Алматинцы не теряют надежду, что смогут поменять градоначальника, в сети продолжает распространяться информация о возможной отставке акима Алматы Ерболата Досаева. По неподтверждённым данным, недоволен его работой и президент Токаев, вызывает вопросы и крупный бизнес жены Досаева. Более того, горожане запустили петицию об отставке акима, которая уже набрала более 69 000 голосов. Чем именно недовольны алматинцы и насколько обоснованы их претензии, выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.
Мнение общественности
Согласно опросу в Telegram-канале "Выход к правде", в котором участвовали более 1000 респондентов, лишь 6 % опрошенных довольны работой акима Досаева. Еще 14 % - считают, что чиновник делает что может. 25 % горожан не очень довольны, поскольку в городе ещё много проблем, но более половины респондентов убеждены, что с приходом Досаева город стал только хуже.
Горожане обозначили вполне конкретные проблемы, каждая из которых заслуживает детального обсуждения.
Пробки и "забитые" автобусы
Главной проблемой, по мнению алматинцев, является недостаточно развитая транспортная инфраструктура – такой ответ дали сразу 40 % опрошенных. Речь идёт о дорожных пробках и нехватке общественного транспорта, отсутствии сообщения с пригородом и плохом качестве дорог, особенно на окраинах города.
Массовые ремонтные работы, инициированные акиматом, практически парализовали движение сразу на двух крупных улицах: проспекте аль-Фараби и проспекте Абая. Это привело к масштабным пробкам и возмущению граждан. Многие считают, что власти регулярно ремонтируют центральные улицы, которые находятся в хорошем состоянии, а дороги, которые действительно нуждаются в ремонте, остаются без внимания.
Сам аким извинился перед жителями за доставленные неудобства и подчеркнул, что с такими проблемами сталкиваются все мегаполисы. А замену бордюров и асфальта объяснил технической необходимостью.
- Аль-Фараби не ремонтировали с 2010 года, а проспект Абая – с 2012 года. По оценке специалистов, если бы мы эти дороги не сделали, то не пережили бы зиму, – пояснил чиновник.
Однако жители с акимом не согласились. Почему ремонт крупных проспектов нельзя было провести по очереди? И как должны переживать зиму жители микрорайонов, где дороги не просто в заплатках, а в ямах?
Общественный транспорт – это вообще отдельная история. Горожане и раньше были недовольны качеством и количеством автобусов, а после сообщений о планируемом повышении цен на проезд ситуация значительно обострилась.
Ещё сложнее приходится жителям области: тысячи людей приезжают в мегаполис на работу и учёбу – в результате дорога превращается в настоящий ад. До Талгара, Иссыка и Каскелена общественный транспорт ходит редко, поэтому мест хватает не всем. Те, кто не влез в автобус, вынуждены часами стоять на дороге, чтобы поймать такси.
Открытие БАКАД несколько разгрузило трафик, но проблема с общественным транспортом так и не решилась. А строительство ЛРТ от Алматы до Кунаева только в планах. Электричка появится к 2040 году, если, конечно, всё пойдет по плану.
Вся таблица Менделеева
На втором месте оказалась проблема экологического характера – в Алматы нечем дышать. Горожане с содроганием ждут начала отопительного сезона, ведь с приходом зимы смог окутывает весь город.
Аллергические реакции, хронические болезни лёгких, онкология – список проблем, которые вызывает загрязнённый воздух, внушительный и устрашающий. Однако о переводе городских ТЭЦ с угля на газ задумались лишь в 2019 году.
С тех пор проект успел подорожать, сроки строительства – сдвинуться, а терпение горожан – дойти до предела. Согласно последним данным, «Самрук-Энерго» планирует завершить проект перевода ТЭЦ-3 на газ до конца 2025 года, а ТЭЦ-2 – до 31 декабря 2026 года. Так что, дорогие алматинцы, придётся потерпеть.
Мусор, газ, вода и электроэнергия
На третьем месте оказались проблемы с мусором, а также перебои с водой, электроэнергией и газом. Если мусорные свалки на городских улицах зачастую устраивают сами горожане, то неисправность инженерных сетей – исключительно чиновничья заслуга.
По данным «Алматы су», износ водопроводных сетей составляет 54 %, а канализационных – 56 %. При этом изношенность тепловых и электрических сетей превысила 60 %. Почему чиновники довели городские сети до столь плачевного состояния – объяснить никто не потрудился, но проблему нужно решать. И сделать это пытаются за счёт простых граждан, повышая тарифы.
- Ремонтный фонд предприятия целиком зависит от уровня тарифов на воду и канализацию, которые в Алматы являются одними из самых низких по стране. Поэтому реализация государственной политики "Тариф в обмен на инвестиции" позволит аккумулировать больше средств для замены инженерных сетей и необходимого оборудования, – объяснили повышение в «Алматы су».
Однако горожан такое предложение не устроило. Ведь на протяжении десятилетий алматинцы исправно платили за свет и воду, но на обслуживание сетей денег почему-то не хватало. Так где гарантия, что сейчас они пойдут туда, куда нужно?
Экономия воды по-досаевски
Меньше всего горожан беспокоит состояние арыков и ливневой канализации – этот вариант ответа выбрали всего 5 % горожан. При этом проблема стоит достаточно остро, ведь каждую весну Алматы превращается в Венецию, а летом в пустыню Сахару.
В 2022 году на реконструкцию арычных четей потратили около 6,8 млрд тенге, тогда аким Досаев заявил, что реконструкция "решит основную проблему". Однако ситуация почти не изменилась – в дождь без резиновых сапог по улицам лучше не ходить.
В целом, алматинцы довольно скептически относятся к словам градоначальника, и на это есть причины. Вот наглядный пример: 13 июля на встрече с жителями, которые были недовольны поливом зеленых насаждений, аким заявил, что для экономии воды городу нужно переходить на капельное орошение. Чиновник заверил, что "в этом году взял на контроль почти каждое дерево в городе".
Увидев это сообщение, одна из наших читательниц прислала в редакцию видеоролик. По словам женщины, в микрорайоне Аксай 2 системы полива вместо деревьев поливают асфальт, создавая лужи и грязь.
- В прошлом году на перекрёстке Момышулы и Маргулана провели капитальные ремонт: заменили брусчатку, поставили лавочки, постелили газон, но систему полива не предусмотрели. В итоге систему орошения начали устанавливать уже после завершения работ, перекопав недавно посаженный газон и повредив брусчатку. Но и это еще не все – новая система полива не работала все лето! Газон, на который наверняка потратили кучу денег, просто высох. В итоге поливать растения стали только в начале июля, и тут началось самое интересное – лужи и реки, текущие до самого двора. По тротуарам ходить невозможно, что там аким взял на контроль? – высказалась алматинка.
По её словам, такая ситуация длится уже несколько недель, и никому до этого нет дела. Пока президент говорит о бережном отношении к ресурсам и экономии воды, в Алматы поливают тротуары.
Уйдёт ли аким в отставку?
Справедливости ради стоит отметить: проблемы, с которыми сталкивается мегаполис, копились годами и решить их в одночасье просто невозможно. Жить в Алматы действительно становится сложнее, но виноват ли в этом Досаев, который управляет городом лишь с января прошлого года?
Так или иначе, многие жители работой акима недовольны. Не обратить внимание на петицию с 60 тысячами подписей довольно сложно, поэтому в правительстве наверняка знают о сложившейся ситуации. Сам Досаев происходящее никак не комментирует и в отставку не собирается, но что решит президент?