×
442.05
474.14
4.74
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
442.05
474.14
4.74

К вопросу о Пантеоне, или По какому принципу отводят места на элитном кладбище Казахстана

24.07.2023, 10:06
Коллаж Ulysmedia

На прошлой неделе тема пантеона на информационном поле затмила все другие. Ньюсмейкером стал секретарь гормаслихата столицы Ерлан Каналимов, который неожиданно и публично озаботился нехваткой мест на главном кладбище страны.

   - Если умрёт какой-нибудь общественный деятель, то начнутся разборки, - заявил Каналимов и добавил, что из 25 мест в усыпальнице свободными остаются лишь четыре.

Редакция Ulysmedia.kz считает эту тему важной как в ракурсе написания современной истории Казахстана, так и с точки зрения своей закрытости и почти полного неведения народа, что же это за «элитное кладбище».

Обычно говорят: «О мертвых ничего, либо хорошо», но при этом не знают или нарочито забывают слова концовки изречения – «кроме правды». И какой бы щепетильной эта тема ни была, полагаем, что освещать её все имеют полное право, тем более что строили пантеон и содержат его за счёт бюджета. Известно, что на это выделяется около 110 000 000 тенге.

Ты помнишь, как всё начиналось?

История создания национального пантеона берет начало ещё в 2013 году, когда столичный акимат объявил конкурс на самый лучший эскиз. Несмотря на существование лишь на бумаге, это не мешало тому, чтобы на территории элитного кладбища уже начали хоронить. А положение о государственном кладбище правительство утвердило только спустя шесть лет.

   - Национальный пантеон – место для погребения умерших (погибших) лиц, представляющее собой архитектурный объект мемориального значения, основанный в целях увековечения памяти выдающихся деятелей государства, науки, культуры, а также лиц, внёсших вклад в развитие Казахстана, - гласил документ.

Весьма многозначительно в нём был прописан ещё один пункт.

   - Организация захоронения умерших (погибших) лиц производится местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, по инициативе супруга (супруги), близких родственников либо законного представителя умершего (погибшего), - был ответ на вопрос о том, за чей счёт похороны.

Объект был введён в эксплуатацию в июне 2020 года, – заявили официальные лица три года назад. Почему мы акцентируем внимание на этом предложении в тексте? Да всё просто. Несмотря на то, что пантеон «заработал» всего лишь в 2020-м, хоронить там начали гораздо раньше. Выходит, что делали это в обход закона и с нарушением СНиП-ов. Восемь лет назад, когда, как мы писали выше, место существовало еще только на эскизах, здесь по указу первого президента предали земле тело председателя мажилиса РК III и IV созывов Урала Мухамеджанова. Погребения продолжились и в последующие годы, не дожидаясь ввода в эксплуатацию, земле предали тело поэтессы Фаризы Онгарсыновой (2014 г.); генерального прокурора Казахстана Максута Нарикбаева (2015 г.); Герой Труда Казахстана Абиша Кекилбаева (2015 г.); супруги бывшего министра обороны РК Мухтара Алтынбаева Гульбану Алтынбаевой (2016 г.). Полный список можно посмотреть в материале на нашем сайте.

Немного об истории и тратах

Пантеон – некрополь (дословно: «город мёртвых»), общее название для места захоронения известных людей.

Есть всемирно известные кладбища с могилами выдающихся людей, которые принесли славу своим странам и народам. Человечеству издревле свойственно желание отметить место захоронения вождя высоким курганом, храмом, пирамидой, мавзолеем или памятником. Римляне заложили основу традиции хоронить императоров и полководцев с большими почестями в самом достойном месте в центре города, и построили уникальное здание Пантеона в Риме, где обретали покой также другие граждане республики, заслужившие вечную память.

Когда только-только зародилась идея о пантеоне в головах государственных мужей, привыкших копировать мировые знаковые места, журналисты спрашивали у казахстанцев, нуждается ли наша страна в таком объекте, и кто может удостоиться чести быть там захороненным.

В своей манере высказался небезызвестный в то время экс-депутат мажилиса, коммунист Владислав Косарев.

   - Я категорически против подобных идей. Если получится так, что кто-то один будет лежать в пантеоне, а другой будет лежать в земле, это необъективно. Потому что человек должен быть предан земле, к тому же применение пантеона противоречит многим религиям.
Но, если когда-нибудь в Казахстане построят пантеон, я думаю, что можно все-таки перезахоронить Ленина у нас. В случае если россияне откажутся от него.

   - Не совсем понимаю, зачем это нужно. Для чего разделять общество на элиту, заслуженных уже после смерти?   Думаю, лучше заняться местами захоронения выдающихся лиц XIX-XX века. Тех же представителей Алаш-Орды, которые погребены по всему бывшему Союзу, Кенесары хана, наконец, - четко высказался и Расул Жумалы, политолог, ныне посол РК в Ливане.

   - Как представитель православия скажу, что это пережитки язычества – мавзолеи, склепы, курганы, пирамиды. Для христианского мира это неприемлемо. Для традиционных религий Казахстана такое неприемлемо, - обозначил свою точку зрения и священнослужитель Владимир Завадич.

Вразрез этим мнениям высказался экс-министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.

   - Лично мое мнение: вопрос необходимости пантеона я полностью поддерживаю. Я в этом ничего плохого не вижу. Я абсолютно уверен, что все граждане Казахстана могут попасть в этот пантеон. Есть определённые критерии захоронения в пантеоне. Никаких проблем я здесь не вижу, – жизнеутверждающе сообщил он.

Земля на пантеоне под могилы выдаётся бесплатно. Правда, до сих пор неясно, сколько денег было потрачено на создание национального пантеона. По информации из открытых источников, для создания элитной усыпальницы ушло более 950 млн тенге. Однако «Немецкая волна» в 2016 г. писала, что «проектная стоимость предварительно определена в 79 млрд тенге, что эквивалентно приблизительно 215 млн евро».

   - У этого пантеона одна цель – быть готовым к похоронам Нурсултана Назарбаева. При этом астанинский мемориал должен быть ничуть не хуже всем известного на постсоветском пространстве мавзолея, - сообщило издание.

Впрочем, многие в Казахстане тоже придерживались этой версии, и не сомневались в причине открытия пантеона. Кстати, в прошлом году, когда несостоявшийся елбасы открывал новую мечеть в Астане, злые языки говорили, что он завещал похоронить себя в этой мечети, вопреки всем канонам мусульманства. Что окажется данностью на самом деле, покажет время.

Мы попросили известного юриста Жангельды Сулейманова прокомментировать финансовые затраты на пантеон.

   - Денег ушло немало на строительство. Писали про 900 миллионов, но я посмотрел бюджеты - более 2 миллиардов. Только на дорогу к нему и коммуникации затратили 250 миллионов, а ещё содержание требует денег, - поделился подсчётами Сулейманов.

Кто они, эти люди?

В марте 2023 г. сайте Открытые НПА для обсуждения опубликован проект постановления премьер-министра о правилах захоронения в Национальном пантеоне. К примеру, несколько изменился список разрешенных к погребению там лиц, исключены члены семей президентов, которые ранее были включены в этот перечень избранных.

    - Члены семьи исключаются в связи с тем, что в пункте 5 Положения определены должностные регалии лиц, подлежащих к захоронению в Пантеоне. Вместе с тем в действующем законодательстве понятия как «член семьи» не предусмотрено. Также данным Положением предусмотрена возможность захоронения супруга или супруги данных лиц, – говорится в проекте.

Однако много вопросов вызывают действующие до сих пор некоторые пункты списка.

    - С лицами, подлежащими погребению в пантеоне, могут быть захоронены их позже умершие (погибшие) супруги.

Из ранее опубликованной информации на Ulysmedia.kz мы знаем, что в пантеоне последнее пристанище нашли супруга бывшего министра обороны РК Мухтара Алтынбаева Гульбану Алтынбаева, супруга спикера мажилиса Кабибуллы Джакупова – Баян Джакупова, супруга акима Актюбинской области Елеусина Сагиндыкова – Манура Сагиндыкова и это при том, что их мужья живы-здоровы и дай аллах им ещё долгих лет жизни. Но выходит, что уже по умолчанию их супруги похоронены в пантеоне. А если конъюнктура переменится, как это зачастую у нас бывает? Или в последний момент здравствующие супруги решат быть погребенными где-то на родовых землях? Тогда что - встанет вопрос об эксгумации?

Список номенклатуры, удостоенной быть погребенной в пантеоне, достаточно обширен. Если следовать ему, помимо президентов РК, в сакральном месте следует хоронить всех премьер-министров и их заместителей, председателей палат парламента и их заместителей, государственных секретарей, государственных советников, руководителей АП, председателей Конституционного Совета, Конституционного и Верховного судов и Национального Банка.

А также министров, руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту, акимов областей, городов республиканского значения и столицы. И, как говорилось в одном старом известном фильме, перефразируя, «так никаких земель не напасешься». Конечно, если сами ныне здравствующие не откажутся от этой чести и не предпочтут более скромное и семейное упокоение, как это сделал недавно бывший зам. премьер-министра Бердибек Сапарбаев, завещавший похоронить его рядом с сыном на Кенсае в Алматы.  Кстати, о Кенсае. В январе этого года автору этих строк пришлось хоронить дядю. Чиновник из алматинского акимата сказал, что мест на кладбище нет, но за 5 тысяч долларов вопрос можно «решить», а когда узнал, что будет подзахоронение, едва скрывая кислую мину, больше не настаивал.

Вот поворот

Следующий прецедент напомнил нам другой известный фильм режиссера Эльдара Рязанова «Гараж», когда на заседании гаражного кооператива выяснилось, что в списке пайщиков оказались никому не известные, но блатные лица. Говоря эвфемизмами, удивило обретание в Национальном пантеоне директора департамента прямых инвестиций в недропользовании министерства энергетики и минеральных ресурсов, брата Сары Назарбаевой (Конакаевой) Саяхата Конакай (2014 год). Мы помним, кто в ту пору был президентом РК, и скорее всего он, пользуясь пунктом о погребении в пантеоне провел опосредованного родственника под грифом «другие граждане по особому решению президента Республики Казахстан». Подчеркнем, этот материал пишется при жизни Сары Назарбаевой, чтобы потом не обвиняли в мести и предвзятости, дескать, «мертвого льва может пнуть каждый».

Помимо этого, вызывают вопросы известность и заслуги перед нацией и государством персоны погребения в усыпальнице бывшего первого замакима Туркестанской области Космана Айтмухаметова, о котором в Википедии кратко сказано: «Казахстанский государственный деятель, вице-министр регионального развития Республики Казахстан с июня по август 2014 года, с 21 февраля 2019 года первый заместитель акима Туркестанской области. Происходит из племени Кыпшак».

Или упокоенного Зейнуллы Шайдарова: «Советский государственный и партийный деятель. Происходит из подрода мойын-караша рода куандык племени аргын. Заведующий отделом сельского хозяйства партийного комитета Акмолинской области, 2-й секретарь Астраханского районного комитета партии, 1-й секретарь Атбасарского районного комитета партии, 2-й секретарь Акмолинского областного комитета партии, председатель исполнительного комитета Акмолинского областного совета». Вот и попробуйте разобраться на чём сделан акцент - на родоплеменной принадлежности или на обычных номенклатурных должностях.

И каково будет отношение наших современников и вослед идущих поколений к словам о том, что Национальный пантеон – это место, которое имеет особое значение для страны и её народа. В нём похоронены или отображены останки знаменитых и почитаемых личностей, которые сыграли важную роль в формировании и развитии страны; представляет важных и значимых людей, чьи жизни и достижения оказали заметное влияние на историю и культуру страны.

Уверены, что в знаковой усыпальнице должны лежать не только по признакам личной преданности, дружбы или родства с высшими должностными лицами страны.

Значение национального пантеона

  • Историческое значение:

Национальный пантеон - символ истории нации.

  • Патриотическое значение:

Национальный пантеон способствует возрождению национального гордости и патриотизма. Он стимулирует уважение к наследию и достижениям предков, вызывает чувства глубокого уважения и почтения к тем, кто работал на благо страны.

  • Культурное значение:

Национальный пантеон является частью культурного наследия страны. Он служит источником для изучения и понимания истории, традиций, ценностей и идентичности народа.

  • Национальная идентичность:

Национальный пантеон является символом национальной идентичности и гордости. Он объединяет людей страны вокруг общих ценностей и идеалов, которые представляются выдающимися личностями, похороненными там. Посещение национального пантеона может вызывать у граждан чувство принадлежности и патриотизма.

Однако вместе с вышеописанными значениями юрист Жангельды Сулейманов подошел к этим понятиям с профессиональной точки зрения.

   - Кроме этической стороны есть юридические нарушения. По закону «Национальный пантеон –место для погребения умерших (погибших) лиц, представляющее собой архитектурный объект мемориального значения, основанный в целях увековечения памяти выдающихся деятелей государства, науки, культуры, а также лиц, внесших вклад в развитие Казахстана.

Два условия – выдающиеся и внёсшие вклад.

Это неточные, размытые, неясные условия. Никто не сможет определить, кто выдающийся, а кто невыдающийся.

По внёсшим вклад - это вообще трэш. Любой, подчеркиваю, любой гражданин вносит вклад в развитие Казахстана. Все 20 миллионов. Так что такую формулировку безграмотной сочтут и не юристы.

Но дальше хуже. Правительство выносит постановление, кого можно хоронить в пантеоне. И уже забыли про выдающихся и внёсших вклад, а просто указали должности каких-то чиновников: министров, акимов и т.д.

И в постановлении говорится о супругах - их тоже можно там хоронить. В законе про это ни слова.

Неясно также, всех можно, кто когда-то был акимом или министром? У нас было 22 министра образования! Их всех там, что ли, похоронят?

В общем, это постановление противоречит закону и его нужно отменить, – категорично заявляет Жангельды Сулейманов.

Этика и эффективность

Помимо вышеозначенных камней преткновения, возникают и другие вопросы этического характера. Как видно из списка погребённых в пантеоне, там находятся люди разных вероисповеданий. Мы не теологи, но, наш взгляд, такое соседство недопустимо, как это повелось издревле. И по каким обычаям проходит траурное погребение: для всех роют мусульманские могилы с захоронением в саване, а как хоронят христиан – их отпевает батюшка?

Как выше упомянул юрист Сулейманов, также слишком двусмысленно звучат слова о «внёсших вклад». С одной стороны, номенклатура, которая уже только в силу своих служебных обязанностей попадает в разряд нобилитета и удостаивается чести быть захороненными отдельно от остального народа. С другой стороны, тот самый народ, который, может, заслуживает гораздо большего внимания и почестей быть захороненными в некрополе. Те же врачи, ценой своей жизни спасавшие жизни других во время пандемии, простой паренек, бросившийся в воду и спасший жизнь двух детей, но сам утонувший, в общем обычные казахстанцы, которые ценой собственной гибели спасли людей от неминуемой смерти.

И здесь возникает вопрос о создании Госкомиссии, которая должна решать возможность погребения персон в Национальном пантеоне, чьи заслуги перед государством и нацией неоспоримы. Только за то, что человек находился на государственных постах, был министром, управленцем не по призванию, а по приказу, это ещё не повод воздать посмертные почести. Госкомиссии необходимо оценивать эффективность работы чиновника на должности, её КПД, действенность и результативность. И судьбоносно: человек при жизни должен быть безупречным, чтобы потом люди, посещая пантеон, не вспоминали его недобрым словом.    

   - В Казахстане официально более 1 000 000 человек живут за чертой бедности. Если брать во внимание уровень бедности в развитых странах, то таких людей у нас уже несколько миллионов. И в такой бедной стране сама идея элитного кладбища выглядит цинично и аморально. Надо закрыть пантеон, пока мы не станем развитой страной, - категорично настаивает Жангельды Сулейманов.

P.S. Тема статьи, повторимся, щепетильна и деликатна. Но есть вопросы, решение которых сегодня задает императивы и целенаправленность для нашей будущей жизни.

Новости партнеров