Корреспондент Ulysmedia.kz выяснил, что не так с президентской инициативой о строительстве 1000 новых школ и почему она не решит проблему переполненных классов в Казахстане.
1 сентября 2021 года президент Касым-Жомарт Токаев, выступая с ежегодным посланием народу Казахстана, дал поручение правительству в течение четырех лет построить в стране более 1000 новых школ. По его словам, в этом году дефицит ученических мест составляет 225 тысяч. Без принятия срочных мер к 2025 году он может достичь миллиона.
Однако в Казахстане уже сейчас каждый пятый школьник обучается в переполненных классах. С началом нового учебного года в социальных сетях разошлись видеоролики и фотографии праздничных линеек. На них дети стоят с табличками 1 “Ы” и 1 “Ю” классы, а значит вполне высок риск, что в следующем году для их обозначения может не хватить алфавита.
На первый взгляд проблема школьной перенаселенности напрямую связана с нехваткой школ. Но эксперты говорят, главная ее причина - бесконтрольное возведение в крупных городах новых жилых комплексов. А застройщики крайне редко дополняют свои жилые массивы социальными объектами.
При этом жильцы близлежащих домов, чтобы остановить строительство новых ЖК на бывших общественных землях, выходят на митинги и акции протеста, в надежде привлечь внимание властей к проблеме. А других действенных механизмов повлиять на ситуацию они не видят. Почему так происходит и что не так с президентской инициативой о строительстве 1000 новых школ?
“Их построят неизвестно где и как”. Решат ли 1000 новых школ проблему?
Для строительства учебных заведений, по словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, будут использованы четыре механизма - применение государственно-частного партнерства, развитие сети частных школ, целевое строительство из госбюджета, возведение зданий из модульных конструкций. Таким образом ежегодно в стране прибавится по 200 новых школ.
Однако если проанализировать рост их количества за последние несколько лет и динамику рождаемости по годам, можно понять, что темпы строительства не снимают проблемы переполненных классов, особенно в крупных городах.
Так, по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, ежегодно на протяжении последних семи лет в стране рождается около 400 тысяч детей, а прошлый год стал рекордным. В 2020 году в республике родилось почти 427 тысяч детей.
Среди лидеров по рождаемости Мангистауская и Туркестанская области, а также город Шымкент. На четвертом месте находится Атырауская и далее Нур-Султан, Кызылординская и Жамбылская области, то есть в стране наблюдается демографический скачок на западе, в центре и юге Казахстана. При этом количество первоклассников также увеличивается с каждым годом: с 358 тысяч в 2017 году до 370 тысяч 2021 году.
Но согласно статистическому сборнику за 2015-2019 годы общее количество школ в стране за четыре года уменьшилось на 113 объектов. Их количество в городах выросло на 148, в сельской местности уменьшилось на 261. В разрезе регионов, в Мангистауской области за этот же период количество школ увеличилось всего на 6 объектов (со 149 в 2015 году до 155 в 2019 году), а в Нур-Султане на 18 (с 99 до 118), в Алматы на 23 (с 267 до 290), а в Туркестанской области наоборот, уменьшилось на 133 (со 1053 до 920).
Проблема переполненности школ заключается в том, что в крупных городах приоритет отдается коммерческой жилой застройке, а школы возводятся по остаточному принципу, считает Адиль Нурмаков, кандидат политических наук и соучредитель общественного фонда Urban Forum Kazakhstan.
“Поручение президента ничего не изменит, потому что школы строят. У нас уже была одна программа “100 школ, 100 больниц”, их построят неизвестно где и неизвестно как. Вначале надо понять, где их необходимо возводить. Для этого как раз таки надо навести порядок в процессе принятия решений в сфере архитектуры и градостроительства на местном уровне, чтобы он был прозрачным, понятным, открытым для общественности и в нем принимали участие независимые эксперты”, - говорит Адиль Нурмаков.
Он считает, что перед выдачей разрешения на строительство жилья необходимо провести предпроектные исследования, чтобы изучить потенциал участка. К примеру, что необходимо в этом районе сделать, чтобы жизнь в нем была комфортной, а социальные объекты были в шаговой доступности. Чтобы проект улучшал жизнь, а не усугублял проблемы, только потому что там выгодно построить жилой комплекс.
“Такого рода замеры сейчас не проводятся, а выдаются разрешения с точки зрения повышения экономической отдачи, то есть инвестиции, продажи, ввод квадратных метров жилья для города более предпочтителен. И здесь интересы акиматов и застройщиков сходятся, но, к сожалению, не соответствуют интересам будущих жителей этих районов”, - добавил он.
“Вы же знаете кто там застройщик?”. Кого обвиняют жители проблемных районов?
В декабре 2020 года в Нур-Султане широкий общественный резонанс получила история со строительством жилого комплекса "Поколение" вблизи школы-лицея №59, которую власти города признали одной из самых переполненных в столице. Она находится в квадрате улиц Левого берега, где расположены сразу семь высотных многоподъездных ЖК.
Тогда после направленного на имя премьер-министра депутатского запроса и многочисленных акций протеста жители проблемного района смогли добиться отзыва разрешения на строительство, но вскоре компания застройщик BI Group продолжила работы, пообещав построить рядом с новым массивом школу.
Одна из акций протеста жителей / Фото из архива инициативной группы
“Вы же знаете кто там застройщик? То, что уже построено, это понятно, они там продавали, но мы категорически против, чтобы застраивали оставшийся участок. Мы настаиваем на том, чтобы не было второй очереди строительства ЖК. Сейчас уже построено около шести из 18 запланированных жилых комплексов”, - рассказывает член инициативной группы жителей Олжас Билялов.
При этом подтверждающих документов строительстве школы у членов инициативной группы до сих пор нет, а выделенный для этого участок остается пустым. Между тем, как отмечает общественник, рядом с ним строители возводят уже девятые этажи нового ЖК.
“Мы знаем это (о строительстве школы - прим.автора) только со слов заместителя акима. Он об этом сказал, когда мы были у него в последний раз. Но на самом деле саму школу еще не утвердили. Я вам так скажу, строительство начинается с эскизного проекта участка, после утверждается проект, детальная планировка. На данный момент этот проект, где обозначена школа, акимат нам не показывает. И мы понимаем, что все новые ученики пойдут в нашу школу”, - говорит Билялов.
По его мнению, основным нарушением из-за чего возник общественный резонанс в прошлом году было то, что по проекту не были проведены общественные слушания. На данный момент инициативная группа просит акимат предоставить документы о соответствии второй очереди ЖК строительным нормам.
Стихийный митинг жителей проблемного района / Фото из архива инициативной группы
“С декабря 2020 года мы просили отдел архитектуры и градостроительства городов объяснить и показать нам, что конкретно планируется строить. Через каждые два месяца нам говорили, что это пока невозможно из-за пандемии. Но на самом деле они понимают, что там много нарушений, поэтому не хотят открытости. По уже построенным объектам понятно, что люди уже купили квартиры. Но по второй очереди мы просим показать, как эти ЖК соответствуют строительным нормам по обеспечению школьными учреждениями, озеленению и так далее - там все не сойдется”, - подчеркивает общественник.
“Поделили актовый зал на несколько кабинетов”. Как обучают в самой переполненной школе Нур-Султана?
В этом учебном году по информации МОН, анализ загруженности школ показал, что из-за эпидемии коронавируса и необходимости соблюдения строгих сантребований в затруднительном положении могут оказаться более 300 переполненных школ. А это 5% от их общего количества, в которых обучается 19% всех школьников. То есть каждый пятый учащийся в республике. В них обучение будет проводиться с принятием дополнительных мер и по гибкому расписанию, с дистанционным изучением некоторых не основных предметов.
Директор школы-лицея №59 Алма Жумабекова рассказала, что в этом году в школе учатся более 4 тыс учеников, при проектной мощности в 1200. Обучение здесь проводится в три смены уже четвертый год. В период ограничительных мер, связанных с коронавирусной инфекцией, учебному заведению пришлось решать ряд трудностей.
“Сейчас согласно нашим методическим рекомендациям мы работаем по принципу: один учитель - один класс, распределяя их по уровню наполненности и квадратуре помещений. То есть кабинетная система отменена. Естественно, так как у нас много классов мы должны создать условия каждому ребенку, чтобы соответствовала квадратура помещения и соблюдались санитарные нормы. Поэтому нехватка мест стала для нас насущной проблемой”, - делится Алма Жумабекова.
Актовый зал школы-лицея №59 / Фото из архива
Администрации пришлось пересмотреть стратегию набора 1 и 10 классов, а также провести анализ того, какие помещения можно переоборудовать в дополнительные классы.
“Мы поделили актовый зал на несколько кабинетов, оптимизировали кабинеты информатики, а именно переоборудовали места для отдыха. Все работы проводили с разрешения санитарно-эпидемиологической службы. В этих помещениях имеется вентиляция, окна и необходимая квадратура для рассадки детей”, - говорит директор.
Еще ранее гардероб школы был переделан под классы для дополнительных занятий музыкой, вокалом и изо, чтобы дети из близлежащих районов не ездили специально для этого в другие части города. Это решение было принято, так как у каждого ребенка имеется свой индивидуальный шкафчик для хранения вещей. Сейчас в планах у главы школы строительство пристройки на 600 мест для начальной школы. Где в параллелях сейчас по 14 классов и обучение проводится на двух языках.
Актовый зал школы-лицея №59 / Фото из архива
“Этот проект уже обсудили с управлением архитектуры. Согласовали и определили количество кабинетов, стандарты их технического и материального оснащений. Там будет оборудованы дополнительные спортивные, музыкальные залы и кабинеты информатики. То, чего нам сейчас не хватает. Сейчас там проводятся работы по изучению почвы территории, где планируется возведение пристройки. Думаю, уже в следующем году начнется ее строительство. Это как раз и улучшит наши условия в рамках реализации послания президента”, - добавила она.
“Это какой-то каменный век”. Что является ключевой проблемой?
18 августа на сайте общественного фонда Urban Forum Kazakhstan было опубликовано открытое письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву с требованием реформы в системе принятия архитектурных и градостроительных решений, подписанное восемью урбанистическими организациями страны. В тексте письма отмечается, что сложившаяся в городах практика спуска решений сверху вниз и информирование граждан постфактум привело к бессистемной застройке, деградации городской среды, зеленых зон и общественных пространств.
Авторы письма предлагают три шага к решению этих проблем:
1. Проведение предпроектных исследований. Урбанистический анализ функций, идентичности, оценка социальной и транспортной инфраструктуры. Консультации с жителями позволят максимизировать выгоды для сообществ и города.
2. Создание экспертных советов - независимых консультативно-совещательных органов, институционально встроенных в процесс принятия решений с четким правовым статусом.
3. Проведение архитектурных конкурсов для значимых проектов и крупных по размеру участков.
По словам соучредителя фонда Адиля Нурмакова, сейчас ключевой проблемой развития городов является отсутствие прозрачных и понятных механизмов по принятию решений в сфере строительства новых объектов, которые вредят не только жителям, но и местной власти. Потому что во многих случаях именно акиматы несут репутационные потери, встречая волну недовольства со стороны горожан.
“Когда все решения замыкаются на кабинете городского, районного или областного акимата и общением их сотрудников с застройщиками, то это опять же не слышащее государство, не устойчивое развитие, а какой-то каменный век. Так не должны приниматься решения в современном демократическом обществе. Сейчас нет никакого механизма для граждан и экспертов каким-то образом повлиять на планы по застройке городов. В таких условиях мы имеем ситуации конфликтов, скандалов, митингов и жестов отчаяния со стороны жителей, потому что у них нет других способов возразить кроме таких”, - подчеркивает Нурмаков.
Акции протеста жителей в декабре 2020 года вблизи школы-лицея №59 / Фото из архива инициативной группы
Более того, отмечает он, местные исполнительные власти вынуждены идти в суд с застройщиком, который чаще всего выигрывает, потому что выданное на законных основаниях решение отзывается на фоне общественного резонанса. Строительные компании тоже несут убытки, инвестируя средства в разработку проектов и бизнес-планов . А их приходится сокращать либо переделывать.
“Всем плохо от нынешнего положения. Это не очевидная вещь особенно для акимата и застройщиков, которые думают, что если проекты будут обсуждаться с экспертами и жителями, то это затянет процесс и все будет сложнее. Но на самом деле, я думаю у них скоро появится понимание, что ситуации непредсказуемости общественной реакции и резонанс может поставить под угрозу планы и акимата, и застройщика, увеличивая их риски”, - добавил эксперт.
По мнению Нурмакова, принятие предложений о создании предпроектных исследований и экспертных советов, которые станут альтернативой упраздненых в 2017 году градсоветов, не повлечет значительного удорожания процессов принятия решений. Но два этих компонента должны быть приняты вместе, потому что без независимого анализа экспертный совет будет слаб, так как все что у него тогда будет в распоряжении - это проект дизайна будущих зданий.
“И предпроектные исследования без экспертного совета будут ущербными. Потому что он не будет использован и останется между акиматом и застройщиком. Как и сейчас проходит согласование - застройщик обращается в акимат и больше нигде и никаких обязательств нет. Предпроектные исследования - это только часть алгоритма. Недостаточно просто провести исследования, потому что и общественные слушания проводились. Но мы все знаем, как они проводятся, то есть никто не обязывает принять во внимание то, что было сказано. Тоже самое и здесь, они (застройщики - прим.автора) проведут свое “балалаечное” исследование, закажут его у своей фирмы, и тем самым выполнять условия”, - подчеркивает Нурмаков.
Появление новых школ в республике вероятно и уменьшит количество переполненных, но не решит проблему полностью. Об этом говорят жильцы перенаселенных районов, урбанисты и данные статистики. Ранее в Казахстане уже пытались реализовать похожие новшества. Они обернулись чередой затянувшихся долгостроев и коррупционных скандалов. Сейчас ситуация с некачественным строительством и хищениями в стране мало чем изменилась. На чаше весов интересы акиматов и застройщиков с одной стороны и обычных жителей с другой, уверенно перетягивают первые. Чем обернется для населения возведение 1000 новых школ, нам еще предстоит узнать.