После январских беспорядков казахстанские правоохранители возбудили более 5 000 уголовных дел, среди которых убийства, пытки, кражи, разбои, хулиганство и, разумеется, государственная измена. Граждане, опьянённые атмосферой вседозволенности, отправились мародёрствовать, а силовики, почувствовав абсолютную свободу, безжалостно пытали задержанных. По данным Генпрокуратуры, во время январских беспорядков погибли 238 человек: силовики, протестующие и безоружные прохожие. По оценкам главы государства, массовые беспорядки стоили Казахстану 2-3 миллиарда долларов. Насколько объективным было расследование, и кто понёс ответственность за случившееся, решил разобраться журналист Ulysmedia.kz.
Измена Родине и абсолютная неприкосновенность
Президент Казахстана Токаев назвал произошедшее "тщательно спланированной террористической операцией с привлечением боевиков из-за рубежа", однако главным виновником произошедшего назвали казахстанца. По версии следствия, беспорядками руководил экс-глава КНБ Карим Масимов и его заместители. Дело под грифом "секретно" расследовали больше года. Родственники подсудимых заявляли о несправедливости суда, а рабочая группа ООН указывала на процессуальные нарушения.
Увы, более прозрачным суд не стал. В итоге Масимова признали виновным сразу по трём статьям: "Государственная измена", "Насильственный захват власти", Превышение власти и должностных полномочий". Чиновника приговорили к 18 годам лишения свободы с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе.
Заместители Масимова тоже получили реальные сроки: Ануара Садыкулова приговорили к 16 годам лишения свободы, Даулета Ергожина – к 15-ти, а Марата Осипова – посадили на три года. Кроме того, в доход государства взыскали 10 миллиардов тенге и 24 миллиона долларов. Информация о происхождении этих денег тоже осталась под грифом «секретно».
Важно отметить, что у главы КНБ было не три, а четыре помощника. Первым заместителем Масимова был племянник Нурсултана Назарбаева Самат Абиш, но, несмотря на высокую должность, на скамье подсудимых его не оказалось. По официальным данным, Абиша освободили от должности только 17 января 2022 года, в это время весь руководящий состав уже находился в СИЗО. Никаких обвинений первому заместителю не предъявили, поскольку доказательство его вины не нашли. Но складывается впечатление, что их даже не искали.
Куда делись остальные?
Пока вся страна следила за делом Масимова, в региональных судах выносили приговоры участникам беспорядков. В Актобе на скамье подсудимых оказались 18 человек: восемь из них получили условные сроки, двоих подсудимых оправдали, а остальных приговорили к тюремным срокам от 9 месяцев до 4 лет.
Нурсултан Исаев, которого суд признал виновным в наезде на полицейских, получил наказание в виде 15 лет лишения свободы. Двое правоохранителей получили травмы, а суд квалифицировал произошедшее как посягательство на их жизнь.
В Алмалинском уголовном суде двух участников январских беспорядков признали виновными по статье "Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" и приговорили к пяти годам лишения свободы.
В конце апреля жителя Тараза Ербола Жуманова, обвинённого в незаконном владении огнестрельным оружием, его хищении и применении насилия в отношении представителя власти, приговорили к 16 годам колонии строгого режима – почти такой же срок получил глава КНБ. Ещё троих подсудимых признали виновными в организации массовых беспорядков и участии в них. Их приговорили к 5 – 6 годам лишения свободы. Осужденные отрицают вину и считают, что суд был несправедлив.
- Все законы и права были нарушены. Некоторые части видеозаписи просто вырезали. Именно поэтому они не могут показать видео стрельбы. Я взял оружие в 16:00, а погибшего застрелили в 15:18. Я никого не убивал. Меня отправляют в тюрьму без всяких на то оснований, – заявил Жуманов.
Участники беспорядков намерены подать апелляцию. Возможно, им удастся оспорить суровый приговор.
Суды продолжаются до сих пор. По данным Генеральной прокуратуры, к январю 2023 года за участие в январских беспорядках осудили 573 человека. Ещё 720 уголовных дел передали спецпрокурорам. По этим делам задержали: 25 лиц, состоявших в запрещенных экстремистских организациях, 42 члена ОПГ и 8 приверженцев деструктивных религиозных течений.
В одном из своих посланий президент Токаев отметил необходимость амнистии для участников протестов. Поэтому по закону об амнистии от наказания освободили тех, кто по мнению следствия попал под влияние провокаторов и совершил преступные деяния в условиях массовых беспорядков. Амнистию применили в отношении 1905 человек.
А как же пытки?
В июне прошлого года четыре казахстанца, пережившие пытки после задержания, собрались у здания алматинской прокуратуры, чтобы выразить протест. Пострадавшие требовали привлечь виновных силовиков к ответственности. Но выразить гражданскую позицию им не удалось – митингующих задержали, усадили в машины и увезли в разных направлениях. Митинг у стен прокуратуры всё-таки состоялся, вместо задержанных пришли их родственники. Подобные акции проходили неоднократно.
В январе этого года алматинский суд огласил приговор по делу о пытках: двоих полицейских признали виновными по статье "Пытки, совершённые группой лиц по предварительному сговору" и приговорили к трём годам заключения и лишили права занимать должности на государственной службе на тот же срок.
Спустя месяц в Талдыкоргане состоялся суд по одному из самых резонансных дел – полицейские, пытавшие задержанных путём вырывания зубов, изнасилования дубинкой и с помощью раскаленного утюга, получили от 3 до 4 лет лишения свободы с запретом занимать должности в правоохранительных органах сроком на 3 года. От пыток пострадали 24 человека, четверо из которых были несовершеннолетними.
По словам адвокатов, силовые структуры всячески препятствовали расследованию дела. На суде потерпевшие заявляли, что далеко не все истязатели оказались под следствием.
По официальным данным, после январских событий от пыток погибли шестеро, сколько человек получили увечья – неизвестно. Подавляющее большинство дел не дошло до суда: как сообщила уполномоченная по правам человека Эльвира Азимова, 80 % всех дел, связанных с незаконными методами ведения следствия, закрыли. Пострадавшим не удалось доказать, что они действительно подверглись пыткам со стороны военных или полиции, а сами силовики расследовать такие факты не спешат.
Справедливость по-казахски
Угрозы, пытки, шантаж: по словам подсудимых, следствие не гнушалось нарушать закон, чтобы найти виновных.
Пути казахстанской фемиды неисповедимы: участник беспорядков получает такой же срок, как организатор государственного переворота; за жестокое истязание десятков задержанных силовики получают по три года, а за наезд на двух полицейских дают пятнадцать лет; чьи-то дела держат в строжайшей секретности, а кого-то называют виновным ещё до начала суда.
Так кто всё-таки виноват?
Спустя год расследования генпрокуратура установила 18 организаторов январских беспорядков. Главным виновником произошедшего назвали Масимова. Помимо его заместителей в число зачинщиков попали: криминальный авторитет Арман Джумагельдиев, сотрудники КНБ и силовых структур. Точный список обвиняемых пока не огласили, но известно, что в организации захвата алматиснкого аэропорта обвиняют журналистку Айгерим Тлеужанову и активиста Каласа Нурпеисова.
Токаев неоднократно называл январские события попыткой государственного переворота и свержения власти. Возникает вопрос, в чью пользу руководство КНБ пыталось "перевернуть" страну? Неужели Масимов сам хотел возглавить правительство? Откуда у него взялись ресурсы на столь масштабное мероприятие и почему казахстанские спецслужбы ничего не сообщили о готовящемся перевороте? Или всё-таки сообщили?
Увы, несмотря на расследование, вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Тот факт, что ключевые дела по январским событиям проходят под грифом "секретно", не оставляет общественности шансов узнать, что на самом деле произошло в январе.