×
442.05
474.14
4.74
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
442.05
474.14
4.74

Непослушный тенге, или Кто и как в Казахстане отвечал за денежно-кредитную политику

26.09.2023, 07:46
Коллаж Ulysmedia.kz

Деньги – понятие одновременно простое и сложное. Главное, чтоб они были, скажет любой обыватель, и обязательно добавит: лишь бы не пропали, лишь бы их не съела инфляция. Казахстанцы народ дрессированный – за 30 с лишним лет научились следить за курсом доллара, на всякий случай запоминают имена тех, кому в стране доверяют денежно-кредитную политику – председателей Национального банка. К слову, за годы независимости на этом посту сменилось 12 руководителей. Ulysmedia.kz решил вспомнить историю денежно-кредитной политики и её персонажей.

История национальной валюты берёт начало в 1993-м – 15 ноября первый курс, установленный Нацбанком был 4.69 тенге, но уже через три дня был объявлен новый – 47,04 тенге за доллар. Сегодня зеленая купюра номиналом в один доллар стоит 475 тенге. Как говорится, почувствуйте разницу, но не забывайте, что наша валюта пережила несколько девальваций.

Девальвация — это снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам других стран — например, к доллару или евро. То есть деньги обесцениваются и на них можно купить меньше другой валюты.

Менеджеры для кризиса

Первый финансовый кризис, который получил название «Азиатский» по Казахстану ударил в 1998 году. Тогда потрясение пережили многие страны Восточной и Юго-Восточной Азии, впрочем, не осталась в стороне и вся мировая экономика. Уже в 1999-м курс доллара с 85 тенге подскочил до 140-ка. тенге. Позже опустился до 120 тенге за доллар, но, стоит заметить, не на долго.

К этому времени, по причине, которую никто не объяснял, из Нацбанка уже ушёл знаменитый Даулет Сембаев, ему на смену отправили Ураза Джандосова. Но уже в феврале 1998-го председателем главного банка стал Кадыржан Дамитов. И Джандосов, и Дамитов, и Марченко – это команда Даулета Хамитовича. Кадыржана Дамитова очень быстро сменил Григорий Марченко.  Кстати, пока Нацбанком правил Сембаев тенге обесценился более, чем в 10 раз, однако претензий по этому поводу ему никто не предъявлял. Понятно было, что в лихие 90-е по-другому быть и не могло.

Марченко заступил на пост в 1999-м, при нём нацвалюта начала укрепляться – доллар стоил 120 тенге.

Григория Александровича кто-то вспоминает как деспота, но в целом его оценивают, как финансиста высокого класса. Пожалуй, его можно считать самым открытым и харизматичным председателем, до этого почти закрытой финансовой структуры. Марченко не лез за словом в карман, свободно общался с журналистами, доказывал, что тенге крепче доллара и грозил в случае чего сбрить бороду. Тем не менее, его первое пришествие в Нацбанк в качестве председателя завершилось уже в 2004 году.

Потом ненадолго пришёл Сайденов

На Анвара Сайденова и свалились последствия мирового экономического кризиса. Его (кризис) у нас долго не признавали, убеждали, что мы устойчивее многих, несмотря на то что курс в августе 2007 поднимался до 157 тенге. Но в 2008-м всё-таки вынуждены были смириться. Курс доллара тогда казался стабильным - 150 тенге, а население и бизнес, к этому времени поверившие в экономическое благополучие, залезли в долларовые кредиты. Впрочем, тогда по всему миру закрылись сотни крупных компаний, без работы остались более 200 млн человек. На этой волне в банк и вернули Марченко. Финансовые аналитики, но надо признать не все, говорят, что именно благодаря его стараниям и удалось удержать ситуацию. По крайней мере, когда в 2009-м случился европейский долговой кризис - курс доллара в Казахстане держался в коридоре 150 тенге.

Награда за девальвацию

В 2013-м девальвация уже стучала в двери, но Назарбаев решил заменить Марченко на другого стратега – Нацбанк возглавил Кайрат Келимбетов. Денежно-кредитную политику в руках он держал два года, ему и выпала честь в 2014-м объявить, что девальвация всё-таки случилась. Народ Келимбетов запомнил прежде всего за то, что он накануне финансового ЧП заверял, что на денежном рынке всё спокойно, тенге только крепчает, но через два дня, привычно улыбаясь, рассказал, как неожиданно чуть ли не из телевизора узнал о том, что она (девальвация) всё-таки нагрянула. Как следствие доллар стал стоить 185 тенге. А Келимбетов рисовал новые горизонты и объяснял, почему Нацбанк отказался искусственно сдерживать курс и отправил тенге в свободное плавание. К ответу за девальвацию председателя Келимбетова никто не призвал – его просто перевели из Нацбанка на две другие «хлебные» должности – он сразу стал управляющим международного финансового центра «Астана» и председателем агентства по стратегическому планированию. Есть мнение, что девальвация – это всегда неожиданность только для населения. Может быть за чёткую засекреченность процесса и получил Келимбетов в награду два руководящих кресла?

Кстати, где он сейчас и какую стратегию разрабатывает – неизвестно.

Финкартину санкции испортили

В ноябре 2015-го в руководители Нацбанка назначили Данияра Акишева. Но к этому времени тенге уже был в свободном плавании – то есть вёл себя совсем не так как ему велел Нацбанк. В 2016-м доллар стоил уже 340 тенге. Свою роль сыграл, конечно, санкционный кризис, когда Европа из-за присоединения Крыма ополчилась на главного экономического партнёра Казахстана – Россию. Акишев как мог, пытался противостоять ситуации, не очень часто, но появлялся на экранах телевизоров с объяснениями. Однажды нашёл виновных в инфляции и откровенно об этом заявил.

   - Ожидания населения и предприятий в отношении роста цен становятся причиной инфляции, – сказал как-то Акишев и вызвал бурный всплеск негодования этого самого населения.

Пандемия, деньги из Нацфонда, Досаев

В 2019-м спасать ситуацию отправили Ерболата Досаева. Ему поставить доллар на место помешала пандемия COVID-19. Тенге сразу отреагировал на закрытые границы, обвал цен на нефть, неработающие предприятия и безработное население – если до марта 2020-го доллар держался на уровне 382 тенге, пандемия подняла его до отметки в 400 тенге, потом до 420 тенге. Фактически произошла ещё одна девальвация, но громко о ней уже никто не говорил.

   – Резкое ухудшение фундаментальных условий и двойной шок для нашей экономики оказывали значительное давление на валютный рынок в марте-апреле. Но и в течение всего года валютный рынок находился под постоянным давлением со стороны внешних факторов. Волатильность мировых рынков, низкие цены на нефть, бегство инвесторов из рисковых активов напрямую отразились на динамике национальной валюты, - не скрывали печали в Нацбанке и объясняли, что роль подушки безопасности выполнил Нацфонд.

На борьбу с последствиями пандемии размер гарантированного трансферта из фонда был увеличен на 2,07 трлн тенге – до 4,77 трлн тенге.

Хорошо работал Досаев или плохо, не нам судить, но поскольку его без лишних вопросов из кресла председателя Национального банка в январе 2022-го отправили в кресло акима южной столицы, надо полагать, что как хозяйственник он выглядит лучше, чем финансист.

Война и тенге

После ухода Досаева в Нацбанк пришёл Галымжан Пирматов – ему, наверное, не повезло больше всех – слово девальвация витало в воздухе, её, собственно, признали все, на поведение тенге отреагировали все рынки – в цене выросло абсолютно всё, инфляция зашкаливала, но Нацбанк упрямо стоял на своём – Казахстан попал в волну кризиса из-за войны Украины и России. С началом боевых действий и усиления санкций тенге начал уверенное падение – буквально за несколько дней в феврале-марте 2022 доллар взлетел с 430 тенге до 490 тенге, а затем до 518 тенге. Цены на самые необходимые продукты питания подскочили на 30 процентов. Но глава Нацбанка был уверен, что трудности временные и даже как один из своих предшественников нашёл виноватых.

   - Инфляционные ожидания демонстрируют рост на фоне новостей о повышении цен на горюче-смазочные материалы и жилищно-коммунальные услуги, — заявил Пирматов.

Что будет

Незадолго до отставки он говорил, что рост цен в Казахстане существенно замедлился, а снижение инфляции наблюдается как в годовом, так и в месячном выражении. Так почему же при таких достижениях президент решил сменить председателя Нацбанка?

Не будем лукавить - Тимур Сулейменов, как, впрочем, и его предшественники, получил тяжелое наследство. Вполне возможно, понимая это и не спешит комментировать ситуацию и что-то обещать. А курс тенге к доллару продолжает нервировать, заставляет считать и ловить новости, в которых есть ключевые слова: финансы, Нацбанк, тенге, курс и Сулейменов.

Курс тенге к доллару сегодня 474, 33, а завтра? Ulysmedia.kz ждёт прогнозы Нацбанка.

Новости партнеров