×
443.35
475.54
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.35
475.54
4.82

Западные акимы: что о них известно и как крепко они сидят в своих креслах

24.08.2023, 09:01
Коллаж Ulysmedia.kz

Западный Казахстан - регион большой нефти, больших денег, плохой экологии и отвратительных дорог. "Рулить Западом" - дело непростое, зачастую неблагодарное, но если постараться, то жители региона могут запомнить акима как эффективного менеджера, хотя это пока только в мечтах. Ulysmedia.kz продолжает серию публикаций об акимах - мы собрали информацию о достижениях и «проколах» тех, кому доверены регионы. Сейчас все акимы на западе – местные, ещё недавно здесь «руль» доверяли только уроженцам юга.

Аким ЗКО Нариман Турегалиев

59-летний Нариман Турегалиев в кресле акима с декабря прошлого года, в отличии от своих предшественников - ещё не успел засветиться в крупных скандалах. Алтая Кульгинова, известного в узких кругах как "Кульгинов 20 %" запомнили, как любителя селфи, фешенебельных "Ауди" за 50 тысяч тенге в месяц и гонки "Формула -1". Господина Искалиева же запомнили, как человека, который во время январских событий, прячась за широкими спинами спецназовцев, вышел к митингующим и робко просил их разойтись по домам.

Но вернёмся к Турегалиеву. Аким - уроженец ЗКО, что для региона удивительно, ведь местные жители давно привыкли, что все важные посты - от акима до председателя облсуда, главного полицейского и прокурора занимают уроженцы Южно-Казахстанской – нынешней Туркестанской области.

Но его назначение все же вызвало удивление - после того, как в 2017 году Турегалиев сдал полномочия акима - он ушёл в сенат, и все сочли, что он прочно обосновался в депутатском корпусе.

Вернувшись в регион Турегалиев не стал «тащить свою команду» в акимат – все заместители и руководители крупных госструктур остались на своих местах. Думается, что у него и нет никакой своей команды, а если и была, то за пять лет депутатства, он растерял с ней связь. Более того, с назначением на должность первого зама Ержана Балтаева - ныне подсудимого по коррупционному обвинению, пошёл упорный слух - будто бы его возвел на это кресло никто иной как Алтай Кульгинов - экс-зампремьера РК. Новый аким, отвечая на вопросы журналистов, разумеется, отпирался, но факт остается фактом: едва запахло жаренным рядом с самим Кульгиновым, «спёкся» и его предполагаемый ставленник Балтаев.

Отсутствие своей команды и чистая биография Турегалиева до последнего заставляли уральцев думать, что у него за спиной есть кто-то влиятельный, сам он решений принимать не будет. Однако ситуация с тем же Ержаном Балтаевым показала, что она куда запутанней, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что Балтаева уволили за несколько дней до того, как антикоррупционная служба сообщила о том, что он обвиняется в коррупции. Можно предположить, что сделано это было из-за того, что по закону, если подчиненный осужден за коррупцию, его руководитель обязуется уволиться с должности по собственному желанию. А теперь Турегалиеву можно этого не делать - ведь Балтаев сначала уволился, а потом уже его обвинили в коррупции.

Десять месяцев - небольшой срок, чтобы судить о работе в целом, но достаточный, чтобы понять - как хорошо человек справляется с напряженными ситуациями и насколько владеет обстановкой.

Когда появилась информация о том, что большая часть уральского аэропорта, отремонтированная, к слову, за счёт средств компании -недропользователя КПО.б.в., была передана во владение российскому олигарху Виктору Вексельбергу - началась шумиха. Новый аким не взял ситуацию под контроль, не вышел к народу с объяснениями, прокомментировал её лишь спустя три месяца - повторил то, что было сказано и до него.

Ходить по проторенным дорожкам, похоже, то, что Турегалиев может делать лучше всего. Также, как и в деле с аэропортом, в скандальном деле с домами в санитарной зоне завода "Кублей" - он выбрал позицию своего предшественника Искалиева.

   - Ничего не могу поделать, это спор частных компаний, всё должен решать суд, - повторял Турегалиев, будто бы акимат тут совершенно ни при чём и не выдавал незаконное разрешение на строительство домов.

Единственный запомнившийся случай, связанный с Турегалиевым - это когда он пригрозил строительной фирме, которая все никак не может достроить школу. Тогда уж чиновник действительно продемонстрировал мускулы и доступ к адмресурсам, заявив застройщику, что подаст на него в суд и не дозволит больше работать в Западно-Казахстанской области.

Долго ли пробудет Турегалиев на посту акима - неизвестно, но пока о нём можно сказать одно - что сказать нечего. Как говорится, ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса...

Аким Мангистауской области Нурлан Ногаев

Нурлан Ногаев - фигура любопытная и обросшая легендами, эдакий мастодонт казахстанского беловоротничкового сообщества. Ногаев, в отличие от Турегалиева, свою команду имеет и аккуратно перемещает её туда, где она ему нужна. Жизнь и карьера Ногаева - калейдоскоп должностей, вертящийся вокруг нефти. С одной стороны – логично, ведь по профессии он нефтяник, с другой - вся страна потешается над его стабильной, фундаментальной любовью к западу и его подземным богатствам.

В 2007 году он стал замакима ЗКО, в 2012 - акимом ЗКО и был им до 2016 года, вплоть до перевода на должность акима соседней Атырауской области и за это время приобрёл популярность республиканского масштаба. Сначала над зазвездившим Аскаровичем подтрунивали журналисты - аким не выходил в народ, по городу передвигался исключительно на машине и в окружении полицейских. Тогда они решили сделать его бумажную фигуру и ходили с ней по городу, предлагая уральцам задать вопрос акиму. Потом Ногаева сфотографировали за употреблением самогона - украинцы на Наурызе налили, а аким и рад стараться, махнул рюмашку. Шквал осуждения не заставил себя ждать, но господин Ногаев был устойчив в своих убеждениях и сказал, что не видит ничего не этичного в культурном и умеренном потреблении спиртного.

Потом веселого было мало - Ногаева обвинили в связи с криминальными авторитетами, а позже - один за другим на скамью подсудимых стали попадать крупные чиновники и бизнесмены региона. Но тогда знаменитого закона «попался подчиненный - уходи начальник» и в помине не было, поэтому Ногаев крепко сидел в своём кресле и покинул его в связи с назначением акимом соседней Атырауской области, где и отработал больше трех лет.

У Ногаева есть любопытное качество - он не боится митингов и гнева толпы. В отличие от большинства казахстанских чиновников и политиков, которые во время митингов, то за спинами спецназа прячутся, то спасаются от обстрелов, передвигаясь в сопровождении полиции. В Атырау в 2016 году во время земельного митинга Ногаев вышел и уверенно разговаривал с протестующими и даже пообещал, что преследовать за митинги никого не будут. Правда, обещание ему сдержать не удалось - организаторов митингов Макса Бокаева и Талгата Аяна, как известно, приговорили к тюремным срокам.

С разъяренной толпой Ногаев встретился и в январе 2022-го уже будучи акимом Мангистауской области. Но до того, как стать акимом Мангистау, нужно напомнить, что он в течение двух лет был министром энергетики РК. Сложно и предположить, с точки зрения потенциальных преференций: кем быть круче - целым министром или акимом маленькой, но нефтяной области?

Впрочем, нефтяная область - не значит беспроблемная. Только за последний год в Мангистауской области одна за другой идут забастовки – рабочие качнули «Озенмунайгаз» и дошли со своими претензиями до столицы. В результате предприятие начали проверять и перепроверять, а крупных руководителей - сажать. Устали мангистауцы и от многочисленных коммунальных проблем - в отсутствии воды в изнуряющую жару заставило их вывесить плакат: «Ногаев, су кайда? Где вода?».

Мелеющий Каспий, забастовки, религиозный фанатизм, коммунальные службы и плохие дороги - эти проблемы все ещё остаются актуальными в Мангистау. Сколько ещё Ногаев будет акимствовать в этом непростом и, пожалуй, самом проблематичном регионе страны и сможет ли хоть что-то сдвинуть с мертвой точки? Эти вопросы пока остаются открытыми.

Аким Атырауской области Серик Шапкенов

Серик Шапкенов молодой аким, в особенности на фоне остальных "динозавров от политики" - ему 44 года. Назначен он на должность акима Атырауской области не так давно - в апреле прошлого года. Уроженец Западно-Казахстанской области, к большим высотам он шёл, не перелетая через ступеньки: специалист, ведущий специалист, начальник отдела, руководитель отдела, замакима ЗКО, аким Атырау, вице-министр и, наконец, министр труда и социальной защиты - это его предпоследняя должность.

Шапкенов на посту акима Атырау о себе громко не заявлял, запомнили его, когда он лишь на посту вице-министра труда на вопрос журналистов - смог бы он прожить на 42 500 тенге.

   - Если специалист востребованный, то разве станут ему платить 42 500 тенге, - ответил вопросом на вопрос Шапкенов и не остался без порции критики.

А вот когда президент поручил заморозить на пять лет рост зарплат у министров и депутатов, Шапкенов сказал, что на сегодняшний день его заработная плата - адекватна, а зарплата всех министров и депутатов, в среднем имеет достаточный уровень. Но не забыл упомянуть, что на министров тоже повлияет инфляция, потому что у них нет отдельных удешевленных продуктов.

Будучи министром труда и социальной защиты, Шапкенов стал «жертвой» митингующих инвалидов - они требовали повысить пенсии до 500 долларов, выделения жилья и ... отставки Шапкенова. Но министр был непреклонен, он посчитал, что государство и без того уделяет много внимания инвалидам и посчитал, что поводов для его отставки нет.

Аким Шапкенов «за языком следит», перлы не выдаёт, занимается текучкой - дорогами, домами и ежегодными климатическими неожиданностями - обильными снегопадами, весенними паводками и пожарами от жары. Правда не так давно Шапкенову удалось уклониться от встречи с разъяренными мамами особенных детей. 50 женщин вместе с детьми стояли на площади перед областным акиматом и пытались добиться встречи с акимом. Они требовали обеспечить бесплатный проезд в автобусах, а также поговорить о других трудностях. Простояв четыре часа, женщины вошли внутрь акимата и пытались поймать Шапкенова там, но у одного ребенка начались судороги и мамочкам пришлось уйти, не дождавшись свидания с акимом.

Ералы Тугжанов - аким Актюбинской области

60-летний Ералы Тугжанов акимствует в Актюбинской области почти год. До этого он в течение двух лет был заместителем премьер-министра, а ещё раньше - акимом Мангистауской области. Биография Тугжанова нетипична для казахского чиновника. Поясним: типичная, это когда стал акимом района, потом акимом города, области и наконец добрался до правительства, откуда спокойно можно отправиться в предпоследний путь - на должность посла Казахстана за бугром.

Тугжанов же пришел на госслужбу после десятилетий работы в сфере высшего образования. В течение девяти лет он работал в странном органе, созданным для невразумительных целей - в Ассамблее народа Казахстана. После этого он стал акимом Мангистау - региона с повышенными социальными рисками. На посту пробыл два года и переместился на должность председателя федерации профсоюзов Казахстана, а потом, перед тем как переехать в Актюбинскую область, неожиданно стал вице-премьером.

Зампремьерство Тугжанова пришлось на пандемию коронавируса, чиновник и сам однажды переболел короной. Но задолго до этого, Тугжанов страдал болезнью, о которой многие казахстанские "белые воротнички" сейчас стараются не вспоминать. Тугжанов любил петь оды Назарбаеву. Не так ярко, конечно, как Хаменова, но зато с завидным постоянством. В ход шли обороты типа «гарант», «лидер», «духовный ориентир», «пример для многих» и прочее. Исходя из того, что осязаемых заслуг у Тугжанова нет, можно предположить, что именно его медоточивость и сыграла роль в его бешенном карьерном росте.  Можно возразить и сказать - вот уже четыре года Тугжанов работает и при новом президенте! Но господин Токаев при строительстве Нового Казахстана, как известно, с плеча не рубит.

В истории Мангистауской области Тугжанов ярких страниц не оставил, запомнили его как поклонника спорта – он играл в пинг-понг и боролся на татами.

Уже будучи акимом Актюбинской области, Тугжанов засветился в одном скандале, который, конечно опровергла пресс-служба. Его обвинили в том, что от роскошно отпраздновал свой 60-летний юбилей в фешенебельном ресторане, на парковке которого было много служебных машин акимата Актюбинской области, а также служебная машина брата Тугжанова - Марата Тугжанова – районного акима в ЗКО. Позже Тугжанов сообщил, что никакой юбилей не отмечал, поскольку является любителем скромных семейных посиделок, а в тот день посещал районный детский дом. Впрочем, за скромность Тугжанов ратовал и во времена своего зампремьерства - он сказал, что перед акимами была задача быть скромнее и он считает, что все с нею справляются, хотя на тот момент речь шла о том, что аким Кызылординской области сбежал от журналистов, которые выясняли откуда у него часы за 20 тысяч долларов.

Впрочем, Тугжанов отлично приспосабливается к разным условиям, в том числе и к тем, которые ему не нравятся. К примеру, стороннику скромности, ему прекрасно жилось в резиденции президента, которая по роскоши больше походит на дворец. Вскоре после решения Токаева передать резиденции в регионах народу, в Актобе тоже заговорили о том, что её перепрофилируют под детский сад - когда это произойдёт неизвестно.

Тугжанов активно создает образ «народного» акима - то и дело в репортажах всплывают его реплики о том, что «всё плохо и ужасно» и «вскоре мы всё это обустроим и благоустроим». Но дальше слов дело не идёт. Но это не помешало Тугжанову в июле возглавить рейтинг акимов Казахстана. Эксперты оценили рост бизнеса в Актобе как впечатляющий, а уровень привлечения инвестиций – как достойный. Комментаторы, впрочем, отметили, что если «ничегонеделанье» Тугжанова - чудо, то остальным регионам и вовсе стоит посочувствовать.

Ulysmedia.kz продолжит серию публикаций об акимах регионов Казахстана. Ранее редакция писала о тех, кто руководит в Казахстане городами республиканского подчинения.

Новости партнеров