×
516.93
542.52
4.98
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
516.93
542.52
4.98

Свой среди чужих: почему Масимову сочувствует только экс-сотрудник американского Госдепа

03.05.2023, 10:12
Свой среди чужих: почему Масимову сочувствует только экс-сотрудник американского Госдепа
Коллаж Ulysmedia

С момента ареста бывшего главы КНБ Карима Масимова и до оглашения приговора в информационном поле страны по его делу царил «режим тишины» - ведь следствие велось под грифом «совершенно секретно», а суд был закрытым. Никто из бывшей «свиты» всемогущего политика не промолвил и слова в его защиту.  

Иначе обстояли дела в медийном пространстве «западных партнеров». Некие силы инициировали серию публикаций, осуждающих власти Казахстана за его арест, и призвали на помощь рабочую группу ООН. Так кто же они – истинные друзья и единомышленники Карима Масимова? Ответ на этот вопрос искал корреспондент Ulysmedia.kz.

Заграница поможет

В то время как казахстанцы терялись в догадках о роли Карима Масимова в трагических событиях января 2022 года, в западных СМИ вышло более 10 публикаций в его поддержку. Западные друзья экс-руководителя КНБ и дважды экс-премьера РК со страниц американских и европейских СМИ призывали власти своих стран выступить с осуждением его задержания. Помимо статей, писали петиции, обращения в международные инстанции, подключали свои механизмы влияния. И кое-что у них получилось.

Так, на имя президента Токаева было направлено письмо от имени британских парламентариев.

   - Члены Британского парламента отметили важную роль Масимова в модернизации Республики Казахстан и напомнили о большой работе Масимова в выстраивании добрых отношений между Казахстаном и странами Запада, - говорилось в письме.

В популярной на Западе соцсети Twitter был даже запущен хэштег #FreeKarimMassimov. А в ООН была направлена петиция в поддержку Масимова. Кстати, на основании этой петиции дело экс-главы КНБ было вынесено на обсуждение рабочей группы по произвольным задержаниям. Итогом деятельности этой группы стало обращение к властям Казахстана с призывом, «принять срочные меры для обеспечения немедленного безусловного освобождения Карима Масимова». Западные партнеры сочли уместным требовать для своего «протеже» даже предоставления права на компенсацию и «другие возмещения».

Как об этих зарубежных «движениях» стал известно в Казахстане? Очень просто. Первоисточник всей этой информации стал сайт karimmassimov.com, появившийся в интернете сразу после ареста высокопоставленного чиновника, в январе 2022. Пока Масимов находился под следствием, невидимые пиарщики развернули активную деятельность в Сети.

Сайт в поддержку Карима Масимова явно ориентирован на западную аудиторию. Все свежие новости появляются в английской версии, разделов на русском и казахском языке значительно меньше. Фотогалерею украшают снимки с лидерами государств и знаменитыми персонами от королевы Елизаветы до Билла Гейтса.

Именно с подачи вышеупомянутого сайта в казахстанском сегменте интернет-пространства появлялись новости о нездоровье Карима Масимова и даже угрозе его жизни в случае, если он останется в неволе.

Заокеанский друг лучше казахстанских - двух

Имя владельца этого портала раскрыли западные СМИ. На стыке зимы и весны этого года на сайтах двух крупных независимых изданий США и Великобритании - Edinburgpost и Londonjournal были опубликованы идентичные материалы о лоббисте из США Дэвиде А. Меркеле, который имел огромные связи с высшим руководством Казахстана и ныне активно хлопочет об освобождении бывшего премьер-министра эпохи Назарбаева.

Специализирующееся на расследованиях американское издание Intelligence Online открыто заявило, что бывший сотрудник Госдепартамента США и действующий консультант крупнейшей энергетической корпорации Chevron Дэвид А. Меркель взял на себя роль главного защитника Масимова не совсем по собственной инициативе, а был «назначен» определёнными кругами. Как утверждают западные СМИ, Дэвида Меркеля и Карима Масимова связывает давняя дружба. Меркель, помимо высоких постов в Госдепе и Chevron, в разное время занимал должности советника в сенате и конгрессе, был помощником Госсекретаря, директором по делам Центральной Азии в Совете нацбезопасности в Белом Доме. То есть, имеет огромный багаж знаний по Казахстану.

Отставка из правительства США не помешала Меркелю продолжить активно участвовать в делах Казахстана. Документы, опубликованные на скандально известном сайте WikiLeaks, свидетельствуют о том, что «близкие контакты» Меркеля с Масимовым начались в июле 2009 года, а до этого Дэвид бывал в Казахстане в качестве официального представителя правительства США ещё в сентябре 2005 года.

  - Масимов сообщил послу, что бывший министр иностранных дел Евросоюза Дэвид Меркель принял приглашение войти в состав международного консультативного совета Nazarbayev University в Астане, и будет иногда посещать Казахстан в этих целях, - утверждает WikiLeaks. Напомним, Масимов в то время был главой попечительского совета нового вуза.

Согласно утечке электронных писем из почтовых ящиков казахстанских чиновников, известной как «Kazaword», 23 мая 2013 года Меркель отправился в Астану для встречи с Масимовым. Вместе с экс-премьер-министром заокеанский партнёр участвовал в переговорах по крупным бизнес-сделкам с Chevron и другими американскими компаниями.

Как видно, американцу оказался не чужд русский принцип «долг платежом красен», и сегодня он прикладывает все силы, чтобы помочь своему другу Кариму. 11 марта, например, в издании National Interest он призвал администрацию Байдена и конгресс не оставлять без внимания Казахстан и использовать «Акт Магнитского» для привлечения нынешнего президента Казахстана к ответственности за события января 2022 года.

17 августа в издании The Hill Меркель заявил, что «Вашингтон не может смотреть на Астану, как на офшорный балансир», и рекомендовал США потребовать освобождения Масимова в качестве предварительного условия для «восстановления продуктивных отношений».

Дела минувших дней

Удивительно, но все эти попытки извне повлиять на судьбу Масимова не нашли никакой поддержки в отечестве. А ведь у Карима Кажимкановича, дважды за годы независимости Казахстана побывавшего на посту премьер-министра страны и считавшегося ключевой фигурой в команде первого президента, была и своя команда, состоявшая как из соратников, так и из учеников. Возникают вполне резонные вопросы: кто они? Где находятся сейчас? И почему не пытаются поддержать Масимова?

В поисках ответа на первый вопрос далеко ходить не придётся. Бывшие замы экс-главы КНБ Даулет Ергожин, Ануар Садыкулов, и Марат Осипов в прямом смысле были рядом до последнего, но повлиять на приговор суда, разумеется, не могли.

Кстати, имя Даулета Ергожина в привязке к имени Масимова и ещё одного казахстанского экс-премьера – Аскара Мамина упоминалось в казахстанских и российских СМИ в прошлом году. Этот инфоповод создал бывший председатель совета директоров АО «Азия Авто» Анатолий Балушкин, который в открытом письме обратился к президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой привлечь к уголовной ответственности экс-председателя КНБ Карима Масимова, его заместителя Даулета Ергожина и бывшего премьер-министра Аскара Мамина за рейдерский захват.

Письмо это находится в открытом доступе, и ознакомиться с ним может любой пользователь интернета.

Устанавливать правдивость фактов, изложенных в письме беглого бизнесмена – не наша компетенция. Но, согласно данным из открытых источников, изначально в АО «Азия Авто Казахстан» было два акционера: 25 % принадлежало ПАО «АвтоВАЗ» Франция-Россия, 75 % – ТОО «ОНК» Казахстан. В результате сделки 66,67 % доли ТОО «ОНК» перешли к ТОО «Диас» (руководитель: Мырзахан Масимов - двоюродный брат Карима Масимова и его дети - Айгуль Масимова и Руслан Мырзаханов). Кроме того, были выкуплены ещё две компании-учредителя ТОО «ОНК»: 50 % компании «ПСП плюс» было продано племяннице зятя Масимова Азамата Капенова Саадат Шурбековой, а 25 % ТОО «ПТД» – его младшему брату Медеру Капенову. Активы приобретённых компаний исчисляются в миллиардах.

Уже в начале этого года Балушкин в одном из интервью сообщил:

  - В Казахстане заведено уголовное дело по факту рейдерства, ведется следствие. К основным фигурантам вопросы за это время накопились не только у меня. Экс-председатель комитета национальной безопасности Республики Казахстан Карим Масимов и ряд его коллег арестованы по обвинению в госизмене. Относительно спокойно себя пока чувствуют те, к кому перешли наши основные активы — производственные контракты. Это группа «Аллюр» и предприниматель Андрей Лаврентьев вместе с покровителями из правительства. Речь, в первую очередь, о бывшем премьере Аскаре Мамине и вице-премьере Романе Скляре. Они лично лоббировали перевод контрактов по выпуску автомобилей на площадку в городе Костанай.

По словам Балушкина, «летом 2019 года Лаврентьев (владелец группы «Аллюр» —авт.) привёл на встречу с представителями KIA в качестве гаранта премьер-министра Казахстана Аскара Мамина, который «по счастливой случайности» находился в Москве с официальным государственным визитом. Этот гарант и озвучил ультиматум о смене партнёра в Казахстане:

  - Или переходите на площадки "Аллюра", или не видать вам казахстанского рынка, …а действующий партнер ("Бипэк"), даём слово, будет вскоре ликвидирован.

Дружба дружбой, а табачок – врозь

Почему Аскар Мамин помогал экс-главе КНБ, гадать не приходится. Двух политических тяжеловесов связывали не только общие дела – государственные и частные, но и давняя дружба. Этот факт не афишировался, но и не особо скрывался. Масимов и Мамин были одноклассниками. Учились в одном классе элитной целиноградской средней школы №1 имени Кирова. Школа с математическим уклоном в далёкое советское время считалась самой престижной в городе и попасть туда можно было только по блату. Но перед сыновьями руководителей крупных советских предприятий Кажимкана Масимова (директор Бурундайского производственного объединения стеновых материалов, заместитель начальника Главоптснаба при Совете министров Казахской ССР) и Узакпая Мамина (руководитель треста «Целиноградэлеватормельстрой», «Целинсантехмонтаж», строительного комплекса Целиноградского областного агропромышленного комитета) открывались любые двери.

И хотя Карим Масимов учился в первой школе только до четвертого класса, а Аскар Мамин – до самого аттестата, судьба через много лет снова свела одноклассников в высших политических эшелонах страны.

   - Надо чётко понимать, в период так называемого транзита власти в Казахстане ряд чиновников почувствовали себя всесильными. Бывший премьер Казахстана Аскар Мамин и экс-глава КНБ Карим Масимов, решили, что они обладают безграничной властью на следующие 25-30 лет, - так в своем интервью охарактеризовал взаимосвязь одноклассников Анатолий Балушкин.

Тем не менее, Аскар Мамин после отставки старается «не светиться» на публике. Не говоря уж о том, чтобы заступаться за друга детства. Единственный раз в сентябре прошлого года какие-то папарацци слили в сеть фото Аскара Узакпаевича, находящегося в компании с бывшим спикером мажилиса Нурланом Нигматулиным и бывшим президентом федерации футбола Казахстана Адильбеком Джаксыбековым в одном из ресторанов Астаны. Но тогда Мамин объяснил «собирушку» в тесном кругу присутствием на семейном мероприятии.

А в апреле этого года в сеть просочилась информация о том, что Мамин как президент Казахстанской федерации хоккея участвовал в торжественной церемонии закрытия Parimatch-Pro Hokei Ligasy сезона 2022/2023 года в Ташкенте.

Карим и его команда

Несмотря на политическую равноудалённость от кланов и финансовых групп, присущую дипломатичному Масимову, на прямую зависимость от президента Назарбаева, как любому весомому политическому игроку, ему была нужна своя команда, и её он формировал годами. И если в момент первого «пришествия» на пост премьера в числе «масимовских» называли полковника юстиции Абдукалыка Налибаева, доктора экономических наук Аркена Арыстанова, военного переводчика Нурлана Ермекбаева, банковского топ-менеджера Алмаза Джаманбекова, то второе его «премьерство» высветило новые имена.

Так, в прошлом году наш портал Ulysmedia.kz, как и другие казахстанские СМИ, рассказывал о тесной связи экс министра цифровизации с Каримом Масимовым. 

За последние 12 лет Аскар Жумагалиев был министром и транспорта, и цифрового развития, и вице-премьером, курирующим цифровизацию.

В 2020 году Аскара Жумагалиева убирают из Минцифры. Незадолго до этого в Антикоре рассказывают о двух уголовных делах в отношении высокопоставленных чиновников этого ведомства. Но, видимо, к самому Жумагалиеву вопросов нет – практически сразу же его сослали послом в Нидерланды…

И уж конечно, о любых связях и контактах с осужденным за государственную измену предпочитает забыть.

Нерадивый ученик

Ещё одним «протеже» Масимова журналисты называли бывшего акима Шымкента Габидуллу Абдрахимова. Карьера этого чиновника складывалась на удивление гладко, невзирая на преследующие его громкие медийные скандалы.

Восхождение чиновника на политический олимп началось с команды экс-министра внутренних дел Заутбека Турисбекова, с которым, по слухам, Абдрахимова связывают узы родства. Каким образом он ушёл под крыло Карима Масимова, заняв должность руководителя его канцелярии, когда тот впервые был премьер-министром страны, история умалчивает. Но впоследствии карьера Абдрахимова была неразрывно связана с масимовской. С 2008 по 2012 год, когда Масимов возглавлял правительство РК, молодой чиновник возглавлял его канцелярию, а позже, с 2013 по 2015, когда Карим Кажимканович был руководителем АП, Габидулла Рахметуллаевич занимал должность его заместителя.

В апреле 2015 года, будучи заместителем руководителя администрации президента, словоохотливый Абдрахимов оказался в центре скандала, связанного с «делом Алиби». Сторона пострадавшего 24-летнего Жумагулова, избитого бизнесменом Кайратом Жамалиевым, заявила: «зампред АП оказывает давление на следствие». Габидулла Абдрахимов тогда опроверг обвинения со своей страницы в Twitter, заявив, что никакого отношения к фигурантам уголовного дела не имеет. Однако спустя несколько дней в интервью одному из интернет-изданий проговорился о своём близком знакомстве с главным подозреваемым Жамалиевым.

Интервью вызвало большой общественный резонанс, после которого Габидулла оставил должность, а спустя четыре месяца покинул столицу. Пошел на понижение, получив назначение на должность акима Шымкента.

Впрочем, на новом месте Абдрахимов не унывал. Местные СМИ были наполнены новостями, связанными с кипучей деятельностью нового градоначальника: то он решал проблему жителей многоэтажки, то отменил новогодние украшения, то подарил деньги детям-сиротам, то проехался на велосипеде, то получил предложение о сотрудничестве от главы администрации Лондона Садик Хана.

Неудержимая страсть к пиару подвела Абдрахимова и в тот раз. В 2019 году он выложил в соцсети видео на фоне фешенебельного отеля в центре Лондона.

  - Работать надо на родине, а выезжать за границу только на отдых, - заявил он тогда согражданам. Итогом стало увольнение с должности акима Шымкента.

Только покровительством Масимова можно объяснить тот факт, что 13 сентября 2019 года неоднократно дискредитировавший себя чиновник был назначен советником премьер-министра, а позже, в январе 2021 года - вице-министром культуры и спорта.

А недавно он снова оказался в центре скандала. После интервью «токал» Болата Назарбаева Динары Алжан, которая призналась, что получила в подарок от бывшего акима Шымкента бриллиантовые серьги за 20 тысяч долларов и 70 тысяч долларов – кэшем, Абдрахимову снова пришлось оправдываться.

Куда уж тут думать о бывшем шефе и его спасении! Самому бы не загреметь…

18 лет одиночества…

Интересно, каково это – видеть, как твои соратники и ученики стараются сделать вид, что тебя никогда не было в их жизни? Сегодня Карим Масимов знает ответ на этот вопрос. 

Даже те люди из его команды, кто ныне находится вдали от Казахстана, не спешат оказать ему поддержку.  

К примеру, ещё один одноклассник Карима Масимова, оказавшийся «по другую сторону баррикад», - выпускник физико-математической школы 10 «г» класса выпуска 1982 года - бывший топ-менеджер БТА банка Роман Солодченко. Бежав из Казахстана в марте 2009 года, спустя месяц после перехода БТА банка под контроль правительства, он вряд ли желает вспоминать кого-либо и что-либо, связывающее его с Казахстаном. И уж точно он вряд ли посочувствует бывшему однокласснику, рано зарекавшемуся от «сумы и от тюрьмы».

И все же, как нам кажется, самое болезненное для Масимова сегодня – не то, что от него отвернулись все, кроме американца Дэвида Меркеля.

   - Масимов много лет работал со мной. Но разве Иисус Христос знал, что сидящий рядом с ним Иуда предатель, - эта коротенькая фраза, которую обронил бывший шеф Нурсултан Назарбаевым после голосования на внеочередных выборах президента Казахстана, тоже о многом говорит.