×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Битва за ГСМ: почему земледельцев ЗКО возмутило сокращение объёмов льготного дизтоплива

24.03.2023, 07:30
Битва за ГСМ: почему земледельцев ЗКО возмутило сокращение объёмов льготного дизтоплива

Западноказахстанские фермеры требуют перераспределить выделенные на посевную ГСМ. В этом году земледельцам на 30-40% сократили заявленные ими объёмы льготного топлива, но увеличили долю животноводам на сенокос. Также корреспондент Ulysmedia.kz выяснил, что в Казахстане до сих пор нет механизма распределения льготной солярки.

Почему земледельцы с животноводами поспорили

Со дня на день аграрии Западно-Казахстанской области выгонят на поля свою технику. Но посевная начинается с проблем – в этом году земледельцам урезали объёмы дешевых ГСМ. Вопрос вынесли на заседание комитета по вопросам АПК РПП «Атамкен» по ЗКО, куда пригласили чиновников и фискалов.

   - До 1 мая ГСМ хватит, но потом нужно быстро решать проблему, - сразу заявили фермеры.

Надо отметить, что посевная 2023 года будет минимум на 20 % дороже, чем в прошлом году. Цены выросли на всё - удобрения, семена, ГСМ, запчасти для техники.

По данным областного управления сельского хозяйства, в этом году агроформирования планируют засеять 446 тыс. га - это зерновые и зернобобовые культуры, масличные, кормовые, картофель и овощебахчевые культуры. Ежегодно на проведение весенне-полевых работ ЗКО выделялось порядка 11-11,5 тыс. тонн с учётом сенокоса.

В этом году в министерство сельского хозяйства было направлено письмо о необходимости 13,5 тыс. тонн дизельного топлива на посевную, в том числе на проведение весенне-полевых работ - 6,5 тыс. тонн и заготовку сена - 7,0 тыс. тонн.

Вот это соотношение и возмутило аграриев – известно, что у земледельцев, которые соблюдают все технологии посева, расход ГСМ намного больше, чему у сенокосчиков-животноводов.  Как утверждают фермеры, этот вопрос с ними не обсуждали. В результате части хозяйств сегодня не хватает до 40 % дешевого ГСМ.

Заготовители сена при этом, наоборот - ежегодно не выбирают свой объём горюче-смазочных материалов – остатки оставляют оператору, который, по условиям договора, может продавать их по рыночной цене. Оператором поставки удешевленного дизеля из Атырауского НПЗ в Уральск в этом году определено ТОО NEFTEK Operating.

    - С Атырауского НПЗ выделено на весенне-полевые работы 6,5 тыс. тонн дизельного топлива. На март - 1 тыс. тон, на апрель - 2,2, на май - 2,4 и на июнь - 0,9 тыс. тонн. А 7 тыс. тонн на заготовку кормов, находится на рассмотрении в министерствах сельского хозяйства и энергетики, -  доложил на заседании зам начальника областного сельхозуправления Денис Умашев.

Ещё один важный момент. Этой весной из-за малоснежной зимы и ранней весны, аграрии вынуждены провести дополнительные агротехнические мероприятия - лущение, дополнительное боронование, культивацию, химическую прополку. Кроме того, для обработки запланировали 95 тыс. гектаров паров. Для реализации всех этих мероприятий необходимо еще 3,3 тыс. тонн дизельного топлива. Деньги, к слову, на закуп топлива выделяются из областного бюджета.

Отпускная цена с нефтебазы NEFTEK Operating в Уральске определена в размере 211 тенге за один литр, цена со станции АЗС одного литра - 215 тенге, цена доставки в районные центры области - 213 тенге.

    - В прошлом году на область 11,5 тыс. дали. Грубо говоря, на район Байтерек 5,3 тыс. тонн было выделено. В моём хозяйстве не хватило - три или четыре бензовоза и я докупал по рыночной цене - по 300 тенге с лишним за литр. И каждый год такая история. А теперь мы узнаем, что 7 тысяч тонн дают животноводам на сенокос. Это абсурд!  Нам добавлять объём не нужно - просто дайте то, что мы просили, - обратился к чиновникам владелец «АгроСервисБатыс» Армат Бисенов.

Как в полях коррупцию посеяли

Почему помутнел процесс распределения льготных ГСМ, пытались понять все присутствующие. В процессе обсуждения выяснилось, что не все фермеры забирают выделенное государством удешевленное топливо. Например, крестьяне из отдаленных районов области, расположенных за 200 -300 км от областного центра - Бокейординского, Джангалинского и Казталовского районов.

    - Я просил 16 тонн на эту весну - мне дали 12, хотя сначала одобрили заявку. А почему сенокосам дают то, что они запросят? Потому, что там трудно учесть все расходы. Он тратит с утра до вечера всего 40 литров, то есть эти 7 тыс. тонн не нужны. Не заберут и не потратят, и все останется оператору. А мы – растениеводы, будем из своего кармана докупать, - поддержал коллегу руководитель КТ «Орал» Айбек Кажмухамбетов.

Да, не у всех сенокосчиков была возможность забрать льготные ГСМ в прошлом году, вдруг согласились представители сельхозуправления.

    - В 2020 году из 12 тысяч тонн только 4,5 выбрали. Разница с розничной ценой была небольшая, поэтому не брали. Решено было остатки оператору оставить. В прошлом году остатки составили около 2 тыс тонн, - признался Умашев.

Если фермеры не получат дешевое дизтопливо, им придется покупать его минимум по 250-260 тенге за литр. Самые крупные растениеводы, работают в Таскалинском районе - им значительно сократили объём ГСМ, в Чингирлауском районе тоже получат в три раза меньше. Фермерам района Байтерек сократили процентов на 40, сообщили на заседании.

По мнению аграриев, которые зависят от льготной солярки, таким несправедливым распределением государство закладывает ещё и повышение цен на продукцию растениеводства. Плюс коррупционные риски.    

    - По растениеводству несколько процедур - боронование, пахота, посев, культивация и обработка семян – опрыскивание. Минимум шесть процедур и при этом нам уменьшают нам объёмы ГСМ без обсуждения! Все знают, что сенокос такие объемы не осваивает, - еще раз подчеркнул Кажмухамбетов.

Представители управления сельского хозяйства стояли на своем.

    - В прошлом году работа по сенокосу была на площади 3,5 млн га и заготовили более 2 млрд тонн сена. Мы посчитали - там 7 тыс. тонн ГСМ нужно на этот год, - доказывали они.

К слову, в прошлом году ЗКО «подставила плечо» соседним Атырауской и Мангистауской областям, где был массовый падёж скота от голода и засухи.

    - Вы скажите, сколько тракторов выйдет на поля в ЗКО и посчитайте – сколько нужно ГСМ на все косилки, на все подборщики, на все грабли. Животноводы круглые сутки должны косить, чтобы сжечь эти 7 тысяч тонн. Если трактор у нас косит в день 10 га грубо, по 60 дней – то есть два месяца у нас идёт сенокос. Если разделить 3 млн га сенокосных угодий на них, то нужно 5 тысяч тракторов и 5 тысяч сенокосилок. Есть у нас в области столько техники? Сомневаюсь, - добавил глава крестьянского хозяйства «Тулпар» Теректинского района Валерий Голоухин.

    - Какие два месяца?! У нас некоторые районы по 4 месяца - до декабря, косят, - не сдавались представители отдела земледелия.

Чему мутнее, тем интереснее

Оказалось, что и служба экономических расследований ЗКО тоже искала механизм распределения льготных ГСМ. Эту тему там анализируют на протяжении нескольких лет,

    - Свои вопросы мы задавали в Минэнергетики и Минсельхозе. И выяснили, что нет нормативных документов по выделению данных средств. Это было премьер-министром сказано, и это все продолжается, - сообщил представитель ведомства Эльдар Распаев.

Его, как и растениеводов, мучил вопрос: есть ли алгоритм или механизм расчета и распределения льготных ГСМ?

    - Почему я этот вопрос задаю? Вот крестьянин говорит: ему не хватает ГСМ. 13,5 тысяч тонн вы запросили на 2023 год, а почему не 15,5 тысяч тонн? Потому что есть и недобросовестные фермеры. Одно КХ запросило 5 тысяч тонн ГСМ, а у него один трактор и тот поломанный, и у него лежит 5 тысяч тонн. Что он с ним сделал? Он на него накинул сверху и продавал транзитникам. А цены на ГСМ растут. Ещё одна из причин – «вымывание» наших ГСМ Россией. Мы не один такой факт выявляли, когда крестьяне перепродавали свои ГСМ, - заметил Распаев.

Он также сообщил, что на местах отделы сельхозуправления всё-таки проводят мониторинг расходов ГСМ. Данные затем скидывают в акимат, а тот отправляет расчёты в Минсельхоз и дальше в Минэнергетики. И уже там собирают ресурсодержателей и распределяют с каких заводов и какой объём брать и по какому графику.

    - Рабочий план, статистика, расчёты есть у управления? Чтобы было понятно, какой реально кому нужен объём дешевых ГСМ. Из года в год объём увеличивается, а с чем это связано? Есть данные, что техники стало больше или полей засеянных, - засыпал вопросами представитель СЭР.

Сотрудники сельхозуправления к атаке со стороны СЭР были не готовы. Но вдруг вспомнили: Минсельхозом разработан проект правил, который обещают применить уже этой осенью. Вот на основе этих правил и будут выделять ГСМ.

   - Мы районам написали, чтобы перераспределили с учётом того, что кто-то все технологии соблюдает и расхода ГСМ у них, конечно, больше, – наконец сдался заместитель начальника управления Денис Умашев.

Земледельцы предложили придать огласке и наказать нерадивых фермеров, которые торгуют льготными ГСМ.

    - Сажайте, штрафуйте таких фермеров! В нашей WhatsApp- группе около 300 фермеров. Дайте нам фамилии, и мы там опубликуем их. Будем бороться своими методами? чтобы не говорили, что все фермеры воруют и перепродают ГСМ. Почему нет уголовной ответственности за такие махинации, - ещё больше возмутились фермеры.

Было решено проблему не разруливать вручную - на местном уровне, а написать петицию о несправедливом распределении ГСМ в Минсельхоз и Антикор.

Справка

По данным министерства сельского хозяйства для проведения весенне-полевых работ в 2023 году аграриям Казахстана выделят 413 тысяч тонн льготного дизтоплива. Как сообщают СМИ, со ссылкой на ведомство, чтобы исключить дефицит дизтоплива и обеспечить равномерную загрузку отечественных нефтеперерабатывающих заводов, поставки солярки будут проводиться равномерно по графику, начиная с февраля. Стоимость гарантированных объёмов дизтоплива на февраль министерством энергетики была определена на уровне 222 тысяч тенге за тонну. С учётом расходов по доставке, говорится в заявлении министерства, конечная стоимость горючего для казахстанских аграриев ожидается на 15-20 % дешевле рыночных цен на АЗС.