С января этого года всё смешалось в уголовных судах Казахстана. Законотворцы расширили списки статей уголовного кодекса и число судебных заседаний, которые должны проходить с участием присяжных заседателей.
Почему внедрение в жизнь законодательной инициативы оказалось гораздо сложней, чем её написание на бумаге, разбиралась корреспондент Ulysmedia.kz.
Из-под палки
С утра в небольшом зале специализированного межрайонного суда по уголовным делам Карагандинской области собрались пятнадцать человек разных возрастов, профессий, социальных групп. Все они накануне получили извещения о вызове в суд в качестве кандидатов в присяжные заседатели. Ещё 185 карагандинцев, получивших сообщения от суда, их проигнорировали.
- К сожалению, минимального количества кандидатов не набралось, поэтому вас вызовут ещё раз, - робко сообщает секретарь.
Пришедшие встречают эту новость с возмущением.
- Оторвали от работы, продержали сорок минут! Зачем вообще это надо? Я больше не приду…
Услышав, что в зале присутствует журналист, люди оживляются и всё своё возмущение адресуют мне.
- Непонятно, почему именно нас выбрали, - жалуется молодая женщина со стрижкой «каре».
- И ещё вызвали так странно – сообщением в WhatsApp. Никто не спрашивает, хочу я или нет. Но прийти я должна обязательно.
- А я вообще телевизор не смотрю, газет не читаю, крови боюсь, - подхватывает девушка, сидящая у противоположной стены. – Какой из меня присяжный?
- А я в том, что касается преступлений против детей, придерживаюсь мнения – расстрел! – решительно заявляет еще одна потенциальная присяжная. – Поэтому меня в такие процессы нельзя брать.
Подошедший работник суда терпеливо объясняет каждой:
- Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних по закону не подлежат рассмотрению с участием присяжных. В процессе отбора судья обязательно примет во внимание все ваши доводы о том, почему вы не можете стать присяжным заседателем. А по повестке в суд вы действительно обязаны явиться в соответствии с законом, в противном случае предусмотрено административное наказание – «штраф».
- Вот только под угрозой штрафа мы сюда и пришли, - не сговариваясь, в один голос заявляют потенциальные присяжные заседатели.
- Если бы не это, занимались бы своими делами.
И только реплика сотрудника суда о том, что работа присяжных заседателей оплачивается, смягчает настрой пришедших. Они с интересом начинают расспрашивать о размере вознаграждения, и о том, сколько может продлиться рассмотрение дела…
Список расширяется…
По словам работников специализированного межрайонного суда по уголовным делам Карагандинской области, с начала года участились недовольства, жалобы граждан и даже было зафиксировано обращение в полицию со стороны кандидата в присяжные заседатели. А причиной стало внесение изменений в законодательство.
С 1 января 2023 года список уголовных дел, подсудных суду присяжных, значительно расширился. Если раньше участие присяжных заседателей подразумевалось по 14 составам особо тяжких статей, то теперь список расширился до 35. С начала следующего года участие присяжных заседателей будет необходимо при рассмотрении не только особо тяжких, но и просто тяжких преступлений, то есть, список расширится до 44 составов.
- Преступления делятся по категории тяжести: небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления - на пальцах объясняет председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Карагандинской области Бекзат Шалгимбаев.
- Изначально, когда в 2010 году формировались специализированные межрайонные суды, они были созданы именно для того, чтобы рассматривать дела с участием присяжных заседателей. Тогда, в первые годы внедрения института присяжных, а именно с 2007 года, рассмотрению с их участием подлежали лишь дела по преступлениям, за которые предусматривалась смертная казнь либо пожизненное лишение свободы. Хотя были и исключения.
По словам Бекзата Маратовича, ряд преступлений, таких как преступления, касающиеся половой неприкосновенности несовершеннолетних и малолетних, дела об убийствах, совершенных в условиях чрезвычайных ситуаций и в ходе массовых беспорядков, преступления против мира и безопасности человечества, против основ конституционного строя и безопасности государства, террористические и экстремистские преступления, воинские преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке, преступления, совершенные в составе преступной группы, не рассматриваются с участием присяжных заседателей.
В рассмотрении остальных дел по особо тяжким преступлениям – тем, санкции статей которых предусматривает свыше 12 лет лишения свободы, теперь требуют участия присяжных заседателей.
«Я буду жаловаться!»
Однако, по словам работников уголовных судов, собрать коллегию присяжных заседателей на каждый процесс становится сродни подвигам Геракла.
- К сожалению, правовая сознательность наших граждан очень низкая, - сетует Бекзат Шалгимбаев.
- Даже получая извещение, в котором указывается городской, сотовый телефон сотрудника суда, многие не удосуживаются элементарно позвонить. Просто игнорируют сообщение. Поэтому явка кандидатов в присяжные очень слабая, нам приходится по нескольку раз проводить отборы на процесс.
Иногда, говорит председатель суда, доходит до абсурда. Один из кандидатов, получив сообщение о вызове в суд в качестве кандидата в присяжные заседатели, обратился в правоохранительные органы с заявлением: мол, его донимают мошенники.
- С другой стороны, имеет место недовольство работодателей, - отмечает Бекзат Маратович.
- Тот же индивидуальный предприниматель не хочет, чтобы его сотрудник куда-то уходил, потому что у него своя работа встает. да, - Мой работодатель понимает, что по закону обязан меня отпустить, но потом демонстрирует ко мне негативное отношение, как будто я специально напросился в присяжные заседатели, чтобы «отлынивать» от работы. У нас бывают дела, которые рассматриваются месяцами, соответственно, этот человек может долгое время отсутствовать на рабочем месте, - искренне делятся мнением некоторые кандидаты.
Но, опять же, по закону работодатель на период осуществления обязанностей присяжного в суде не имеет права ни уволить, ни понизить в должности своего работника.
А судьи кто?
Ситуация с внедрением института присяжных заседателей в Казахстане складывается парадоксальная. Телепередача «Встать, суд идет!» у нас имеет высокие рейтинги и массу зрителей. Любой пост в соцсетях, повествующий о громких судебных делах, вызывает шквал комментариев. «Диванные эксперты» наперебой критикуют решения судей, находят уязвимые места в линии защиты, возмущаются показаниями свидетелей… А, получив возможность проявить себя в настоящем деле, люди тушуются и всеми правдами-неправдами стараются увильнуть от миссии присяжного заседателя.
- А ведь суть института присяжных заседателей состоит в том, чтобы подсудимого судил народ – такие же люди, как он. Не имеющие никакого отношения к юриспруденции, принимающие решение, только исходя из представленных им доказательств и своего жизненного опыта. Грубо говоря, если вы не доверяете судье, то вот вам альтернатива.
В коллегии присяжных на каждом процессе – 10 человек. Ещё двое в запасе - на случай, если кто-то из основного состава не сможет, заболеет и т.д. Одиннадцатый – председательствующий судья.
- Каждый присяжный имеет такое же право голоса, как и судья, - поясняет председатель суда.
- Решение принимается анонимным голосованием, каждому присяжному заседателю и председательствующему судье раздают бюллетени, в котором ставятся три основных вопроса:
Решение принимается большинством голосов.
Бекзат Маратович рассказал, что перед голосованием всегда рассказывает присяжным притчу о том, как царь попросил своих подданных принести ложку молока, чтобы наполнить котел, а в итоге в нём оказалась чистая вода. Потому что каждый из подданных думал так: от моей одной ложки ничего не изменится.
- Присяжные заседатели должны понять и прочувствовать свою ответственность. Знаете, как говорят: «от тюрьмы и сумы не зарекайся»? Горе может прийти в каждую семью. И если человека, который убил близкого вам человека, оправдают только из-за того, что какой-то присяжный не захотел брать на себя ответственность, решив, что «от одного моего голоса ничего не изменится», как вы будете себя чувствовать?
Кто «не дорабатывает»…
Бекзат Шалгимбаев уверен: суд присяжных нужен в Казахстане. Но проблема с внедрением этого института в нашу судебную систему кроется в непродуманности механизмов его реализации.
- Список кандидатов в присяжные, согласно Закону «О присяжных заседателях», формируется местным исполнительным органом - акиматом. При формировании этого списка акимат должен проводить работу по отбору. Уведомлять людей, что они вошли в список кандидатов в присяжные заседатели, проверять, чтобы в списки не попали лица, которые де-юре не могут быть присяжными заседателями. Это лица, которые имеют непогашенную судимость, признаны судом недееспособными или ограниченно недееспособными. Судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, госслужащие, военнослужащие. Лица, не достигших 25-летнего возраста на момент составления списков, а также лица старше 65 лет.
- А в реальности у нас были случаи, когда в список, предоставленный акиматом, были включены умершие люди, действующие судьи, сотрудники правоохранительных органов и так далее.
По словам Бекзата Шалгимбаева, акиматы «не дорабатывают» при формировании списка кандидатов в присяжные заседатели. И на деле вышло, что функции по работе со списком легли на суд.
- Это сразу же усложнило работу судов, не говоря уж о том, что процедура рассмотрения дел стала существенно затягиваться. Например, если судья в одиночку обычные дела рассматривает за месяц, то здесь мы сразу автоматически продлеваем на неопределенный срок начало судебного заседания.
Оно и понятно – для того, чтобы провести отбор в присяжные заседатели обычно приглашаются около 200 человек из списка. Выбираются они, по словам судей, путем случайной выборки, автоматически - с помощью компьютерной программы.
- Вы представляете, какие колоссальные бюджетные средства затрачивается на формирование коллегий присяжных заседателей из-за низкой правовой сознательности граждан. Ведь для проведения отбора коллегии присяжных сейчас мы вынуждены рассылать извещения огромному количеству людей. Только на сегодняшнее судебное заседание из 200 человек, приглашенных путем уведомлений на WhatsApp, пришли всего 15. А минимальное количество людей для проведения отбора должно быть не меньше 25.
То есть теперь нам нужно заново проводить ту же работу…
Председатели региональных судов по уголовным делам регулярно подают в вышестоящий орган рациональные предложения по оптимизации процесса внедрения института присяжных заседателей. Но куда деваются эти предложения, понять сложно…