В Казахстане развитие нефтяной отрасли играет ключевую роль в привлечении иностранных инвестиций, росте экспорта и укреплении энергетической безопасности страны. Нельзя не обратить внимание, что президент Токаев, собирая новый кабмин, выразил доверие и оставил на ключевых постах топ-менеджмент главных компаний казахстанской «нефтянки». Ulysmedia.kz решил проанализировать состояние главной отрасли, вызовы и перспективы её развития.
Разные оценки
Сегодня нефтедобывающие компании Казахстана сталкиваются с рядом вызовов. Первый – это спад цен на нефть на мировых рынках, что снижает доходы от экспорта и затрудняет финансирование новых проектов и инновационных технологий.
Хотя цены на нефть, как и стоимость доллара, постоянно «качаются», и эксперты дают противоположные оценки. Стоимость октябрьских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE снизилась на 1,87%, до $83,32 за баррель, сообщают некоторые СМИ. Однако месяц назад стоимость барреля нефти марки Brent преодолела отметку в $85, а 10 августа подросла до $88 за баррель – впервые с января 2023 года.
Вслед за этой новостью появляется информация, что стоимость октябрьских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE снизилась на 1,58%, до $84,84 за баррель. Впрочем, это объяснимо, т.к. цена на нефть зависит от множества факторов, включая и экономические, и политические. Последние, учитывая геополитику в мире, даже стали более определяющими.
А ведь между тем 45% государственного бюджета Казахстана формирует нефтегазовый сектор, значит, от этого сектора наполовину зависит и самочувствие нашего государства.
Общее снижение
Другой вызов связан с устаревающей инфраструктурой и необходимостью её модернизации. Некоторые месторождения требуют больших инвестиций для разработки, а также для улучшения экологической безопасности и эффективности добычи.
По информации министерства энергетики на 7 августа, суточная добыча нефти по Казахстану составила 228 тысяч тонн.
- Снижение наблюдалось по «Тенгизшевройлу» – 62,988 тыс. тонн. Причиной стало снижение добычи в связи с плановыми ремонтными работами на комплексно-технологической линии (КТЛ) с 1 августа. По остальным компаниям – 82,657 тыс. тонн - снижение на 2,9 тыс. тонн. Причина в снижении по компаниям Мангистауской области: “Мангистаумунайгаз”, “Эмбамунайгаз”, “Озенмунайгаз” и “Каражанбасмунай” - ограничение подачи электроэнергии, – пояснили в Минэнерго.
Ведомство подтверждает, что из-за перебоев в подаче электроэнергии из-за аварии на МАЭК планируемый объём добычи нефти в Казахстане в этом году снизился до 89 млн тонн по сравнению с первоначальным планом в 90,5 млн тонн.
Плюс к этому ранее Казахстан вместе с другими странами ОПЕК+ решил дополнительно сократить добычу нефти начиная с мая 2023 года. В остатке мы получаем, что в Казахстане добыча нефти за сутки упала на 12 тысяч тонн.
Сухие цифры
Соответственно, нефтяной флагман РК – «Казмунайгаз», входящий в фонд «Самрук-Казына», снизил прибыль в первой половине 2023 года. Компания сообщает, что падение прибыли произошло в основном за счёт снижения средней цены на нефть марки Brent на 26,2% в первом полугодии 2023 года к аналогичному периоду прошлого года, а также снижения прибыли в совместных предприятиях и ассоциированных компаниях, которая уменьшилась на 26,8 %.
Недавно Национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» (ННК КМГ) подвела итоги полугодия: чистая прибыль снизилась на 36,6 % и составила 492 млрд тенге.
Уменьшение прибыли по компаниям составило 400 млрд тенге ($885 млн). Прибыль снизилась в «Тенгизшевройл» на 139 млрд тенге ($310 млн), «Мангистау Инвестментс» – на 20 млрд тенге ($45 млн), Каспийском трубопроводном консорциуме – на 18 млрд тенге ($40 млн).
Вместе с тем в первой половине года компания на 10,1 % увеличила добычу нефти – до 11,860 млн тонн.
Сравнение финансовых показателей тоже выглядят не слишком весело. Выручка снизилась до 3,943 трлн тенге (4,642 трлн тенге), показатель EBITDA - до 1,116 трлн тенге (1,393 трлн тенге), чистая прибыль - до 492 млрд тенге (775 млрд тенге).
Общий долг в июне 2023 года снизился до 3,977 трлн тенге по сравнению с показателем на 31 декабря 2022 года - 4,143 трлн тенге.
Прибыль фифти-фифти
Признаться, поначалу вызвала недоумение информация, что «КазМунайГаз» готов продать половину нефтяного месторождения российскому «Лукойлу», проект известен как «Каламкас-море, Хазар, Ауэзов».
- Мы вышли на финальную стадию оформления корпоративных процедур по вопросу реализации 50% доли компании Kalamkas-Khazar Operating в пользу «Лукойл», – заявил председатель правления КМГ Магзум Мирзагалиев.
По сообщениям из открытых источников, КМГ выплатила подписной бонус в $32 млн государству по проекту освоения месторождения. «Лукойл» компенсирует КМГ $16 млн после получения 50% доли участия в месторождении.
Однако выяснилось, как сообщает один из Telegram-каналов, что нынешняя сделка по передаче 50% акций месторождения Каламкас-море и Хазар позволит Казахстану получить технологии шельфового бурения, которые до сих пор не были предоставлены Казахстану западными компаниями. Доступ Казахстана к технологии шельфового бурения и называют основной причиной, по которой возникла необходимость в сделке с российской стороной.
Тем не менее радует, что при сотрудничестве АО НК «Казмунайгаз» и «Лукойл» для обустройства месторождений будут привлекаться казахстанские компании, а вся добытая продукция будет делиться пополам. Это означает, что добытая нефть позволит Казахстану сохранить текущий уровень экспорта в объёме, превышающем 64,3 млн тонн и даже увеличить его, нарастив валютную выручку, что существенно отличается от невыгодных Соглашений о разделе продукции (СРП), которые были подписаны Нурсултаном Назарбаевым с иностранными компаниями в начале 1990-х годов, из-за которых с каждого барреля нефти, добытого на территории Казахстана, в бюджет Казахстана и по сей день отчисляется не более… $8.
Низкая цена на газ?
Другая портфельная компания госфонда «Самрук-Казына» - QazaqGaz, управляет централизованной инфраструктурой по транспортировке товарного газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, обеспечивает международный транзит и занимается продажей газа на внутреннем и внешнем рынках, разрабатывает, финансирует, строит и эксплуатирует трубопроводы и газохранилища.
По данным ОПЕК, Казахстан занимает 19-е место в мире и четвертое место среди государств СНГ по запасам газа.
Тем временем глава правления QazaqGaz Санжар Жаркешов сетует на то, что не хватает стимулирующих мер, а цена на газ слишком низкая, чтобы увеличивать объёмы добычи голубого топлива. Есть и другие причины того, что потребление газа внутри Казахстана ежегодно увеличивается на 7–10 %. Среди них – рост населения (ежегодно на 1,5–2 %), расширение жилищного фонда, развитие промышленности.
- К 2030 году планируем увеличить добычу за счёт запуска новых проектов, а также за счёт переработки газа вместо сжигания и обратной закачки. Реализация генеральной схемы газификации будет продолжена с привлечением частных инвестиций и независимых газораспределительных организаций, – сообщил Жаркешов.
Не всё так гладко
По информации министерства энергетики, потребление газа в Казахстане устойчиво растёт – с 2017-го по 2021-ый год оно выросло почти на 5 млрд кубов. По итогам 2021-го уровень газификации страны составил 57,67 %, то есть 11 млн человек получили доступ к газу. Но около 42 % казахстанцев, а это примерно 9 млн – по-прежнему отапливают свои дома углем. Тем временем в Казахстане есть генеральная схема газификации страны до 2030 года, которая должна обеспечить максимально экономически оправданный уровень газификации населения и увеличить долю потребления газа в структуре топливно-энергетического баланса страны.
Весной в интервью Ulysmedia.kz Санжар Жаркешов рассказал, что компания в результате комплексного аудита вернула порядка 150 млрд тенге, её доходы выросли на 67 %.
- Вы спросите - почему? Мы остановили лишние траты, отрегулировали систему и заблокировали возможность воровать – объяснил он причину.
По словам Жаркешова, составлен комплексный план развития газовой отрасли до 2026 года, а запасы газа превышают 3,8 трлн кубометров, – этого хватит на 130 лет.
В повестке дня компании 12 реальных проектов. Она строит вторую ветку магистрального трубопровода «Бейнеу-Жанаозен», реализует проект газификации «Сарша», достраивается кашаганский газоперерабатывающий завод стоимостью 500 млрд тенге. В общей сложности в отрасль инвестируется более триллиона тенге.
Но, тем не менее, председатель правления QazaqGaz Санжар Жаркешов прогнозирует увеличение дефицита газа в Казахстане уже зимой из-за ускоренного роста спроса и неравномерного потребления. Руководство компании уверено, что без сокращения потребления газа стабилизировать режим осенне-зимнего периода было невозможно уже в прошлом году, а осенью 2023-го ситуация будет еще труднее.
Дивиденды счёт любят
Обе организации, как мы писали, входят в фонд «Самрук-Казына». И было бы странным, если б к нему не было вопросов. Например, прошлой осенью депутаты мажилиса возмутились финансовой политикой фонда, который, по их мнению, при триллионных доходах выплачивает в бюджет в виде дивидендов лишь 10 %.
- Планируемые дивиденды составляют 170 млрд тенге, а на 2023 год предусмотрено к перечислению 170,5 млрд тенге. Увеличить выплату дивидендов фондом в республиканский бюджет неоднократно поручал глава государства. Объясните, почему при заявленном вами ежегодном увеличении суммы дивидендов фонда по факту она не растёт? Как распределяется оставшаяся сумма дохода фонда, – спросил депутат Гани Хамзин.
Тему продолжила председатель Высшей аудиторской палаты Наталья Годунова. По её словам, в 2022 году фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» выплатил государству лишь 10 % прибыли вместо положенных 70 %. Годунова напомнила, что в марте 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил казахстанским нацкомпаниям выплатить в бюджет 100 % прибыли. Это поручение находилось в пакете антикризисных мер, необходимых из-за пандемии коронавируса и карантина внутри страны. Позже планку снизили до 70 %.
В ответ на эти упрёки вице-министр финансов Ержан Биржанов пояснил, что от компаний фонда поступило по итогам 2021 года 490 млрд тенге, из которых 170 млрд направлены в республиканский бюджет. Кроме того, 140 млрд фонд направил на социальные инфраструктурные проекты, – это объекты здравоохранения и спорта.
- Что касается 2023 года, также планируется в виде дивидендов в республиканский бюджет направить больше 170 млрд тенге, также фонд будет уплачивать взносы "Қазақстан халқына" в размере 130 млрд тенге, и будет финансировать социальные проекты в размере 260 млрд тенге - это объекты здравоохранения, образования, строительство жилых домов для социально уязвимых категорий населения. В целом суммы в пользу государства составят 560 млрд тенге, что в 1,8 раза больше текущих затрат, – пообещал вице-министр.
Война и нефть
Обыватель обычно не задумывается, откуда берутся деньги на пенсии, зарплаты, пособия. И тем более его не интересует, как эти деньги зарабатывает государство в одном из краеугольных секторов экономики – нефтегазовом. Тем временем там происходит много чего интересного. Например, недавно объявлено, что Казахстан диверсифицирует маршруты экспорта нефти за счет покупки танкеров.
По сообщению министерства энергетики, страна приобретает танкеры для транспортировки своей нефти через Каспийское и Чёрное моря в поисках альтернативы своему основному экспортному трубопроводу через Россию.
Представитель Минэнерго сообщил, что нацкомпания КМГ уже приобрела два танкера с дедвейтом (масса полезного груза. – Ред.) 8 тыс. тонн каждый, это относительно небольшие суда по меркам нефтяной отрасли. Но в планах стоит покупка еще двух судов дедвейтом 80 тыс. тонн каждое.
Всего же в прошлом году через КТК отгружено около 80 % казахстанского экспорта нефти, доставив её по наземному трубопроводу с крупных месторождений страны на черноморский танкерный терминал вблизи российского порта Новороссийск.
После начала войны в Украине нефть с этого терминала становится все более важной альтернативой российскому сырью для Европы. Однако, как только Казахстан занял твердую позицию по войне России с Украиной, на терминале КТК стали возникать «плановые» перебои в работе, которые вынуждают Казахстан временно сокращать добычу нефти.
Остро стоит вопрос по приведению в действие альтернативных маршрутов доставки на мировые рынки нашего сырья. В этом году Казахстан уже экспортировал 300 тыс. тонн нефти через Каспийское море и по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, который идёт из Азербайджана в Турцию, и планирует отправить ещё около 1,5 млн тонн. В планах наращивание экспорта казахской нефти в Германию до млн тонн, и уже отправлено около 350 тыс. тонн.
Помимо перечисленного, известно, что совместное предприятие нацкомпании «КазМунайГаз» и Abu Dhabi Ports Group (ADP) – Caspian Integrated Maritime Solutions (CIMS) подписало контракт с корпорацией Chevron на перевозку тенгизской нефти в международных водах.
Танкеры дочерней компании КМГ – «КазМорТрансФлот» и ADP уже начали транспортировку нефти по этому контракту.
До конца нынешнего года ожидается пополнение совместного флота ещё тремя танкерами ADP – Aframax (дедвейтом 115 000 тонн) и одного - Suezmax (дедвейтом 130 000 тонн).
Всё это укладывается в слова из послания Токаева 1 сентября, что «важную роль в укреплении нашего транзитного потенциала призван сыграть Транскаспийский маршрут. В среднесрочной перспективе объёмы перевозок по этому коридору могут быть увеличены в пять раз. Для этого нужно объединить усилия со странами партнерами – Китаем, Азербайджаном, Грузией, Турцией».
Пора реформироваться
С одной стороны, мы ищем альтернативные маршруты для нашего сырья, с другой – ключевое слово здесь – сырье. А по словам Токаева, «ускоренное развитие обрабатывающего сектора является приоритетом для экономики». До сих пор в полную силу не заработала глубокая переработка нефти и газа, особенно попутного, и как следствие – продукции из них на выходе. «Другими словами, нужно создать кластеры высокого передела», – призвал президент РК.
Обязаны преуспеть
У нефтегазовой отрасли Казахстана есть определенные перспективы. В целом, её развитие будет зависеть от продолжения реформ, привлечения инвестиций, внедрения новых технологий и диверсификации энергетического комплекса.
А пока стоит напомнить, сколько Казахстан получит за вывоз нефти, если её цена будет расти.
Министерство торговли и интеграции Казахстана предлагает изменить подход по определению экспортной таможенной пошлины (ЭТП) на сырую нефть при средней рыночной стоимости в пределах от 25 до 105 долларов за баррель.
Также планируется повысить ставки экспортных таможенных пошлин на газойли и жидкое топливо наравне с ЭТП на нефть. Напомним, экспортные таможенные пошлины поступают в бюджет страны.
А нам остаётся надеяться, что высший менеджмент вышеперечисленных структур, получивший прекрасное профильное образование, с профессиональным бэкграундом, просто не может не сделать всего необходимого для преуспевания государства в средне- и дальнесрочной перспективах. Позитивный настрой вызывают и слова председателя правления фонда «Самрук-Казына» Нурлана Жакупова, который на одной и пресс-конференций поделился планами и объяснил свои цели.
- Когда я принял управление Фондом - суммарная стоимость его активов составляла 72 миллиарда долларов. Я намерен приложить все усилия, чтобы до конца 2026 года стоимость активов Фонда, то есть стоимость предприятий и компаний, принадлежащих народу Казахстана, составила 100 миллиардов долларов. Это амбициозная цель, но я уверен, у нас есть все возможности для её достижения, - сказал Жакупов.
И напоследок напомним, что цена на нефть в бюджете Казахстана на 2024–2026 годы заложена $80 за баррель. А по данным на 5 сентября цена на Brent поднялась до $88.72.