2023 год запомнится громкими судебными процессами, которые завершались порой неожиданными приговорами. В большинстве своём на скамье подсудимых оказывались яркие представители «Старого Казахстана» - высокопоставленные чиновники, приближенные к первому президенту. Но случались и исключения...
Самые резонансные судебные дела вспоминал корреспондент Ulysmedia.kz.
Дело Масимова: под грифом «секретно»
Практически сразу после «трагического қантара» экс-глава комитета национальной безопасности, бывший премьер-министр Казахстана Карим Масимов был взят под арест. Для казахстанцев этот факт стал первым, но далеко не последним потрясением, связанным с тем, что самые всемогущие мира сего утратили свою неприкосновенность.
Затем стало известно: вместе со своими заместителями: Ануаром Садыкуловым, Даулетом Ергожиным и Маратом Осиповым он обвиняется в госизмене, попытке насильственного захвата власти и превышении должностных полномочий в связи с беспорядками в начале 2022 года.
Судебный процесс по «делу Масимова» начался в ноябре прошлого года и проходил в закрытом режиме. Завесу тайны над ним чуть приоткрыл генеральный прокурор Берик Асылов, который сообщил: Масимов во время январских событий отдал приказ сотрудникам покинуть здания департаментов.
- В самый пик беспорядков почти весь личный состав департаментов КНБ Алматы, Алматинской и Кызылординской областей покинул свои здания, - сообщил генпрокурор на заседании мажилиса.
Согласно материалам дела, 5 января 2022 года поступило письменное указание заместителя председателя КНБ Ануара Садыкулова о готовности личного состава оставить здание. Также «комитетчики» по указанию Масимова оставили ДКНБ в Алматы и Кызылординской области. Кроме того, по распоряжению руководства КНБ были оставлены здания департаментов полиции Алматинской и Жамбылской областей.
По словам Берика Асылова, в результате этих действий не были приняты своевременные меры по пресечению беспорядков. Алматы и Талдыкорган на двое суток полностью оказались во власти вооруженных бандитов.
24 апреля специализированный межрайонный суд по уголовным делам Астаны огласил приговор по уголовному делу в отношении бывшего председателя Комитета нацбезопасности Карима Масимова и его заместителей: Ануара Садыкулова, Даулета Ергожина и Марата Осипова в их присутствии. Суд признал их виновными по части 1 статьи 175 ("Государственная измена"), части 3 статьи 179 ("Насильственный захват власти"), пункту 3 части 4 статьи 362 ("Превышение власти и должностных полномочий) УК РК.
- Путем частичного сложения наказаний окончательно Кариму Масимову назначено наказание 18 лет лишения свободы с конфискацией имущества с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе, - сообщили в пресс-службе суда Астаны.
Ануар Садыкулов, Даулет Ергожин и Марат Осипов были приговорены к 16, 15 и трем годам лишения свободы соответственно. Всех четверых лишили званий и государственных наград. В доход государства взыскали свыше 10 млрд тенге и 24 млн долларов.
А 16 июня текущего года апелляционной инстанцией по уголовным делам суда Астаны уголовное дело под грифом "Совершенно секретно" по жалобам Карима Масимова, Ануара Садыкулова, Даулета Ергожина, Марата Осипова и их защитников было пересмотрено. Апелляционная инстанция изменила приговор суда первой инстанции в отношении Масимова, Садыкулова и Ергожина в части вида учреждения для отбывания наказания с учреждения максимальной на среднюю безопасность.
Подчеркивается, что закон, улучшающий положение осужденных, имеет обратную силу и обязателен для применения судами. В остальной части приговор оставлен без изменения он вступил в законную силу.
Дело Гульмиры Сатыбалды: и последними станут первые…
Второй «ласточкой» новых времен стало задержание в прошлом году племянника экс-Елбасы Кайрата Сатыбалды. И следом – его бывшей супруги Гульмиры.
Борцы с коррупцией заявили: Гульмиру Сатыбалды вместе с другими должностными лицами подозревают в хищении 747 млн тенге в 2021 году. В апреле пояснения расширили - экс-супругу племянника первого президента подозревают в хищении средств, предназначавшихся для ремонта объектов зимней Универсиады.
А в сентябре дело Гульмиры Сатыбалды «разрослось» до самоуправства и похищения человека. Как сообщил в суде прокурор Азамат Сарсембаев, Гульмира Сатыбалды втянула свою помощницу по финансовым вопросам Айгуль Мекешеву в схему по «отжатию» Maxi Bottlers. Отписав на нее 75% акций компании и пообещав вознаграждение в виде 5% акций, после успешно завершенной «операции», бизнесвумен вдруг передумала. Сатыбалды решила забрать себе все 75% акций. Но сделка застопорилась и Гульмира организовала похищение своей подельницы. По её заказу трое мужчин в масках дождались Мекешеву около ее дома, запихнули в машину и увезли в поселок Жандосов.
- Там Мекешева, находясь с испуганном и подавленном состоянии, против своей воли была помещена в подвал дома, – рассказал прокурор.
Далее, по его словам, Мекешевой предложили подписать документы по передаче всех акций компании на безвозмездной основе. Жертве не оставалось ничего другого, как выполнить требование похитителей. Напуганная угрозами, она вряд ли когда-нибудь решилась бы открыть рот, но тут случился «қантар-2022» со всеми его «бумерангами»…
В декабре Антикоррупционная служба завершила расследование, а в январе 2023 года начался суд, за которым и ныне, словно за турецким сериалом, наблюдала вся страна.
В начале марта суд отказал Гульмире Сатыбалды в домашнем аресте, поскольку, по заявлению прокурора, ранее подсудимая пыталась пересечь границу Казахстана. Если в начале процесса бывшая супруга Кайрата Сатыбалды не признавала свою вину, то позже сменила риторику и частично вину признала. И даже заключила медиативное соглашение с потерпевшей. С которым, кстати, не согласился ещё один потерпевший - бизнесмен Турсен Алагузов, который утверждал, что Гульмира Сатыбалды через своих представителей «отжала» у него 43% акций компании Galanz Bottlers. Он потребовал возврата акций, а также выплату морального ущерба в размере 5 млрд тенге.
4 мая столичный суд признал Гульмиру Сатыбалды виновной по статьям «Самоуправство» и «Похищение человека» и приговорил к 7 годам лишения свободы.
Дело Мухамедиулы: «Золотой человек» не виноват!
20 июня казахстанская Фемида поставила точку в одном громком и затянувшемся, словно латиноамериканский сериал, деле. Началось оно в мае прошлого года, когда сотрудники Антикора объявили о начале расследования в отношении должностных лиц Национального музея Казахстана по подозрению в хищении 146 млн тенге при проведении выставки «Шествие Золотого человека по музеям мира».
При этом стало известно - экс-министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы, возглавлявшего на тот момент музей, госпитализировали в связи с состоянием здоровья. Но в конце мая, по выздоровлении, поместили под стражу.
А в апреле 2023 года в столице начался суд по делу Арыстанбека Мухамедиулы и ещё троих – его зама, а также замдиректора и бухгалтера подрядной организации «Экспонат». Сторона обвинения заявила - Мухамедиулы в группе лиц подозревается в фиктивной трате 350 млн тенге на выставку с «Золотым человеком» в Индии. По мнению прокуроров, никакой выставки проведено не было. Сам Мухамедиулы свою вину полностью отрицал. В своём последнем слове 16 июня, подсудимый попросил не портить имидж Казахстана, называя его дело «делом о выставке Золотого человека», поскольку этот артефакт является символом страны и в связи с судом упоминается в негативном ключе.
Тем не менее, прокуроры запросили для экс-министра 9 лет лишения свободы. Суд признал Арыстанбека Мухамедиулы виновным в совершении преступлений по двум статьям уголовного кодекса, которые ранее ему предъявило обвинение – это «Организация хищения вверенных бюджетных средств в группе лиц в сговоре в особо крупном размере», а также их «Присвоение или растрата». Ему было назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы, а также пожизненного запрета занимать государственные должности, а также должности в судах, нацкомпаниях, квазигоссекторе. Экс-министр был лишен государственных наград, а также звания заслуженного деятеля Казахстана.
По 7 лет лишения свободы получили подельники Мухамедиулы.
Судья также отметил, что Арыстанбек Мухамедиулы уже вернул государству 111 млн из похищенных 155 млн тенге.
Дело Боранбаева: не покупай и не судим будешь
В последний день марта этого года Сарыаркинский районный суд №2 города Астаны вынес приговор ещё одному члену семьи Назарбаевых – бывшему свату Дариги Назарбаевой Кайрату Боранбаеву. Дочь Кайрата Боранбаева Алима была замужем за сыном Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева – Айсултаном.
И уж если арест Сатыбалды казахстанцы восприняли с чувством торжества справедливости, то задержание и приговор Боранбаеву – с недоумением. Начав карьеру как тренер-преподаватель, Кайрат Советаевич сумел шаг за шагом пробить себе путь на самую вершину бизнес-Олимпа. Занимая почетное 14 место в списке 50 богатейших бизнесменов Казахстана, он покровительствовал спорту, был президентом национального паралимпийского комитета Казахстана, председателем наблюдательного совета футбольного клуба «Кайрат», вице-президентом комитета Союза европейских футбольных ассоциаций UEFA по честной игре и социальной ответственности, членом попечительского совета Фонда УЕФА для детей. А также франчайзи McDonald’s в Казахстане, России и Беларуси, генеральный директор казахстанского холдинга Компания по управлению активами «Алмалы», учредитель ТОО «АзияГазЧунджа» и прочая, и прочая, и прочая…
И тут вдруг… 15 марта прошлого года сотрудники АФМ объявили о задержании известного казахстанского бизнесмена. Вместе с ним в орбиту уголовного преследования попали соучредитель компании «АзияГазЧунджа» Роман Наханов и бывший заместитель председателя правления национальной компании QazaqGaz Тайыр Жанузак. Всех их обвинили в хищении 14,5 млрд тенге при закупе сжиженного нефтяного газа и легализации средств, добытых преступным путем.
Боранбаев в суде заявил, что не понимает суть обвинения и не признает свою вину, поскольку «считал сделку между «АзияГазЧунджа» и QazaqGaz коммерческой и законной, но, возможно, заблуждался».
Попытки адвокатов Кайрата Боранбаева добиться изменения меры пресечения с содержания под стражей на менее строгую, оказались тщетными.
Прокурор запросил для Боранбаева 8 лет колонии, а также потребовал лишить бизнесмена всех государственных наград и сохранить арест на его имущество и средства. Запрос прокурора суд удовлетворил в полном объёме. Свата Дариги Назарбаевой приговорили к восьми годам колонии среднего режима с конфискацией имущества и почти 4 млрд тенге.
Правда, в сентябре апелляционный суд смягчил наказание, снизив его до шести лет колонии общего режима с конфискацией имущества. А ещё месяцем позже и вовсе заменил реальный срок на ограничение свободы.
Дело «Оператора РОП»: где Алия?
В ноябре этого года была поставлена жирная точка в самом парадоксальном судебном процессе года – разбирательстве по делу «Оператор РОП». Весь 2023-й казахстанцы с удивлением наблюдали, как столичная Фемида старается вершить правосудие, обходя некоторые обстоятельства и фигуры…
Но начнем по порядку. В конце 2021-го, возмущенные ставками утильсбора и ценами на авто, казахстанцы запустили петицию с требованием отменить утилизационный сбор на автомобили. В 2022 году началось расследование Антикоррупционной службы. Борцы с коррупцией сообщили о предотвращении хищения денежных средств ТОО «Оператор РОП» в размере 180 миллиардов тенге. А на скамье подсудимых оказались: бывший вице-министр экологии Ахметжан Примкулов, экс-директор «Оператор РОП» Медет Кумаргалиев, финансовый директор Рустам Темирбек и экс-гендиректор Светлана Коротенко. Управляющий директор по правовым вопросам «Оператора РОП» Руслан Шамшиев до суда не дожил: он совершил суицид в рабочем кабинете.
По версии следствия, начиная с 2016 года, при пособничестве вице-министра экологии, все подсудимые неоднократно совершили хищение бюджетных средств в особо крупном размере путем необоснованных оплат услуг аффилированной кампании по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств по завышенной стоимости. Общая сумма причиненного ущерба составила 26,8 млрд тенге.
А Примкулов путём подписания незаконного приказа, которым ввел расширенные обязательства производителей и импортеров кабельно-проводниковой продукции, нанёс ущерб в сумме более 325 млн тенге.
Из материалов дела следовало, что в этот же период руководители ТОО «Оператор РОП» при пособничестве экс-вице-министра покушались на еще 180 млрд тенге со счёта ТОО. Хищение планировали совершить при строительстве аффилированной компанией шести мусоросжигающих заводов на территории Казахстана. Финансирование строительства необоснованно включили в мероприятия по реализации инвестиционной политики на 2022 год. При этом электроэнергия гарантированно должна была закупаться государством в течение 15 лет по необоснованно завышенному тарифу и обеспечить частной компании многомиллиардную прибыль.
В июле этого года межрайонный суд по уголовным делам города Астаны вынес приговор бывшему вице-министру экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжану Примкулову, экс-председателю правления ТОО «Оператор РОП» Медету Кумаргалиеву, экс-гендиректору Светлане Коротенко и бывшему финансовому директору компании Рустаму Темирбеку. Все они были признаны виновными, но первые трое получили по 7 лет лишения свободы, а Темирбек – один год.
Парадокс ситуации заключался в том, что все обвиняемые в один голос утверждали: реальная владелица «Оператора РОП» - младшая дочь бывшего первого президента Алия Назарбаева. Но, несмотря на многочисленные показания о её роли в деле «Оператора РОП», ни следствие, ни суд ни разу не допросили Назарбаеву. А учредителем ТОО «Оператор РОП» была названа некая Шнар Муктарова – по слухам, работавшая домработницей у Алии Нурсултановны. Долгое время она находилась в ОАЭ, но минувшим летом была экстрадирована на родину. После экстрадиции она выплатила 920 млн тенге – вмененный ей ущерб.
17 ноября был оглашен приговор официальной учредительнице ТОО «Оператор РОП» Шнар Муктаровой - её признали виновной в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 28 частью 3, статьей 189 части 4 пункта 2 Уголовного кодекса и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком семь лет с лишением права занимать руководящие должности в коммерческих организациях сроком на 10 лет. С отбыванием наказания в учреждении УИС средней безопасности. На основании статьи 63 Уголовного кодекса, назначенное Муктаровой наказание считать условным на весь назначенный срок лишения свободы.
Дело Альтаева: при чем тут Мырзахметов?
В ноябре в столичном суде был объявлен приговор по ещё одному резонансному делу. Бывший депутат мажилиса парламента Нуржан Альтаев был осужден на 7 лет лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе за получение взятки в особо крупном размере. Но казахстанцев в этом деле интересовала не столько фигура подсудимого, сколько его роль в ещё не дошедшем до суда «деле Мырзахметова».
Напомним, 10 мая этого мая появилась информация о задержании экс-главы НПП «Атамекен» Аблая Мырзахметова, которого Антикор заподозрил в мошенничестве и подстрекательстве к даче взятки в особо крупном размере, якобы, за оказание содействия в освобождении от уголовной ответственности его родственника.
Так вот, по делу Альтаева Мырзахметов проходил в качестве свидетеля.
А сам Альтаев, по версии следствия, «способствовал получению его организацией государственных заказов и оказывал общее покровительство». 45-летний Нуржан Альтаев был депутатом мажилиса парламента Казахстана шестого созыва от партии «Нур Отан». В 2020 году, перед досрочными парламентскими выборами в Казахстане, заявил о намерении создать оппозиционную партию. Он был исключен из партии власти и лишен депутатского мандата. Позже он не раз обвинял власти в создании препон для регистрации партии.
На суде Альтаев своей вины не признал, назвав уголовное дело в отношении него и приговор «политическими». Тем не менее, суд признал его виновным и приговорил к 7 годам лишения свободы в учреждении средней безопасности (колония общего режима). А также постановил взыскать с Альтаева сумму предполагаемой взятки — 50 миллионов 116 тысяч 20 тенге «как незаконное приобретённое имущество», ещё 840 тенге - за процессуальные издержки за производство экспертизы и 83 340 тенге - в качестве принудительного платежа в фонд компенсации потерпевшим.
Дело Жыланбаева: беги, Марат, беги!
В конце ноября страну всколыхнул приговор по истинно «политическому делу»: межрайонный суд по уголовным делам Астаны осудил лидера незарегистрированной оппозиционной партии «Алга, Казахстан!» Марата Жыланбаева к семи годам лишения свободы с лишением права заниматься общественно-политической деятельностью, в том числе с использованием СМИ и сетей телекоммуникаций сроком на 3 года.
- Марат Жыланбаев, являясь сторонником запрещённой на территории РК экстремисткой организации «Демократический выбор Казахстана», поддерживал связь с лидером ДВК и его зарубежным штабом, получал от них поручения и указания, преследующие цель насильственного изменения Конституционного строя РК. В частности, подсудимый по предварительному сговору с координатором штаба ДВК, скрывающимся заграницей, организовывал финансовые, информационные и иного рода услуги, заведомо осознавая, что они будут использованы для осуществления экстремистской деятельности, – гласил релиз суда.
Марат Жыланбаев – казахстанский марафонец, известный своей критикой в адрес государства. Он единственный человек в мире, который сумел в одиночку пробежать крупнейшие пустыни. Является мастером спорта международного класса. Победителем и призером международных соревнований по ультрамарафону. Установил 7 мировых рекордов по марафонскому бегу, которые занесены в Книгу рекордов Гиннесса. В прошлом году общественный фонд «Ар-Бедел» подал в суд на Жыланбаева по делу о защите чести и достоинства экс-президента Нурсултана Назарбаева после высказываний активиста. Жыланбаев выиграл иск.
Жыланбаев находится в СИЗО с мая этого года. Суд над ним проходил в закрытом режиме. Его соратники и защита выступили против такого решения, организовав пробежку в его поддержку. Многие из них были арестованы за эту акцию.
Сам Жыланбаев протестовал по-своему: объявлял голодовку и даже зашивал себе рот. Но акции протеста, как видно, возымели обратный эффект. В суде прокурор поддержал обвинение и просил суд назначить окончательное наказание 10 лет лишения свободы с лишением права заниматься общественно-политической деятельностью сроком на три года. Суд счёл, что «вина подсудимого полностью доказана показаниями свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами и другими материалами уголовного дела». В итоге оппозиционера признали виновным по ст. 258 ч .2 и ст. 405 ч. 2 УК РК («финансирование и участие в запрещённой судом экстремисткой организации»).