Отечественная молочная отрасль на грани разорения – утверждают казахстанские фермеры. По их прогнозам, очередной удар они получат из России. По версии наших молочников, перепроизводство «молочки» у соседей, сделает их продукцию совершенно невостребованной, патриотизм казахстанцев не устоит перед более низкими ценами за российские сыр и сметану. Ulysmedia.kz решил проанализировать ситуацию и разобраться, как выглядит «молочная» реальность на фоне обещаний, планов, совещаний и торжественных рапортов.
Отечественная молочная отрасль на грани разорения – утверждают казахстанские фермеры. По их прогнозам, очередной удар они получат из России. По версии наших молочников, перепроизводство «молочки» у соседей, сделает их продукцию совершенно невостребованной, патриотизм казахстанцев не устоит перед более низкими ценами за российские сыр и сметану. Ulysmedia.kz решил проанализировать ситуацию и разобраться, как выглядит «молочная» реальность на фоне обещаний, планов, совещаний и торжественных рапортов.
Денег не жалели
За годы независимости в отечественную «молочку» отправлены миллионы долларов. Запускались громкие программы, закупались дорогие бурёнки и быки производители, строились современные фермы, но почему-то прилавки магазинов до сих пор ломятся от импортных творога, сметаны и сыра. Оказывается, даже по официальной статистике молока в Казахстане производится лишь на 2/3 от потребностей.
- У нас серьезно отстают товарные ресурсы от возможностей в переработке. Причин несколько, а главная – это нехватка товарного молока. Сегодня 50 % молока, поступающего на переработку, производится на личных подсобных хозяйствах и не отвечает требованиям технических регламентов ТС, — недавно на совещании в правительстве объяснил ситуацию директор Молочного союза Владимир Кожевников.
- Уже в этом году будет дан старт строительству 65 молочно-товарных ферм в рамках Большого проекта. На это из бюджета уже выделено 100 млрд тенге под низкий процент, - успокоил его вице-премьер Серик Жумангарин.
Странная статистика
Если верить цифрам, в стране внутреннее потребление молочной продукции составляет 2,3 млн тонн в год. 172 молокоперерабатывающих предприятия ежегодно перерабатывают 1,8 млн тонн молока, что составляет 46 % от общего объёма его производства. Мощности предприятий позволяют перерабатывать порядка 2,5 млн тонн в год, но загружены на 77 %.
Директор молочно-товарной фермы в области Жетысу Рахим Каримов уверен, что официальные данные полностью расходятся с реальностью.
- В моей голове не укладывается, как в Казахстане может производиться 3,9 млн тонн товарного молока, а перерабатываться только 1,648 млн? Разницы около 3 млн тонн, как я считаю, просто не существует. Есть, конечно, импорт, заменители и «дикое» молоко, произведенное в личных подсобных хозяйствах. Но не в таком же количестве! По официальным данным, около 0,4 млн тонн. Но даже «нарисованного дикого» молока не хватает, чтобы закрыть потребности казахстанцев.
Субсидии для усушки и утруски
Как заявляет власть, со стороны государства переработчикам оказываются различного рода меры поддержки. За последние 4 года молокоперерабатывающим предприятиям выданы субсидии на сумму 35 млрд тенге. Это инвестиционные субсидии по возмещению части расходов при строительстве и модернизации молокозаводов, ставки вознаграждения по лизингу и кредитам. Также для развития сырьевой базы в животноводстве субсидируется племенная работа и повышение продуктивности и качества продукции животноводства.
За последние 7 лет объём субсидий для развития молочного скотоводства вырос в 1,8 раза, в 2022 году составил 22,5 млрд тенге (в 2016 г. – 12,1 млрд тенге). Но доходят ли эти дотации до простых фермеров и не подвергаются ли усушке и утруске по дороге? И отчего, коль идут такие госдотации, мы так и не можем выйти обеспечить себя своим молоком?
Спасут ли ситуацию обещанные Жумангариным 65 молочно-товарных ферм и очередной транш в 100 млрд тенге? Богатый опыт позволяет сомневаться и наводит на мысль, что и этот проект будет провальным и миллиарды бюджетных средств уйдут в никуда.
- Полгода назад премьер-министр Смаилов посетил наше хозяйство и сказал, что поддержит кооперацию в молочной отрасли, даст поручение профильным ведомствам расмотреть этот вопрос, но это, к сожалению, так и осталось только поручением, – говорит фермер Рахим Каримов.
Задавят демпингом
В России идёт перепроизводство молока и молочной продукции. Профицит - около 2 млн тонн молока.
А у нас группа компаний «Агропродукт», некогда владевшая 2/3 рынка молочной продукции, продает заводы из-за долгов, это первая ласточка, за которой, видимо, полетят и другие, сбившись в стаю. Для стимуляции экспорта МСХ России подготовило постановление правительства для возмещения транспортных расходов молочным экспортерам.
Сегодня господдержка на тонну произведенной продукции в Казахстане составляет 5,5 доллара. В России – 24 доллара. То есть Казахстан «недопитан» субсидиями почти в 5 раз.
В России же робототизированные системы доения субсидируются на 70 % от стоимости, а у нас... 0 %. И как результат: Россия производство молока за последние 4 года увеличила почти вдвое.
Одни проблемы
Помимо прочего, молочная отрасль Казахстана сталкивается с рядом проблем, таких как:
Кроме того, молочная отрасль Казахстана страдает от низкого уровня рентабельности. Невысокие цены на молочную продукцию и высокие затраты на её производство приводят к тому, что многие фермеры и производители не могут получить достойную прибыль, что ограничивает их возможность инвестировать в развитие своей деятельности. P.S. Когда материал готовился к печати, поступила информация с сайта dairynews.today, что казахстанские фермеры снижают отпускные цены на молоко. Давление на местных производителей оказывают их коллеги из приграничных регионов России, которые уже поставляют свежее молоко в Казахстан по более низкой цене, даже с учётом доставки. Причина всё та же – высокие цены на сырье на внутреннем рынке и нежелание казахстанских фермеров снижать их.
Да, пока молока на прилавках магазинов хватает. Но вот какого качества и по какой цене мы будем пить его в дальнейшем, вопрос отнюдь не риторический, и интересно, какое молоко дома на столе, например, у того же вице-премьера Серика Жумангарина. |