×
443.85
474.3
4.8
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.85
474.3
4.8

Назарбаевские, на выход: кто из родственников и приближённых первого президента расплатился за грехи семьи

27.04.2023, 11:33
Коллаж Ulysmedia

Судьба Карима Масимова, получившего на днях 18-летний срок с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать государственные должности, навела на философские размышления не только рядовых казахстанцев, но и представителей политических и бизнес-элит ближнего зарубежья. В свете оглашённого приговора как никогда актуальной стала легендарная надпись на кольце царя Соломона: «Все пройдет, и это тоже». С учётом современных казахстанских реалий она могла бы звучать так: «Сегодня ты можешь быть влиятельнейшим и богатейшим человеком страны, но это вовсе не гарантия от сумы и тюрьмы - завтра».

Высоко взлетать – больно падать

И ещё одно крылатое выражение невольно приходит на ум: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Джаз Карим Кажимканович не играл – не по статусу было, но родной стране все же изменил.

Дважды премьер-министр Казахстана, глава КНБ, руководитель администрации президента, дипломированный эксперт по международному праву и полиглот, «правая рука» главы государства, имя которого упоминалось в списке возможных «преемников», он имел в стране положение, которое казалось недосягаемым и незыблемым.

Всё изменил «кровавый қантар». Когда в январе 2022 года в Казахстане начались беспорядки, спецслужба страны во главе с её руководителем отошла в сторону, позволив участникам беспорядков получить беспрепятственный доступ к оружейным хранилищам КНБ в Алматы и других городах нашей страны. Позже это оружие было использовано как против безоружных сотрудников органов правопорядка, так и мирных граждан.

Говорят, в тот роковой для страны момент, когда было совершенно неясно, куда выведет кривая, ставшего в одночасье вооруженным, протеста, Масимов и его подчиненные приказали личному составу департаментов комитета нацбезопасности покинуть здания. Более того, по инсайдерской информации, шеф КНБ неоднократно предлагал главе государства Касым-Жомарту Токаеву воспользоваться специально подготовленным самолетом с десятками миллионов долларов на борту, чтобы покинуть охваченную беспорядками страну. Однако, Токаев оказался не робкого десятка и сумел не только решительно противостоять провокациям Масимова, но и сразу для подавления вооруженного мятежа «повязать» практически всю верхушку КНБ в полном составе.

Дело велось под грифом «совершенно секретно», и в течение года казахстанцы понятия не имели о том, что «накопали» следователи. Кроме, разве что, появляющихся в прессе время от времени фотографий несметных богатств экс-главы комитета нацбезопасности: автопарка люксовых машин, видов его особняка, обставленного дорогой мебелью и украшенного произведениями искусства и чемоданов, набитых деньгами.

Параллельно с компроматом в интернете то и дело возникала информация о том, что на международном уровне (вплоть до ООН) Масимова признали чуть ли не политическим заключенным и требуют «прозрачного и объективного расследования». Накануне вынесения приговора интернет наполнили кричащие заголовки вроде: «Масимов может умереть!». Согласно распространенной информации, американский врач после осмотра (?) пришел к выводу, что экс-глава КНБ находится едва ли не при смерти, и заточение может убить его.

Тем не менее, такие попытки надавить на жалость не увенчались успехом. Суд признал Масимова виновным по трем статьям: госизмена, насильственный захват власти, превышение власти и должностных полномочий, и «впаял» ему 18 лет с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать государственные должности. Его заместители, оказавшиеся с бывшим шефом на одной скамье подсудимых, получили чуть меньше: Ануар Садыкулов - 16 лет лишения свободы, Даулет Ергожин - 15 лет. Больше всего повезло Марату Осипову, обвиненному в превышении должностных полномочий. Ему предстоит отсидеть всего три года. В доход государства взыскано свыше 10 млрд тенге и 24 млн долларов США, что составляет в общем более 20 млрд тенге.

Разные судьбы

Что характерно, бывший первый заместитель Масимова – племянник первого президента Самат Абиш после январских беспорядков вместе с шефом и коллегами задержан не был. Вопреки активно распространявшимся в тот момент слухам, что, мол, этот член клана Назарбаевых то ли сбежал, то ли арестован, лично генеральный прокурор Казахстана Берик Асылов летом прошлого года расставил точки над «i». Выйдя к журналистам, он заявил, что Самат Абиш попал в орбиту следствия, - но только как свидетель.

Сегодня точное местонахождение Самата Абиша неизвестно. Но большинство наших читателей наверняка согласятся: в нынешней ситуации племяннику Нурсултана Назарбаева, которого «01-й» в 2013 году, по слухам, представлял Владимиру Путину в качестве своего преемника, и технично избежавшего печальной участи бывшего шефа и коллег, лучше всего не выходить «из сумрака» и держаться подальше и от власти, и от страны.

Тем паче, что его родному брату – Кайрату Сатыбалды – так не повезло. 13 марта прошлого года Антикоррупционная служба объявила: задержан племянник Нурсултана Назарбаева Кайрат Сатыбалды. Ему инкриминировали хищения в особо крупном размере в АО «Казахтелеком». Взяли старшего брата Самата Абиша в алматинском аэропорту, откуда он должен был лететь в Дубай. Чуть позже суд санкционировал арест Сатыбалды на два месяца.

Кайрат и Самат – сыновья родного брата первого президента Сатыбалды Абишевича Назарбаева, погибшего в автокатастрофе в возрасте 34 лет. Примечательно, что оба его сына поменяли фамилию. Старший взял в качестве фамилии имя отца, младший – деда. Но если Самат Сатыбалдыулы целенаправленно поднимался вверх по карьерной лестнице в органах нацбезопасности, то его брат Кайрат, послужив в разные годы в КНБ н получив звание генерала в 35 лет, нашел себя в бизнесе.

Начав в 2000 году с должности вице-президента «Казахойла», в 2015 году он основал холдинг Kaspi.kz и владел 90 процентами его акций. Позднее его доля уменьшилась, и 4 года назад, по официальным данным, он продал все акции. Согласно отчётам люксембургского реестра LRB, своим капиталом в Казахстане Сатыбалды управлял через зарубежную офшорную компанию Skyline Investment Company S.A. Этой компании принадлежали более чем 24 процента акций казахстанской телекоммуникационной компании «Казахтелеком».

Злые языки называли Кайрата Сатыбалды «финансовым распорядителем клана», а также приписывали ему покровительство представителям радикального ислама в Казахстане и причастность к бойне на заставе «Арканкерген».

26 сентября прошлого года в суде № 2 района Байконур города Астаны был оглашен обвинительный приговор в отношении старшего племянника Нурсултана Назарбаева Кайрата Сатыбалды и его пяти подельников. Племяннику экс-Елбасы вменили растрату имущества АО «Центр транспортного сервиса» и причинение имущественного ущерба АО «Казахтелеком». Подсудимый свою вину признал и раскаялся, и суд приговорил его к 6 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

«Отпустите домой»

Примечательно, что чуть позже «по стопам» Сатыбалды отправилась его бывшая супруга Гульмира. 16 марта прошлого года она была задержана сотрудниками Антикора. Антикоррупционная служба начала досудебное расследование в отношении Кайрата Сатыбалдыулы, его бывшей супруги Гульмиры Сатыбалды и других лиц по факту рейдерского захвата бизнеса.

В конце марта 2022 года в Антикоре заявили, что Гульмиру Сатыбалды вместе с другими должностными лицами подозревают в хищении 747 млн тенге в 2021 году. В апреле расширили пояснения: экс-супругу племянника первого президента подозревают в хищении средств, предназначавшихся для ремонта объектов зимней Универсиады.

А в сентябре дело Гульмиры Сатыбалды «разрослось» до самоуправства и похищения человека! Как сообщил в суде прокурор Азамат Сарсембаев, Гульмира Сатыбалды втянула свою помощницу по финансовым вопросам Айгуль Мекешову в схему по «отжатию» Maxi Bottlers. Отписав на нее 75 % акций компании и пообещав вознаграждение в виде 5 % акций, после успешно завершенной «операции», бизнесвумен вдруг передумала. Сатыбалды решила забрать себе все 75 % акций. Но подельница упёрлась. И тогда Гульмира организовала её похищение. По заказу Сатыбалды трое мужчин в масках дождались Мекешову около её дома, запихнули в машину и увезли в поселок Жандосов.

   - Там Мекешова, находясь с испуганном и подавленном состоянии, против своей воли была помещена в подвал дома, – рассказал прокурор.

Далее, по его словам, Мекешовой предложили подписать документы по передаче всех акций компании на безвозмездной основе. Жертве не оставалось ничего другого, как выполнить требование похитителей. Напуганная угрозами, она вряд ли когда-нибудь решилась бы открыть рот, но тут случился «қантар-2022» со всеми его «бумерангами»…

В декабре Антикоррупционная служба завершила расследование, а в январе 2023 года начался суд, за которым и ныне, словно за турецким сериалом, наблюдает вся страна.

В начале марта суд отказал Гульмире Сатыбалды в домашнем аресте, поскольку, по заявлению прокурора, ранее подсудимая пыталась пересечь границу Казахстана. Если в начале процесса бывшая супруга Кайрата Сатыбалды не признавала свою вину, то позже сменила риторику и частично вину признала. И даже заключила медиативное соглашение с потерпевшей. С которым, кстати, не согласился ещё один потерпевший - бизнесмен Турсен Алагузов. Он утверждает, что Гульмира Сатыбалды через своих представителей «отжала» у него 43 % акций своей компании Galanz Bottlers. Он требует возврата указанных акций, а также выплату морального ущерба в размере 5 млрд тенге.

Чем закончится этот судебный процесс, пока неясно, но полное отчаяния заявление экс-супруги Кайрата Сатыбалды «Я готова все отдать, отпустите меня домой…», говорит о многом…

А его – за что?

Кстати, не так давно, а именно, в последний день марта Сарыаркинский районный суд № 2 Астаны вынес приговор ещё одному члену семьи Назарбаевых – бывшему свату Дариги Назарбаевой и тезке Кайрата Сатыбалды – Кайрату Боранбаеву. Дочь Кайрата Боранбаева Алима была замужем за сыном Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева – Айсултаном.

И уж если арест Сатыбалды казахстанцы восприняли с чувством торжества справедливости, то задержание и приговор Боранбаеву – с недоумением. Начав карьеру как тренер-преподаватель, Кайрат Советаевич сумел шаг за шагом пробить себе путь на самую вершину бизнес-олимпа. Занимая почётное 14 место в списке 50 богатейших бизнесменов Казахстана, он покровительствовал спорту, был президентом национального паралимпийского комитета Казахстана, председателем наблюдательного совета футбольного клуба «Кайрат», вице-президентом комитета Союза европейских футбольных ассоциаций UEFA по честной игре и социальной ответственности, членом попечительского совета Фонда УЕФА для детей. А также франчайзи McDonald’s в Казахстане, России и Беларуси, генеральный директор казахстанского холдинга Компания по управлению активами «Алмалы», учредитель ТОО «АзияГазЧунджа» и прочая, и прочая, и прочая…

И тут вдруг… 15 марта прошлого года сотрудники АФМ объявили о задержании известного казахстанского бизнесмена. Вместе с ним в орбиту уголовного преследования попали соучредитель компании «АзияГазЧунджа» Роман Наханов и бывший заместитель председателя правления национальной компании QazaqGaz Тайыр Жанузак. Всех их обвинили в хищении 14,5 млрд тенге при закупе газа и легализации средств, добытых преступным путем.

Боранбаев в суде заявил, что не понимает суть обвинения и не признает свою вину, поскольку считал сделку между «АзияГазЧунджа» и QazaqGaz коммерческой и законной, но, возможно, заблуждался.

Попытки адвокатов Кайрата Боранбаева добиться изменения меры пресечения с содержания под стражей на менее строгую, оказались тщетными.

В конце января суд Астаны запретил СМИ вести аудио- и видеозаписи и публиковать имена свидетелей по делу Боранбаева.

Прокурор запросил для него 8 лет колонии, а также потребовал лишить бизнесмена всех государственных наград. Запрос прокурора суд удовлетворил в полном объёме. Свата Дариги Назарбаевой приговорили к восьми годам колонии среднего режима с конфискацией имущества и почти 4 млрд тенге. К слову, у всех, кто наблюдал за процессом, остался вопрос: почему судье была совершенно не интересна роль гражданского мужа Дариги Назарбаевой, который на момент сделки Боранбаева и руководил газовой госструктурой. Как бы то ни было, все требования адвокатов вызвать Шарипбаева на допрос повисли в воздухе.

Тише воды…

Попытки политологов и экспертов найти ответ на вопрос: «Почему именно эти люди были положены на алтарь искупления грехов семьи?», остается без ответа. Может быть, потому что сам первый президент и его ближайшие родственники после «кровавого января» ушли в тень, хотя и остались на свободе, а народ требовал наказать виновных?

Так или иначе, самый «узкий» круг семьи Назарбаевых никак не пострадал в эпоху перехода от Старого Казахстана к Новому.

Старшая дочь Нурсултана Назарбаева Дарига 25 февраля 2022 года сдала депутатский мандат под благовидным предлогом «чтобы полностью сосредоточиться на общественной, гуманитарной, культурной и благотворительной деятельности». По слухам, сейчас она живёт в Лондоне.

Тимур Кулибаев после восьми лет руководства распрощался со своим «детищем» — национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Он также сложил с себя полномочия члена совета директоров российского «Газпрома» и выбыл из его состава.

Отстранилась от своего «детища» - ТОО «Оператор РОП» младшая дочь первого президента РК Алия Назарбаева. На суде по делу «Оператора РОП», где «яблоком раздора» стали факты хищения более 20 млрд тенге в период 2016-2021 годов путём установления завышенной стоимости за утилизацию транспортных средств, Алия Нурсултановна отсутствует, хотя адвокаты подсудимых просили привлечь её к разбирательству. Но судья дал понять, что допрашивать дочь экс-президента не станет.  Тем самым, избавив ее от необходимости появляться на публике.

И даже бывшая первая леди – Сара Алпысовна, как оказалось, ещё в 2012 году вернула себе девичью фамилию – Конакай.

Лишившись влияния, части имущества, рынков и гарема, тихо доживает свои дни в роскошном особняке «Хозяин Алматинской области» и младший брат экс-президента Болат Назарбаев. После «қантара» ему припомнили всё – и рейдерство, и рэкет, и контроль над погранпунктом «Хоргос», и много чего ещё. В прошлом году стало известно: младший братишка Нурсултана Назарбаева неизлечимо болен. В 2021 году медики констатировали диагноз - рак гортани. В Германии ему провели операцию, после которой возникла масса осложнений. В сентябре развился сепсис, тромбоз, состояние было критическим. Назарбаев пережил клиническую смерть, был в коме. Может быть, только болезнь спасла его от участи племянника - Кайрата Сатыбалды. Ведь департамент экономических расследований по городу Алматы в 2022 году в отношении Болата Назарбаева и его бывшей жены Майры Курмангалиевой зарегистрировал уголовное дело по статье «Рейдерство».

Деньги решают...?

Более того, после неудавшейся попытки госпереворота дипломат Токаев предоставил членам семьи и приближенным к ней возможность в полной мере ощутить себя «в шкуре» тех, кого они «доили» все эти годы. Касым-Жомарт Кемелевич без обиняков заявил, что, появившимся при Назарбаеве, олигархам придётся на системной основе помогать народу, для чего был создан общественный фонд «Қазақстан халқына».

Одним из первых в фонд «отметился» Halyk Bank, контролируемый Кулибаевыми. Банк пожертвовал 3 млрд тенге на помощь народу.

Позже семья Кулибаевых «от себя» добавила еще 10 млрд тенге через благотворительный фонд «Халык».

Болат Назарбаев оказался не столь щедр – его взнос в фонд составил 1 млрд тенге.

Кстати, поговаривают, что пожертвование в 350 млн тенге от миллиардера Кайрата Боранбаева, сыграло не в его пользу. Те, кто не стал жадничать, не попали за решётку. Как, например, экс-сотрудник администрации Назарбаева, управляющий делами первого президента в период 2006–2009 годов Булат Утемуратов, который передал от своего имени в «Қазақстан халқына» 10 млрд тенге.

По наблюдениям общественности, избежать печальной участи смогли и те, кто вовремя ушёл с политической арены. Например, другой сват Дариги Берик Имашев (отец жены Нурали Алиева), который в январе 2022 года покинул пост главы казахстанского ЦИКа. Или Кайрат Шарипбаев, которого называли вторым мужем Дариги, сложил с себя полномочия председателя правления нацкомпании QazaqGaz (прежнее название — «КазТрансГаз»). Или Димаш Досанов - муж младшей дочери Алии, спокойно покинул должность председателя правления АО «КазТрансОйл», крупнейшей нефтепроводной компании республики. Никаких вопросов вдогонку Досанову не было – ушёл и ушёл, значит так кому-то было надо.

И, наконец, сам первый президент Нурсултан Назарбаев, который лишился почти всех привилегий, но не побоялся доживать свои дни в родном Казахстане.

Новости партнеров