных телефонов, а затем выкидывали в Интернет.

Некоторым доверенным лицам удавалось зафиксировать на видео, как, пользуясь отвоёванным уединением, члены УИК спешно запихивают в урны пачки бюллетеней. Так, например, в поселке Актас Карагандинской области один из наблюдателей, выдворенных из зала под предлогом необходимости срочного проведения «влажной уборки и проветривания», перед тем как покинуть помещение ухитрился оставить включенную на телефоне камеру, наведя ее на урну. И бесстрастный механизм зафиксировал: две женщины быстро закинули в прозрачный короб пачку бюллетеней, а затем, перевернув его, встряхнули, чтобы придать правдоподобный вид содержимому.

Говорят, по возвращении наблюдатель вызвал полицию, и стражам порядка пришлось заактировать нарушение.

Но, к сожалению, по словам самих наблюдателей, из огромного числа снятых на камеры нарушений официально признаны – единицы. А комментарии к подобного рода постам полны отчаяния и безнадежности.

    - Вот и ходи после этого на выборы! Все давно за нас решили.

    - И это Новый Казахстан!?

    - Позор такому голосованию!

    - Давайте голосовать через QR, и тогда узнаем, кто на самом деле победил!

Устранить любой ценой?

Впрочем, как утверждают кандидаты, требующие пересмотра итогов голосования, такие «честные» выборы намечались с самого начала.

    - Мне с момента, когда я объявил о том, что иду на выборы и зарегистрировался в качестве кандидата в мажилис парламента РК, препятствовали на каждом шагу, - рассказал известный в Караганде правозащитник, руководитель общества по защите прав потребителей «Гарант» Жаслан Айтмагамбетов.

   - По надуманной причине «плохих погодных условий» не давали возможности разместить агитацию на билборде, в то время как такие же погодные условия не помешали другим кандидатам. Запретили журналистам контактировать со мной. В период предвыборной агитации – 15 марта - вся страна отмечала день защиты прав потребителей. Местные телеканалы записали интервью со мной не как с кандидатом, а как с общественником. Но ни один сюжет так и не появился в эфире.

Знакомые журналисты по секрету рассказали о причинах: есть установка не допускать меня на ТВ.

Жаслана Айтмагамбетова под занавес предвыборной гонки, 15 марта, решением суда сняли с выборов. Основание, по его словам, было явно надуманным: якобы он начал предвыборную агитацию до начала предвыборной кампании.

    - Никакой агитации не было, я – юрист и знаю, что можно говорить, и что нельзя, - уверяет экс-кандидат.

    - Но даже результаты двух лингвистических экспертиз, которые я предоставил, не повлияли на решение суда. Суд сработал на редкость оперативно: вечером в 18.00 я закидываю апелляционную жалобу, а на следующее утро, в 10.00 её начинают рассматривать. Причём процесс сделали закрытым – не пустили на него ни журналистов, ни представителей ОБСЕ. Такая редкая оперативность, нехарактерная для суда, сработала потому что они хотели меня быстро выкинуть с предвыборной гонки. А вот когда я подал жалобу в Верховный суд, её они не рассматривают уже неделю.

Как уверяет Жаслан, сами изменения в выборном законодательстве были «заточены» под то, чтобы устранять неугодных власти людей.

   - Подарил цветы на 8 марта – совершил подкуп, оплатил канцелярские товары из собственных средств – нарушение, объявил о намерении выдвигать свою кандидатуру на выборы – предвыборная агитация.

Но здесь, как считает Жаслан, закон действовал только в одну сторону – против конкурентов заранее назначенных ставленников власти.

    - Почему-то активисты партии «АкЖол», проведшие субботник и почистившие снег в моём собственном дворе, по мнению прокуратуры, ничего не нарушили. Партия «Аманат», организовавшая концерт в Астане, тоже не совершила подкуп услугами. А мы, самовыдвиженцы, составлявшие реальную конкуренцию продвигаемым с помощью административного ресурса кандидатам, всё время «подлавливались» на такого рода надуманных «нарушениях».

Не пущать!

О том, как происходило «выдавливание» конкурентов кандидатов - «фаворитов» местной власти знает и Рауан Шаекин. Его на две недели по таким же надуманным причинам «выбивали» из предвыборной гонки, но он сумел восстановиться через Верховный суд.

И все оставшиеся две недели предвыборной кампании его электорат наблюдал за тем, как большинство местных пабликов в соцсетях спускали на него всех собак. Мол, и закон о елбасы принял он, и пенсионный возраст женщинам повысил он, и землю иностранцам хотел продать тоже он. Один. Как в том анекдоте, «без ансамбля»…

При этом те же паблики вовсю нахваливали его прямого конкурента – генерального директора Угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» (если верить официальным спискам кандидатов в депутаты, опубликованным до начала предвыборной кампании) Армана Калыкова. Доходило до смешного. Сравнения конкурентов вроде: «У Армана Калыкова встречи с населением проходят в доброжелательной атмосфере, людям нравится его открытость, простота в общении.

Он улыбается людям, а это вызывает доверие. Чего не скажешь про его оппонента Рауана Шаекина. У него встречи проходят на негативных эмоциях, на повышенных тонах…» наводили думающих людей на вопросы. Выходит, автор паблика постоянно ездил на встречи того и другого? Зачем? Чтобы сравнить степень теплоты атмосферы их встреч с населением? Но это же далёко, так как их 19 округ включает в себя отдалённые от Караганды населённые пункты – Шахтинск, Сарань, Темиртау, Балхаш, Каркаралинск! А блогер – по зову души, бескорыстно и самоотверженно следил всю вторую половину предвыборной кампании именно за двумя кандидатами…

   - Кто его знает, кто за нами следил! – махнув рукой, откровенно поделился Рауан Шаекин.

    - Но, во-первых, мне везде отказывали во встречах. Под разными предлогами не пускали на встречи с населением. Один раз в Каркаралинске зашел в свою родную школу, поговорил с директором, а как только вышел, директору позвонили, вызвали «на ковёр» и пропесочили: мол, нельзя было меня впускать в школу! Когда я потом позвонил начальнице управления образования и спросил, по какой причине мне нельзя ходить в школы, она ответила: «Это представляет опасность для детей». Так вот, везде нас встречали специально обученные люди, которые устраивали провокации, начинали кричать, скандалить, снимать на телефон и выкладывать в соцсети. Несколько раз я видел, как потом они звонили кому-то и отчитывались. Да и у нашего офиса все время дежурят какие-то люди…

Детективная история

Со слежкой в офисе Рауана Шаекина волею капризной судьбы пришлось столкнуться и мне. Блогер Ринат Кибраев, прилетевший в Караганду для того, чтобы вместе с родственниками погибших при выбросе метана на шахте им. Ленина в ночь на 3 ноября 2022 года встретиться с руководством АО «АрселорМиттал Темиртау» и потребовать четких ответов о судьбе расследования, находящегося на личном контроле президента Казахстана, оказался в странной ситуации.

Те же самые родственники, что жаловались на 4-месячный «штиль» и хотели дать интервью СМИ, вдруг развернулись на 90 градусов. Сказав, что их попросили пока ничего не говорить журналистам, и особенно не трогать Армана Калыкова. Того самого, что в ноябре прошлого года в числе прочих 26 лиц, объявил виновным в трагедии министр по ЧС Юрий Ильин. И того, кто ныне баллотируется в мажилис парламента РК.

Этот факт с удивлением подметил в своем видеорепортаже блогер Кибраев. И тут же стал объектом хейта со стороны пользователей с аватарками в цветах партии «AMANAT». Создателя паблика «Lifekztv» обвиняли в продажности, содержании притона и работе на КНБ, при этом дружно утверждая, что голосовать надо только за Калыкова (а некоторые – за Акалыкова), поскольку он добрый и заботится о шахтерах.

В общем, говорить с Ринатом Кибраевым отказались все, кроме конкурента Калыкова. Рауан Шаекин пообещал пролить свет на это тёмное дело. Вместе с Ринатом в офис Рауана Михайловича приехала и я. Записав интервью, мы планировали встретиться с другими карагандинцами по другим проблемам, но нас остановили помощники кандидата. Они сообщили, что у входа дежурят неизвестные с камерами наготове. И нас вывели с чёрного хода.

Позже, беседуя с адвокатами в тихом кафе о совсем иных проблемах, мы были потревожены звонком на телефон Рината. Он вышел, затем вернулся, явно нервничая. Как выяснилось, его нашли некие люди «от Калыкова». Они настойчиво просили блогера удалить видео о непонятном статусе своего протеже – не безвозмездно. Но Ринат от денег отказался, заявив, что всё, чем он может помочь кандидату, - это предоставить площадку для объяснений. Надо ли объяснять, что уезжал он из Караганды со всеми мерами конспирации?

Но на следующий же день карагандинские паблики запестрели постами с кадрами его сюжета, а также видами привокзальной площади, сопровождаемыми броским заголовком: «Что делал известный блогер в офисе Рауана Шаекина?». Выглядело довольно забавно… с учётом всех вышеописанных обстоятельств.

Впрочем, думающим людям далеко за объяснениями происходящего ходить не приходится. Известный журналист Дмитрий Шишкин на своих страницах в соцсетях с присущей ему прямотой и сарказмом подметил:

    - Это чем-то напоминает 90-е, которыми нас долго пугала власть – мол, мы не готовы к демократии, потому что на свободных выборах начнём выбирать бандитов. Калыков, конечно, не бандит. Но в Мажилис его тянет, вероятно, именно из-за депутатской неприкосновенности – за которой туда и ходили бандиты в 90-е. Особый «шарм» ситуации придаёт то, что он баллотируется от партии, которая горячо публично поддержала требование президента Токаева «принять жесткие меры» к «Арселору»…

Не желая, объединили?

Судить о том, по какому принципу строилась избирательность представителей исполнительной власти в регионах, не так уж сложно. Скорее всего,принадлежность к партии власти плюс какие-то личные «заслуги».

Но тот самый «адмресурс», который всеми силами тащил в представительную власть «своих» и с усердием топил «чужих», не рассчитал, что такими своими действиями создает себе «оппозицию». В том числе, в лице тех, кто был к нему до сих пор достаточно лоялен.

Это мы наблюдаем сегодня – самовыдвиженцы (партийные и беспартийные) объединяются и требуют аннулирования результатов голосования и реванша. Для этого они обращаются в Гаранту Конституции. Для этого подают в суды.

   - Единственно верным решением президента в этой ситуации будет услышать мнение народа и переназначить выборы, проведя их в цифровом формате, - говорит и карагандинец Жаслан Айтмагамбетов.

С ним согласны десятки, а может, и сотни кандидатов. 19 марта в 21:50, сразу после оглашения предварительных результатов exit-poll, Мухтар Тайжан заявил, что подаёт в суд иск с требованием признать эти выборы несправедливыми. Как будут действовать остальные, мы узнаем в ближайшее время.

Новости партнеров