Родственники шахтеров, погибших 3 ноября 2022 года в шахте им. Ленина и пострадавшие при взрыве горняки обратились за помощью к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву. Корреспондент Ulysmedia.kz выяснил, что у них есть основания опасаться, что те, кого обвиняли в гибели их близких, уйдут от ответственности.
Последняя надежда – на президента
На прошлой неделе родственники погибших горняков обратились к президенту Касым-Жомарту Токаеву в видеообращении, в котором напомнили главе государства о том, что сразу после трагедии он взял дело по расследованию обстоятельств ЧП под свой личный контроль, а также поручил проверить все предприятия Лакшми Миттала.
- Необходимо сделать все, чтобы подобные трагедии не повторились. Здоровье и жизнь наших граждан – это самое главное, - сказал тогда Касым-Жомарт-Токаев.
- После этого очень быстро правительственная комиссия установила стопроцентную вину работодателя и озвучила имена ответственных лиц, - отметили авторы видеообращения.
- Однако прошло 9 месяцев, а уголовное дело так и не передано в суд. Все причастные, выявленные правительственной комиссией в ноябре прошлого года, спокойно работают на предприятиях Миттала, либо пошли на повышение.
- У нас на сегодняшний день накопилась масса вопросов, на которые мы не можем найти ответа, - отметили в видеообращении родственники погибших.
- Так, например, областная прокуратура разделила расследование на две части. Следствие в отношении работников шахты им. Ленина проводит департамент полиции Карагандинской области. Степень причастности топ-менеджеров – иностранцев выявляет спецпрокуратура. Но, как бы мы ни пытались, не можем найти ответ на вопрос: кто расследует дело в отношении должностных лиц Угольного департамента АО «Арселор Миттал Темиртау»?
Матери, жены, сестры признались, что вынуждены обивать пороги госорганов, чтобы получить хоть какую-то информацию относительно расследования.
- Почему расследование трагедии, унёсшей жизни наших близких затянулось чуть ли не на год? – задают они главе государства самый волнующий их вопрос.
- Мы не знаем, когда будет суд, не знаем, кто виновен в смерти наших сыновей, отцов, братьев. И мы серьезно опасаемся, что ответственные лица не будут наказаны, а трагедии на шахтах будут повторяться вновь и вновь.
Родные также заявили, что готовы обнародовать вопиющие факты, с которыми им пришлось столкнуться с момента трагедии.
100% вины работодателя превращается…
Сегодня родные погибших горняков сдержали обещание. На пресс-конференции, проведённой на площадке Карагандинского филиала РОО «Әділдік жолы», они в подробностях рассказали о том, почему сомневаются в объективности расследования.
- Это практически впервые за всю историю АМТ правительственная комиссия признала 100 % вины работодателя, - отметила мать погибшего машиниста буровой установки Дениса Инкина - Галина Инкина.
- Раньше, когда случались аварии и гибли люди, ответственность всегда перекладывали или на самих погибших, или на природу. В лучшем случае находили «козлов отпущения» - бригадиров, мастеров, на которых взваливали всю ответственность. И никогда ещё ответственность не несли так называемые топ-менеджеры – руководители высшего звена АО «АрселорМиттал Темиртау», не говоря уже об иностранцах.
Единственный случай, о котором вспомнили организаторы пресс-конференции – случившееся ровно за год до трагедии на шахте им. Ленина ЧП на шахте Абайская. Тогда взрыв метана унёс жизни шести горняков. И так же, как в их случае, правительственная комиссия установила 100 % вины работодателя. Однако по прошествии года уголовное дело было закрыто, а ответственность за трагедию была целиком возложена на природу.
- Судя по тому, с чем мы сталкиваемся всё это время, расследование по делу о взрыве на шахте им. Ленина может закончиться точно так же, - заявили родственники погибших горняков.
Дом в обмен на заявление
Основания для этого предположения, по словам организаторов пресс-конференции, у них самые серьезные.
- Когда случилась трагедия, я сразу же написала заявление, в котором указала фамилии всех работников АМТ, которых считала виновными в смерти сына, - поделилась Галина Инкина.
- В том числе, и иностранных топ-менеджеров: бывшего гендиректора АО «АрселорМиттал Темиртау» Биджу Наира и исполнительного директора горнорудного департамента АМТ Джелсона Батисты. Так вот, спустя несколько дней ко мне приехали две дамы, представившиеся юристами АО «АрселорМиттал Темиртау». У них на руках было готовое распечатанное заявление от моего имени, в котором имена иностранных топ-менеджеров не значились. Они попросили меня отозвать первое заявление и подписать это. А взамен предлагали квартиру или дом в Караганде.
Галина Александровна вспоминает, что тогда пришла в ярость от этого торга на крови её сына. Вышвырнула визитерок взашей, запретив вновь появляться с подобными предложениями.
- Но потом ко мне приезжала директор по персоналу и предлагала работу оператора по газу в компании взамен на исключение из заявления имён иностранцев. Её я тоже выставила за дверь.
Поняв, что представители АМТ готовы костьми лечь за то, чтобы выгородить иностранных топ-менеджеров, Галина Инкина добилась встречи с руководством АО «АрселорМиттал Темиртау» и задала вопрос в лоб.
- Что, экспаты хотят избежать ответственности и покинуть страну?
После чего дело по выяснению степени причастности иностранных топ-менеджеров АМТ было выделено в отдельное производство и передано в спецпрокуратуру.
Выпавшее звено
- Всё это время нас просили подождать, не поднимать шум, но следствие, на наш взгляд, ведётся странно, - считает Галина Инкина.
- Расследование по делу о причастности экспатов ведёт спецпрокуратура, дело о причастности руководства и работников шахты им. Ленина ведет департамент полиции, а причастность руководства и работников Угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» словно повисло в воздухе. В областной прокуратуре нам сказали, что им занимается департамент полиции. В департаменте полиции следователь утверждает, что его расследование касается только шахты им. Ленина. Спецпрокуроры отмахиваются: мол, мы ведем дело только в отношении иностранцев. А на вопрос: «кто расследует дело о причастности сотрудников УД?», все разводят руками. Это что, получается, руководство угольного департамента выводят из орбиты уголовного расследования?
По словам Галины Александровны, сейчас из 26 человек, причастных к трагедии, о которых объявил бывший министр по ЧС Юрий Ильин после трагедии, осталось всего четверо.
- Нам об этом сказали в департаменте полиции, - сообщили родственники погибших.
- Что они свою часть расследования завершили, выявили четверых подозреваемых, чьи фамилии нам не называют. И теперь ждут окончания расследования спецпрокуратуры, чтобы объединить дела и передать в суд. Но при этом спецпрокуратура направит дело против экспатов в Люксембург. И сколько всё это продлится, - неизвестно.
Трагедии могло не быть!
- Кстати, относительно количества причастных, тоже получилась не очень хорошая ситуация, - вспомнила вдова погибшего машиниста буровой установки Армана Кашкей – Яна Кашкей.
- Министр по ЧС Юрий Ильин, озвучивая результаты расследования правительственной комиссии, ясно дал понять, что вины работников в трагедии нет – 0 %. И сказал, что выявлены 26 ответственных лиц. Каково же было наше возмущение, когда в списке мы обнаружили имена троих наших ребят, погибших в том взрыве!
Родным погибших, по их словам, удалось с боем отстоять их честь и заставить следователей исключить имена безвременно ушедших шахтеров из списка ответственных за трагедию лиц. Но осадок в сердцах остался…
- Самое больное для нас – это мысль о том, что трагедии вообще можно было избежать, - говорит Яна Кашкей.
- Ведь мы все знаем, что 26 октября тот участок, в котором погибли наши близкие, закрывался из-за повышенного содержания метана. Затем он был открыт, а с 29 октября работники шахты сигнализировали о том, что снова идёт газ. Но откуда-то «сверху» пришла команда: работать дальше. И датчики газа отключили. Когда наши ребята спустились в шахту, они понятия не имели, что датчики не работают.
Родные погибших шахтеров задают резонный вопрос: разве сам этот факт не является достаточным доказательством вины? А вот чьей вины – в этом предстоит разобраться следствию.
- Мы не знаем, на каком уровне была дана команда «работать дальше! Но, исходя из того, что сегодня выявлено всего четверо виновных – работников шахты им. Ленина, догадываемся, что основных виновников трагедии будут стараться увести от ответственности. А мы добиваемся лишь правды и справедливости. Для того, чтобы такие трагедии не повторялись больше.
Стоит добавить, что статус потерпевших родственники погибших шахтёров получили лишь спустя девять месяцев после трагедии.