×
444.22
476.38
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
444.22
476.38
4.82

Какого полета птица: кто и почему стал руководителем фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына»

04.04.2023, 09:27
Коллаж Ulysmedia

В числе первых «переназначений» после выборов в органы представительной власти стала смена руководства АО «ФНБ «Самрук-Қазына». Алмасадама Саткалиева, продержавшегося на посту председателя правления фонда почти два года, сменил Нурлан Жакупов.

Менял работу как перчатки

Представил нового руководителя «Самрук-Казына» переизбранный премьер-министр Алихан Смаилов. В представлении 45-летний Нурлан Жакупов действительно нуждался, поскольку в медийном поле до этого момента практически не был засвечен. Тем не менее, дотошные журналисты Ulysmedia.kz «раскопали» ключевые моменты его происхождения и карьеры.

Так, из открытых источников стало известно, что новый председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Қазына» происходит из непростой семьи. Его отец — Каршага Жакупов работал начальником технического управления министерства связи, гендиректором центра радиофикации АО «Казахтелеком», а ныне возглавляет ТОО «Центр радиофикации Алматы». У самого Нурлана Жакупова блестящее образование - в 2001-м он получил диплом Московского Государственного института международных отношений МИД РФ. Однако стезя дипломата почему-то не увлекла Нурлана Каршаговича. Его поманил мир финансов, и впоследствии он получил степень кандидата экономических наук.

В своей карьере господин Жакупов также не сходил с избранной стези. На его счету работа в таких компаниях как: ENRC, Chambishi Metals PLC (Замбийский актив ENRC-ERG), Research, Investment and Development Ltd (Москва) и Credit Suisse.

В 2009-м его назначили на должность управляющего директора НГК «Тау-Кен Самрук» - «дочки» АО «ФНБ «Самрук-Қазына». Спустя два года сменил место работы, став директором департамента инвестиционного банкинга, главой представительства АО «ДБ RBS (Kazakhstan)» в Астане. А еще год спустя — исполнительным директором департамента инвестиционного банкинга, главой астанинского представительства UBS AG.

Надо сказать, места работы Нурлан Каршагович менял довольно часто – буквально каждый год. С чем это связано – история пока умалчивает. В 2016 году при Аскаре Жумагалиеве был назначен управляющим директором по развитию и инвестициям НАК «Казатомпром», в январе 2017 года, в бытность акимом Астаны Асета Исекешева, стал председателем правления СПК «Астана». В 2019 году стал представителем компании Rothschild & Co в Казахстане. В августе 2020 года пересел в другое руководящее кресло - возглавил Kazakhstan Investment Development Fund (KIDF) Management Company Ltd. К слову, KIDF — участник Международного финансового центра «Астана», который управляет активами Фонда прямых инвестиций KIDF. А тот в свою очередь известен такими проектами как комплекс «Караван Сарай» в Туркестане, отель Rixos Water World Aktau и тематический парк Tetysblu в Актау.

Кроме того, новый руководитель фонда «Самрук-Казына» владеет 4 языками - казахским, русским, английским и испанским.

Цели намечены, задачи обозначены

Представляя Нурлана Жакупова, Алихан Смаилов стразу же обозначил поставленные перед ним задачи: заняться энергетическим комплексом и обеспечить инфраструктурное, транспортно-логистическое и индустриальное развитие страны.

    - Приоритетные направления работы и KPI каждой дочерней компании и холдинга в целом определены, понятны задачи на перспективу, - отметил премьер-министр.

    - Фонд является очень важным элементом в нашем государстве, управляющим большими активами. От эффективной работы фонда многое зависит, особенно крупные проекты, которые влияют на всю экономику и на дальнейшее поступательное развитие нашей страны.

При этом глава кабмина поблагодарил предшественника Жакупова - Алмасадама Саткалиева, который возглавлял фонд последние два года, за вклад в развитие казахстанской экономики.

Некоторые аналитики усмотрели в словах Алихана Асхановича прозрачный месседж новому главе ФНБ «Самрук-Қазына»: от эффективности его работы будет зависеть многое, в том числе, судьба самого фонда.

Ведь «Самрук», созданный в 2008 году по образцу фонда национального благосостояния Сингапура Temasek, за время своего существования не раз становился эпицентром скандальных историй. Так, эксперты утверждали: «Самрук-Казына» увеличивал благосостояние, но не страны, а лишь отдельных её представителей.    

- Мы получили монстра, который аккумулирует, по разным оценкам экспертов, до 40 % ВВП страны и не даёт достаточных дивидендов в бюджет от своей деятельности, – в одном из интервью высказала точку зрения директор общественного фонда Zertteu Research Institute, эксперт в области бюджетной прозрачности Шолпан Айтенова.

Судя по всему, подобной точки зрения придерживался и президент Касым-Жомарт Токаев, когда в начале прошлого года, выступая в мажилисе, поручил правительству разработать предложения по коренной реформе фонда. Президент тогда заявлял, что, если «Самрук-Казына» не удастся реформировать, он экономике не нужен.

В качестве примера глава государства привёл неподконтрольную общественности и государству систему закупок, через которые ежегодно проходят миллиарды тенге. Как отметил Токаев, большое количество вопросов решаются на уровне подзаконных актов решений самого фонда.

    - Сохраняются вопросы по прозрачности закупок фонда. Жалобы приходят регулярно. Следует обязательно найти ответы на данные вопросы. Предстоит в целом пересмотреть порядок закупок «Самрук-Қазына» и иных национальных компаний.

После этого фонд национального благосостояния был трансформирован: некоторые его структурные подразделения пошли «под нож», а целая плеяда топ-менеджеров компании – под увольнение.

Делайте выводы!

Алмасадам Саткалиев, занимавший пост главы фонда с 29 марта 2021 года, тогда усидел в своём кресле. Судя по всему, выданный ему кредит доверия тогда он не утратил. Да и ставки на профессионала-энергетика были достаточно высоки. Тем паче, что опыт работы в фонде тоже имел значение. До прихода на место главы ФНБ он занимал должность директора по управлению активами и приватизации Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Именно на него возлагалась миссия с максимальной выгодой продать некоторые активы фонда.

Что заставило руководство страны спустя год изменить точку зрения на эффективность управленческих талантов Алмасадама Майдановича, предположить не так уж сложно. Хотя в отличие от своего предшественника Ахметжана Есимова, он не засветился ни в одном крупном скандале, очередная громкая инициатива «Самрука» - Балхашская ТЭЦ закончилась провалом. Ситуация с энергетикой в стране в прошлом году не требует пояснений и комментариев. Развитие альтернативных источников энергии также оставляет желать лучшего. 

Остается лишь надеяться, что Жакупов учтёт все ошибки предшественника и, вынеся правильные уроки, сумеет доказать и президенту, и казахстанцам, что «Самрук-Казына» - не совсем бесполезная структура…

Новости партнеров