×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Помогайки, скандалы, деньги, или Кого «Хоргос» богатым делает

25.09.2023, 09:52
Помогайки, скандалы, деньги, или Кого «Хоргос» богатым делает
Коллаж Ulysmedia.kz

На фоне участившихся в последнее время жалоб, связанных с Международным центром приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос», Ulysmedia.kz решил отправить своего корреспондента в эту цитадель таможенников, пограничников и «помогаек», чтобы увидеть и услышать, что же все-таки происходит в этом месте, снискавшем нехорошую славу.

Вы кто?

После двухлетнего перерыва, связанного с пандемией, 24 апреля этого года «Хоргос» возобновил свою работу. Власти заверили, что за два года вынужденного простоя навели порядок на границе и сделали ремонт в терминалах. Но, как оказалось в порядок привели только фасад.

От Алматы до МЦПС мы доехали за 3,5 часа. И утром, без очереди купив билет в кассе за 3 000 тенге, вошли в здание, в котором находятся таможенники и пограничники. И тут было чему удивляться. Из 5 транспортно-сканерных багажных лент работала только одна. Когда я решил это сфотографировать, ко мне сразу же подошёл служивый в синей камуфляжной форме, но без знаков различия. На мои резонные вопросы: почему нельзя снимать, где его бейдж и кто он вообще, узнал, что претензии предъявляет сотрудник таможенного контроля. На мою просьбу предъявить документы, удостоверяющие его полномочия, «таможенник» ретировался (к этому персонажу мы ещё вернемся). Замечу, что пограничники были одеты по форме и с бейджами, коих требует отправление службы.

Чересчур бдительные

На автобусе мы двинулись в китайскую сторону. Примечательно, что за 5 минут, столько времени потребовалось на дорогу до места назначения, помимо уже пройденного пограничного контроля, нас ещё дважды проверили на наличие удостоверений личности и штампа о въезде на МЦПС, который нам проставили в билете за три тысячи тенге. А вот на обратном пути за те же 5 минут нас останавливали уже трижды, проверяя то же самое. Не мог не вспомнить про генерала Кудебаева, который сбежал из-под ареста и спокойно пересёк границу – скорее всего она на замке, но у кого-то ключи всё-таки есть.

Тапочки за 500 тенге

МЦПС это нейтральная зона между границами РК и КНР, на которой китайцы построили несколько больших торговых центров - здесь царит раздолье для казахских бизнесменов, а проще – перекупщиков, покупающих товар в Хоргосе, а потом с 2-3-х кратной накруткой, продающих товар уже по всему Казахстану. Например, тапочки, что на алматинской барахолке стоят 2000 тенге, в Хоргосе можно купить за 500. По правилам, можно один раз в месяц провести 31 килограмм товаров на тысячу евро. Порядок на территории МЦПС обеспечивают полицейские КНР - это преимущественно китайские казахи.

Казахский паспорт есть?

На автобусе добрались до конечной остановки и через арку вошли на китайскую территорию – здесь нас сразу атаковали молодые люди. Девушки и парни спрашивали: казахский паспорт есть? (Таза паспорт бар ма?). Позже стало понятно, если у кого-то мало багажа или его нет совсем, то на этот паспорт можно оформить чей-то багаж и меньше заплатить за перевес. Стоит использование паспорта до 17 тысяч тенге.

Болат Назарбаев при делах?

Часовой пояс на МЦПС китайский – «плюс 2 часа», поэтому торговый день закончился неожиданно быстро – пришлось остаться на ночь в местной гостинице. Одна из особенностей «Хоргоса» – отсутствие интернета, а в отеле вай-фай вроде бы есть, но его как бы и нет.

Возле каждого торгового центра работает почта, которую люди или ошибочно, или по старинке называют «Казпочтой». На самом деле это «Терминал», через который переправляют товар-багаж с китайской территории на казахскую. Этакий перевалочный пункт.

Полмесяца назад в Интернете распространилось видео огромной очереди, снятой в МЦПС «Хоргос». Некоторые СМИ писали, что очереди, давка и ругань возникли из-за плохого сервиса со стороны национальной компании «Казпочта». В пресс-службе «Казпочты» сообщили, что нацкомпания не имеет отношения к резонансным видео на МЦПС.

   - Хотим уточнить, что с 2017 года услуги по перевозке багажа предоставляются частной компанией «Терминал А», которая осуществляет приём, перевозку и выдачу багажа через МЦПС «Хоргос». Право на данные виды услуг частная компания оказывает согласно результатам конкурса, проведенного МЦПС «Хоргос», – заявила тогда «Казпочта».

Известно, что первоначально рулила на «Хоргосе» компания Kazakhstan Technology Solutions Ltd, имя конечного бенефициара громко не называл, но шепотом утверждали, что за ТОО стоит Болат Назарбаев.

У этой фирмы «на счетчике» было всё: пункты приёма багажа, грузовой транспорт, техбазы и электронные системы учёта. И даже вход на МЦПС, цена которого, напомним, 3 000 тенге. Зафиксируем, что ТОО не имеет отношения непосредственно к самому МЦПС и ТОО «Қорғас – Коммерц», и каким образом шли эти расчёты между ним и ТОО, до сих не понятно.

Но в одном из ТЦ мы увидели рекламу этого KTS, и как мне объяснил один из главных «помогаек» на МЦПС, наш земляк по имени С., «Терминал» и есть «дочка» ТОО «Kazakhstan Technology Solutions Ltd».

А был ли мальчик?

Зимой Китай объявил об открытии границ для туристов. Вслед за этим ТОО «Қорғас – Коммерц» опубликовало у себя на сайте предложение инвесторам участвовать в конкурсе на перевозку багажа и пассажиров по территории МЦПС «Хоргос». И 15 февраля 2023 года был подписан контракт с победителем тендера – никому неизвестной Zhetisu Logistics.  Кураторы проекта заверили, что с ТОО «Kazakhstan Technology Solutions Ltd» они контракты расторгли, а признанная победителем конкурса компания – Zhetisu Logistics, прошла все процедуры: имеет опыт работы в этой сфере, материальные и трудовые ресурсы.

Скорее всего смена собственников произошла после того, как полтора года назад Касым-Жомарт Токаев поручил Генеральной прокуратуре, министерству финансов, Агентству по финансовому мониторингу и другим госорганам навести порядок на таможенной границе с Китаем.

   - Бардак там известен: машины не досматриваются, налоги не платятся. Существуют некие уполномоченные операторы, имеющие статус неприкасаемых. Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов. Так дело не пойдет, – сказал тогда президент.

Однако, как укоренилось в нашей практике, появилась другая «рыба-прилипала» – ТОО «Terminal A».

   - Перевозку багажа по территории «Хоргоса» выиграла другая фирма – Terminal A. Победителем она стала только благодаря наличию собственного багажного терминала, – констатировал председатель правления АО «УК СЭЗ «МЦПС «Хоргос» Жылкайдаров.

А для байеров, не желающих стоять в очередях, за быстрый проход за дополнительную плату был создан бизнес-терминал этой же компании, которым, к слову, почти никто не пользуется.

Институт «помогаек»

Возвращаясь к «помогайкам». Мой новый знакомый, вышеупомянутый С. оказался открытым и коммуникабельным, он и объяснил мне механизм отправки багажа. Если человек не хочет стоять в очереди – его ждут «помогайки» - они стоят рядом с терминалом и ненавязчиво предлагают свои услуги. За скорость оформления они требуют от 4000 тенге. Вот здесь, скорее всего, и кроется причина огромных очередей, ругани и порой рукоприкладства. А отчасти подталкивают людей к этому и сами сотрудники «Терминала А», которые наверняка имеют свой гешефт.

Заметим, совсем недавно депутат мажилиса Екатерина Смышляева решила, что от «помогаек» есть польза.

   - К примеру, институт «помогаек». Избавиться от них крайне затруднительно, поскольку в них есть потребность - это было бы оказанием сервисных услуг, – сказала она.

А 20 лет что делали?

Как продолжение темы, в связи с имеющимися проблемными вопросами в деятельности МЦПС «Хоргос» заместитель премьер-министра - министр финансов Ерулан Жамаубаев в субботу провел совещание с участием представителей Погранслужбы КНБ, МВД и других заинтересованных госорганов. Предметом обсуждения стали вопросы низкой пропускной способности МЦПС, а также многочисленные нарушения общественного порядка.

По результатам совещания государственным органам дан ряд поручений. Среди них - усилить контроль за общественным порядком на территории МЦПС, модернизировать технологии приема и сдачи багажа с использованием современных цифровых решений, увеличить штатную численность техперсонала «Хоргоса», а также полноценно интегрировать информационные системы для обеспечения бесперебойного функционирования электронной очереди.

МЦПС был создан почти 20 лет назад, в 2005 году он стал свободной экономической зоной. И как это бывает в наших реалиях, как только «замаячили» деньги, «Хоргос» стал обрастать контрабандой, взятками и поборами, с которыми уже два десятка лет никто не может справиться, несмотря на время от времени возникающие попытки навести там порядок.

Без скандалов не могут

МЦПС «Хоргос», как самое «жирное» место на юго-востоке Казахстана, постоянно сопровождают скандалы.

    - Расхождения в зеркальной статистике с таможенными органами Китая достигают миллиардов долларов, - заявил в январе 2022-го президент Токаев.

Тогда он назвал конкретную цифру: всего за один год между отправкой из Китая и прибытием в Казахстан пропало товаров на 5,7 млрд долларов.

Ещё свеж в памяти и протест сотен водителей фур, которые перевозят грузы из Китая. По их словам, грузовики компании Eurotransit без очереди пересекают пункты пропуска на казахстанско-китайской границе, тогда как другим машинам включен «красный» свет. Водители утверждали, что компания Eurotransit связана с самой влиятельной в Казахстане семьей. Речь шла о компании, у которой связи со старшей дочерью бывшего президента Даригой Назарбаевой.

Ещё ранее, в 2017 г., общественность, мягко говоря, удивил факт освобождения от уголовной ответственности бывшего президента центра приграничного сотрудничества «Хоргос» Василия Ни и его коллеги Махаббат Сайдуллаевой, обвинявшихся в получении взятки в миллион долларов. По материалам дела, их задержали при получении денег от представителя частной компании. За взятку Ни якобы был готов позволить компании строить гостиничный комплекс на казахстанско-китайской границе.

Но, конечно, самое громкое дело по «Хоргосу» случилось более 10 лет назад, когда были арестованы 45 фигурантов, многие из которых занимали высокие посты в органах таможни и КНБ.  Еще 18 человек были объявлены в розыск.

Кстати, по словам вышеупомянутого С., за МЦПС со стороны «братвы» «присматривает» некто Жумат, который сейчас сидит в тюрьме, впрочем, кому это когда-то мешало.

Вы чьих будете?

После разных перебросок о подотчетности МЦПС – от министерства индустрии и новых технологий и до КТЖ, 10 мая 2023 года «Хоргос» передали «из республиканской в коммунальную собственность акимата области Жетісу, а также «государственный пакет акций АО «Управляющая компания специальной экономической зоны "Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» в размере 100 процентов». Но остается непонятным, кто всё-таки правит бал на «Хоргосе» - акимат, таможенники или криминал?

И если сейчас, как нас уверяют, Болата Назарбаева отодвинули от «кормушки», то почему до сих пор не могут наладить цивилизованную работу и почему не могут остановить контрабанду, поборы, взятки и прочие сопутствующие атрибуты?

Кто правит бал

Недавно в ТГ-каналах было распространено видео, на котором около 20 человек дерутся на посту в «Хоргосе», а комментаторы поясняют, что это группировки делят сферы влияния. Как объяснил мне «помогайка» С., такое часто происходит на территории Багажного терминала на нашей стороне. И вправду, как мы убедились сами, люди, отправившие товар с МЦПС через «Терминал А», ждут его выдачи по нескольку часов. И вновь создаются ненужные очереди, давка, накал эмоций, бесполезное отстаивание двух очередей – одна за получением штампа в накладной, другая – за получением товара-багажа. Парковка перед багажным терминалом не обустроена, толчея машин, отсутствие разметок создают очереди в терминале и за его пределами.

Неизвестно, добьётся или нет эффекта вице-премьер Жамаубаев, но представляется, что к цивилизованному ведению бизнеса «Хоргос» идёт какими-то окольными путями, а ведь можно раз и навсегда прекратить бардак на торговой границе и направить потоки не в чьи-то бездонные карманы, а по первоначальному назначению - в бюджет.