×
443.35
475.54
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.35
475.54
4.82

Кадры решают всё: куда ведёт карьерная лестница от президентского молодёжного кадрового резерва

01.08.2023, 10:22
Коллаж Ulysmedia

Очередной отбор в президентский молодежный кадровый резерв должен пройти в этом году. Анонсируя его, председатель агентства по делам государственной службы Дархан Жазыкбаев признал, что при трудоустройстве резервистов прошлого набора пришлось столкнуться с «различными трудностями». Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, стоит ли набирать новых, если ещё не удалось пристроить старых резервистов?

Социальный лифт

Впервые о создании «скамейки запасных», сформированной из самых ярких, перспективных, талантливых представителей молодого поколения казахстанцев, в своей предвыборной программе президент Касым-Жомарт Токаев заявил в 2019-м. Идею главы государства в том же году взялось воплотить в жизнь агентство по делам госслужбы. Очень скоро в результате строгого отбора из 13 тысяч соискателей были отобраны 300 лучших, которые и вошли в президентский молодежный кадровый резерв.

Прошло 4 года, и вот агентство снова обещает провести конкурс для того, чтобы выявить лучших из лучших, которые затем должны стать флагманами в управлении страной. По задумке руководства агентства по делам госслужбы, такой социальный лифт позволит продвинуться на небывалые высоты управленческой элиты молодым и энергичным лидерам.

Идея, бесспорно, благая. Если бы не одно «но». Далеко не все из 300 резервистов прошлого набора сегодня трудоустроены в соответствии с задумкой. Некоторые с 2019 года так и продолжают оставаться в списках «лучших из лучших», не имея возможности применить свои таланты, знания и опыт для построения Нового Казахстана.

Кто – в министры, кто – в никуда

Так, например, экономист, руководитель некоммерческой организации Integrity Astana Жанат Нургалиев так и не смог воспользоваться широко распиаренными возможностями президентского молодежного кадрового резерва. Хотя, попав в список резервистов, уже имел опыт работы на госслужбе, в нацкомпании и в частном секторе.

   - После того, как меня зачислили в президентский кадровый резерв, предложения поступали самые разные – от должности главного специалиста до заместителя акима района и руководителя областного управления. Я попытался, но не прошёл никуда.

Жанат Нургалиев
Жанат Нургалиев

Жанат Серикович признает, что у некоторых его коллег по списку резервистов карьера сложилась куда лучше.

   - Три человека из нашего набора стали министрами - министр экологии Зульфия Сулейменова, министр нацэкономики Алибек Куантыров и министр культуры и спорта Асхат Оралов, - перечисляет резервист.

   - Есть руководители нацкомпаний, есть акимы районов. Но надо отметить, что они работали и хорошо продвигались по карьерной лестнице и вне резерва. Да, некоторые перепрыгивали определённые ступени служебной лестницы. Но это, скорее, исключения, чем правила.

К новости о том, что в этом году планируется пополнить список резервистов за счёт нового набора, наш собеседник относится с долей скепсиса.

   - Мне кажется, сначала надо довести до логического завершения применение прежних членов президентского кадрового резерва, - рассуждает он.

   - Ведь позже к 300 первым резервистам набрали ещё 50. И давайте посмотрим, где они.

Сама идея конкурсного набора на руководящие должности в госслужбе кажется Жанату Нургалиеву вполне здравой. Но вот её реализация вызывает множество вопросов.

   - Агентство по делам госслужбы, на мой взгляд, очень добросовестно отнеслось к этапам отбора, все было прозрачно и честно. Но вот дальнейшее продвижение резервистов «не пошло». Такое чувство, что об этом агентство изначально не позаботилось. Поэтому сегодня я знаю много умных, талантливых членов президентского молодежного кадрового резерва, которые могли бы лучшим образом проявить себя как в бизнесе, так и на госслужбе, но, к сожалению, им такой возможности не предоставляют.

Старое и новое

О причинах того, что, имея такой мощный кадровый резерв, на ключевых должностях рокируются одни и те же лица, Жанат Серикович говорит так:

   - Есть сопротивление со стороны Старого Казахстана, со стороны бюрократического аппарата. Например, на позиции замов первых руководителей стараются брать людей лояльных, покладистых и исполнительных, чтобы они ни в коем случае не затмили своих шефов.

Наш собеседник высказал мысль, что в вопросе кадрового продвижения членов президентского молодежного резерва агентство по делам госслужбы показало свою несостоятельность.

   - Поэтому, на мой взгляд, сейчас есть два выхода для решения этой проблемы: либо упразднить агентство, поскольку при каждом госоргане есть своя кадровая служба, либо поменять руководителя этой структуры, чтобы на эту должность пришел профессионал, по-настоящему радеющий за стратегическое развитие кадровой службы в госорганах.

Как отмечает Жанат Нургалиев, сегодня старая система государственного управления с трудом поддается реформированию.

   - По своей работе я занимаюсь прозрачностью бюджетов. И госаппарат встает на защиту конфиденциальности этой информации, тогда как в обществе наблюдается большой запрос на открытость. Люди хотят знать, на какие цели тратятся их деньги, которые они платят в виде налогов. Но пока, увы, этот процесс очень медленно продвигается.

Тусовка лучших

Коллега Жаната Нургалиева по «списку трехсот» - резервист Бекжан Алимкулов сумел воспользоваться возможностями участия в президентском молодежном кадровом резерве, и потому более лояльно относится к перспективе нового набора резервистов.

   - Я знаю многих соискателей, которые проходили отбор вместе со мной в 2019 году, - говорит он.

Бекжан Алимкулов/Ulysmedia.kz
Бекжан Алимкулов/Ulysmedia.kz

   - И это умные, прогрессивные, талантливые ребята, которые имеют дипломы лучших вузов мира. Не какие-то «дети агашек», как принято считать, а цвет нации. Очень хорошо, если сейчас пройдет новый отбор, и наши ряды пополнятся такими же ребятами.

Бекжан утверждает, что ему участие в списке президентского кадрового резерва очень помогло.

   - Нам поступало очень много предложений о трудоустройстве. Я выбрал и поехал в Туркестанскую область на должность руководителя департамента комитета атомного и энергетического надзора и контроля министерства энергетики. При этом мне не надо было подтверждать опыт работы, собирать справки. По факту моего нахождения в списке президентского кадрового резерва я получил это предложение.

Бекжан Алимкулов говорит, что благодаря членству в СПКМР многие молодые чиновники из регионов получили серьезный шанс к продвижению.

И всё же основной ценностью участия в президентском кадровом резерве наш собеседник считает возможность общения с интересными и умными людьми.

   - Лично мне нравится, что есть такой круг общения, где можно найти специалистов из любой отрасли, из любого сектора экономики, - делится он.

   - Если есть какие-то вопросы, мы связываемся, общаемся, делимся мнениями. Мы часто встречаемся, различные руководители действующих госорганов организовывают встречи с резервистами, проводят брейн-сторминги. Эта тусовка очень интересная. Но было бы ещё интереснее увидеть всех ребят на каких-либо должностях. Надо понимать, что многие резервисты и так занимают хорошие позиции, можно и дальше их задействовать на пользу стране.

Хочется и колется

Тем не менее, резервист сходится во мнении с предыдущим спикером о том, что вопрос продвижения участников президентского резерва не проработан как следует.

   - Да, людей набирают, с этим прекрасно справляются. Но дальше что с этими людьми делать? Этот момент, как мне кажется, должен быть более глубоко проработан.

С другой стороны, Бекжан Алимкулов высказал мысль, что талантливые молодые казахстанцы - в том числе те, кто имеет престижное образование, ныне работают за рубежом в лучших компаниях мира, не имеют знаний и опыта работы в бюрократической системе Казахстана.

   - Поэтому доверять им высокие должности, с одной стороны, хочется, с другой – из-за отсутствия этого опыта они могут не справиться. Да, потенциал президентского молодежного кадрового резерва до конца не использован, наверное, стоит сделать эту скамейку запасных длиннее и разнообразить сотрудников госаппарата.

Выпускник Колумбийского университета и представитель Лиги плюща Бекжан Алимкулов недавно вернулся в Казахстан из Америки. В интервью Ulysmedia.kz он говорил, что приехал на родину не в поисках тихого места в министерстве и хорошей зарплаты.

- Я вернулся, чтобы работать, поэтому сочту за честь, если мне доверят реформы в энергетике, поверьте, они необходимы. Мои слова поддтверждает ЧП, которое произошло на западе страны – авария на МАЭКе, ударившая по Атырау, тоже говорит о том, что энергетику нужно реанимировать.

Насколько нам известно, предложений о трудоустройстве Бекжан пока не получил.

Новости партнеров