×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

"Уютный" тендер, или Кому мешает конкуренция на рынке телекоммуникаций

22.08.2023, 08:12
"Уютный" тендер, или Кому мешает конкуренция на рынке телекоммуникаций
Коллаж Ulysmedia.kz

Ситуация на телекоммуникационном рынке похожа на айсберг, на поверхности которого громкие заявления Багдата Мусина о необходимости повышения тарифов или его же неоднозначные сравнения скорости столичного интернета с Токио. Всё это становится поводом для шуток в социальных сетях и источником для различных мемов. А под водой происходят тектонические изменения, которые скрыты от общественности. В частности, новая поправка, которую внесло агентство РК по защите и развитию конкуренции в законопроект - она даёт право уполномоченному органу устанавливать ограничения на участие в конкурсах на новые частоты.

Первые в Казахстане аукционы на частоты 5G прошли в декабре 2022 года, на частоты в диапазонах 3 600–3 700 МГц и 3 700–3 800 МГц. «Казахтелеком» в лице консорциума сотовых операторов «Мобайл Телеком Сервис» (торговые марки Tele2 и Altel) и «Кселл» (Kcell и Activ) получил оба лота, заплатив за них в общей сложности в 44 раза выше стартовой цены. Несмотря на то, что победители аукциона назвали его «историческим» и неким бенчмарком того, как подобные ресурсы в будущем будут реализовываться государством, у агентства по защите и развитии конкуренции сложилось своё впечатление.

По мнению антимонопольщиков, частные операторы (Кар-Тел и Freedom Holding Corp) были не способны конкурировать в аукционах с госкомпаниями как по финансовым показателям, так и по техническим. Поэтому они сделали вывод, что необходимо ввести ограничение по участию операторов связи с государственным участием. Эксперт в сфере IT Арман Абдрасилов считает, что недопуск госкомпаний к торгам нанесет серьёзный ущерб государственным интересам путем искусственного снижения цены на все последующие аукционы на частоты, тогда как большое число активных участников напротив, приводит к повышению цен торгов, что выгодно государству. Тем более, что частота, как говорят эксперты, заканчивающийся и невосполнимый ресурс. Продают, к слову, последние 100 мегагерц, а это значит цена должна вырасти до максимума, а не наоборот. Арман Абдрасилов уверен, аукцион должен быть открытым и проводиться со всеми участниками рынка.

«Когда частоты продавали государству – это был открытый конкурс и государство продало государству (Казахтелекому) за максимальную цену – 60 млрд тенге. Теперь, когда частнику надо купить эти частоты, всячески пытаются всех конкурентов исключить и провести маленький, уютный конкурс, в котором никто не будет завышать цены, понятное дело пытаются продать подешевле».

Эксперт считает, что условия аукциона подгоняют под определённые частные компании.

Freedom Finance публично признали, что их компания участвовала в первом конкурсе в декабре 2022 года. Казахтелеком дал цену 60 млрд тенге, их прямой конкурент дал цену в 59 млрд тенге, то есть он предложил цену на 0,5% ниже. КаР-Тел же не сделал ни одной ставки в ходе обоих аукционов. Просто поприсутствовал на торгах безучастно.

«По логике, стартовая цена должна быть 60 млрд тенге, а они хотят с нуля начать. Никто же не продаёт нефть по 1 доллару, все исходят от рыночной цены. Сейчас с помощью торгов мы выяснили, что диапазон частот стоит не меньше 60 млрд тенге. Мы продали, Казахтелеком купил, соответственно, следующий покупатель должен купить как минимум за 60, а то и 70 млрд тенге. Это минимальная цена, за которую можно купить, а сейчас они пытаются продать, условно, за 3 млрд тенге, а где остальные 55 млрд? Куда они делись? Понятное дело, возникает куча вопросов, что эти деньги пойдут не в казну, а тем, кто отрезал от аукциона лишних участников. В итоге пострадает население, потому что эти деньги поступили бы в казну, они бы пошли на строительство больниц, школ и так далее», - возмущается Арман Абдрасилов.

Любопытно, что вместо того, что разукрупнить участников рынка, АЗРК инициирует меры, явно невыгодные для государственного бюджета. Но тут количество участников аукционов на рынке, где и так всего 3 мобильных оператора, сознательно ограничивают. Где логика? Или же это делается в интересах мистического 4 игрока, а так как телекоммуникации – сфера, требующая значительных инвестиций, то стоит предполагать, что этот игрок не местного ландшафта? Общеизвестно, что МТС хотел приобрести Kcell ещё в «доковидные» времена. Маловероятно, что соседи оставили эти попытки закрепиться на нашем рынке связи.

Говоря о многомиллиардных сделках между государством и частными или государственными компаниями, не стоит забывать о том, как отразится всё на абонентах - простых казахстанцах. Исключение госпредприятия и участие ограниченного числа игроков приведёт к тому, что тарифы на мобильную связь взлетят в разы, при этом качество может и не измениться. Кто подписан на государственные мобильные компании - поражены в правах, если их компания не будет участвовать в конкурсе 5G. Прежде всего это снижает инвестиционную привлекательность таких компаний. Такой вывод делают финансисты.

«Да, есть аукцион, я все понимаю, что не все выиграют, однако, закрывая конкурс для госучастников, таким образом государство ставит свои же компании в невыгодное положение. В таком случае надо тогда закрывать такие компании, которые не могут предоставлять полный список услуг. Иначе это демонстрирует отношение государства к цифровым услугам, как будто это для них это что-то экзотическое, хотя 5G - завтра уже будет требование. АЗРК хочет запретить компаниям выходить на аукционы и это странно. Государство получается относится к своим компаниям как к детям неродной жены (токалдын балаларына)», - говорит финансист Расул Рысмамбетов.

Эксперт предполагает, что в результате такой политики гражданам останется только звонить и писать SMS. Если же смотреть на ситуацию более глобально, то экономика страны от таких необдуманных мер только пострадает.

«Чрезмерное увлечение политикой желтых страниц (когда государство не имеет права конкурировать с частником) рано или поздно приведёт к тому, что у нас все крупные активы будут скуплены иностранцами, так как сейчас у местных игроков мало денег пока. При всех плюсах такого подхода, у нас, как всегда, подошли с традиционным рвением расшибания лба», - заключил Расул Рысмамбетов.

Так как же поступить, если государственное предприятие слишком крупное и может буквально раздавить частника не только своими финансовыми средствами, но и техническим оборудованием? Экономист Айдархан Кусаинов говорит, что Казахстан не первая страна, которая столкнулась с такой проблемой и решение есть, причём все развитые страны именно так и поступают.

«Когда Стандарт ойл Рокфеллера большая компания была, агентство пришло и сказало вы большие и принудительно поделило его на 7 компаний. Ты должен разделить и продать частникам, и частник потом продать другим частным компаниям. То есть это нормальное действие. У нас АЗРК вместо того, чтобы государству сказать ты большая компания, ну-ка распродавай и выходи из рынка, вдруг говорит госкомпаниям – я не дам участвовать в конкуренции, это же нонсенс. Ещё нужно проводить сам тендер по уму. Во всем мире они проводятся специфически – это специальная конструкция, которая делается по теории игр. Экономист Джон Форбс Нэш, получивший Нобелевскую премию разработал так, что можно так выставить тендер когда, например, государство конструирует условия таким образом, что получает наиболее эффективное решение. В Англии такой тендер проводили и получили рекордный доход», - предлагает решение проблемы Айдархан Кусаинов.

По словам экономиста, АЗРК в последнее время путает свои обязанности. Так, недавно они выступили с инициативой регулировать тариф на сотовую связь, ранее хотели отслеживать банковские операции по инвестициям. Всё это говорит о том, что АЗРК не защищает, а наращивает административный ресурс, что к защите конкуренции вовсе не имеет никакого отношения.

«Проблема с участием госкомпаний в аукционах - это результат низкой квалификации АЗРК. Агентство призвано защищать конкуренцию или принудительно заставлять продавать государство свою долю. Наше АЗРК идёт неведомыми тропами, чисто казахскими ноу-хау. В последнее время инициативы агентства совершенно непонятны. То, что они пытаются делать, бессмысленно», - раскритиковал работу ведомства Айдархан Кусаинов.

Эксперты подчёркивают, что предлагаемое АЗРК и МЦРИАП ограничение может привести к тому, что участники следующего аукциона без конкуренции получат частоты, а это предоставит неконкурентное преимущество перед победителями первого аукциона, при этом не будут защищены инвестиции и интересы победителей первого аукциона, т.е. компаний с госучастием.