×
443.35
475.54
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.35
475.54
4.82

Свёкла, кукуруза и китайцы: какие проблемы решает аким Жетысу

09.01.2024, 08:56
Коллаж Ulysmedia

Аким области Жетысу (Семиречье) Бейбит Исабаев использует соседство региона с КНР, активно привлекая китайские инвестиции. Главные проекты, где проявляют себя бизнесмены Поднебесной, Специальная экономическая зона «Хоргос-Восточные ворота» и Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (МЦПС).

Приоритетные виды деятельности на территории СЭЗ - обрабатывающая промышленность, складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность, а также строительство.

   - Хоргос - 5 тыс. га под строительство предприятий переработки, промышленности, торговли, сферы услуг. На сегодняшний день работает 15 проектов на общую сумму 50 млрд тенге. На подходе ещё 3-4 проекта. Общее количество - 48 проектов на 800 млрд тенге, - отметил на недавнем брифинге аким.

По его словам, самый главный проект, который зарекомендовал себя только с хорошей стороны, работает с 2016 года и даёт хороший экономический эффект – сухой порт KTZE-Khorgos Gateway, основной вид деятельности которого перевалка, складирование и перевозка грузов.

   - Оказано услуг более чем на 43 млрд тенге, уплачено налогов в республиканский и местный бюджет где-то 7,5-8 млрд тенге. То есть было вложено 30,3 млрд тенге инвестиций – по истечении 5-6 лет этот проект себя полностью окупил и работает только на прибыль, - говорит Исабаев.

Вторым по важности проектом он называет строительство международного казахстанско-китайского промышленного города. В связи с пандемией Covid реализация проекта была приостановлена, но в конце прошлого года крупными китайскими бизнесменами и компаниями из города Сямэнь его возобновили.

   - Сейчас мы реализуем первый этап – это планировка земельных участков, прокладываем инженерно-коммуникационные сети. Готовим место под строительство социальных объектов - это жилье. А также первым этапом мы должны построить газотурбинный комплекс с общей выработкой 600 МВт энергии. В общей сложности китайские инвесторы планируют инвестировать в первый этап 300 млрд тенге. Это полностью китайские инвестиции на 1000 га, которые мы отвели на строительство международного казахстанско-китайского промышленного города, - сказал аким.

Что касается МЦПС, то это торговая зона, где туристы как с китайской, так и с казахстанской сторогы могут находиться без визы до 30 дней.

   - То есть чтобы наши туристы, не выходя во внутреннюю часть Китая, могли приобрести китайские товары народного потребления в этих специальных торговых павильонах на китайской части. Там построены очень хорошие торговые павильоны. К сожалению, Covid помешал, и по другим объективным причинам на нашей казахстанской части павильонов меньше. Но мы сейчас ведём строительство трех павильонов, - сказал Исабаев.

Интересно, что пока казахстанская сторона раскачивалась, вступил в силу взаимный безвизовый режим между Казахстаном и Китаем и граждане могут пребывать в соседней стране до 30 дней с момента пересечения границы без оформления визы. Таким образом, притягательность «безвизового» МЦПС падает – ведь казахстанцы могут поехать в сам Китай, к примеру, в Урумчи за покупками или за другими удовольствиями. Однако аким уверен, что в казахстанских павильонах туристы будут.

   - МЦПС нам передали в апреле этого года. За 5-6 месяцев там было обслужено более 700 тыс. туристов. Управляющая компания МЦПС «Хоргос» заработала 1,7 млрд тенге, в виде налогов было уплачено 45 млн тенге. Все работы по обслуживанию туристов, транспортные услуги, билетирование и другие услуги автоматизированы. Работаем. Кроме обслуживания туристов мы хотим построить там павильоны по сборке китайских электромобилей, завод по сборке солнечных панелей и другое, думаю, что в ближайшие год-полтора мы подведем первые итоги. Я уверен, что они будут очень хорошими, - сказал он.

Стоит отметить, что масса крупных проектов пока не позволяет повысить до достаточного уровня среднюю заработную плату, она составила в третьем квартале 259,7 тыс. тенге по сравнению с 350 тыс. тенге в среднем по Казахстану.

Китайская дорога на Алаколь обойдется дороже

С китайской стороной также связано и строительство автодороги из Алматы на озеро Алаколь, которое так полюбилось в последние годы казахстанским туристам.

   - К сожалению, строительством трассы Алматы-Усть-Каменогорск с веткой в Алаколь занимался «Казавтожол». Опять же вопрос удорожания проекта. Основной генеральный подрядчик – это китайская национальная компания CITIC. В позапрошлом году стороны долго рассматривали корректировки проекта. В конце концов в начале 2022 года пришли к единому мнению и этот проект заработал. В прошлом году мы завершили двухслойное покрытие до Ушарала, из 350 км участка 250 км уже третий слой уложен, остается еще 100 км с третьим слоем. Это мы оставили на следующий год, потому что природно-климатические условия не позволяют класть асфальт, - сказал он.

Кстати, из 2 млн туристов, прибывших в этом году в область, 1,5 млн посетили именно Алаколь. Логично, что если автотрасса им не понравится, то второй раз они могут и не поехать. Более того, отговорят знакомых от посещения Алаколя. Участки дорог до озер Алаколь и Балхаш обещают отремонтировать до конца 2024 года.

   - Что касается дороги до Балхаша, то это, конечно, наша прерогатива и находится на балансе нашей области. Как я уже говорил, общая протяженность трассы 137 км. Она состоит из двух участков. Первый от побережья Балхаша до Лепсы протяженностью 27 км – в конце сентября этого года мы полностью завершили. Сейчас занимаемся вопросами государственной приёмки. Следующий участок - это от поворота усть-каменогорской трассы до Лепсы. Это примерно 110 км. Буквально на днях мы завершили 50 км дороги, положили двухслойный асфальт, - сказал Исабаев.

По оставшимся 50 км до марта следующего года планируется заниматься укладкой основания дороги.

   - До октября следующего года дорогу от трассы Алматы-Усть-Каменогорск до побережья Балхаша полностью завершим и сдадим, - обещает аким.

Семиреченский вклад за сахар

В этом году простаивавший три года Аксуский сахарный завод прошел полный ремонт и с помощью 3,5 млрд тенге бюджетных денег вновь начал работать. Для этого правда, как всегда, потребовалось прямое поручение президента. Норматив субсидирования свеклы был увеличен с 15 тыс. до 25 тыс. тенге за тонну, на что из бюджета выделено 8,4 млрд тенге. Еще 15 тыс. тенге за тонну сахарной свеклы фермерам будут платить сахарные заводы. Это позволило увеличить площади под конеплодом в два раза, доведя их до 8,5 тыс. га.

В этом году на два сахарных завода области реализовано 330 тыс. тонн сладкого корнеплода: Коксуский сахарный завод – 240 тыс. тонн, Аксуский – 90 тыс. тонн. Из них до конца года планируется произвести 42 тыс. тонн сахара: на Коксуском сахарном заводе – 27 тыс. тонн, на Аксуском – 15 тыс. тонн. Кроме того, сахар будет производиться и из импортного тростникового сырья: на Коксуском сахзаводе – 26 тыс. тонн, на Аксуском – 3 тыс. тонн.

- Сахар – это стратегический товар. Если учесть, что потребность Казахстана в сахаре составляет 500 тыс. тонн, то почти половина – 250 тыс. тонн - это промышленное потребление: Coca-Cola, Sprite, Fanta, коньячное производство и так далее. Где-то 250 тыс. тонн - это потребление населения. После запуска Аксуского сахарного завода через два года в области Жетысу есть возможность переработать усилиями двух заводов до 100 тыс. тонн свекловичного сахара, - сказал Исабаев.

Царица полей подешевела

Пока власти потянулись за свеклой, в регионе обвалились цены на другой популярный среди фермеров продукт – кукурузу. В прошлом году её продавали по 110-120 тыс. тенге за тонну. В этом, при влажности 15%, тонна стоит 85 тыс. тенге, при влажности выше 15% - 70-75 тыс. тенге. По словам акима, на падение цен повлияло изменение экономической политики в России, стимулирующей экспорт сельхозпродукции. Кроме того, добавляет он, на радостях от высоких цен на кукурузу в прошлом году аграрии посеяли ее в этом году на 15 тыс. га больше – на тех землях, где ранее росли соя и рапс. В этом году урожай кукурузы составит 350 тыс. тонн, из которых «лишними» будут 40-50 тыс. тонн.

Половина всей кукурузы выращивается в Панфиловском и Жаркентском районе, перерабатывают её четыре предприятия: крахмалопаточный завод в Панфиловском районе приобретет 150 тыс. тонн кукурузы, «Агрофуд Индастри» в Каскелене – 50 тыс. тонн, «Уыз Май Индастри» в Коксу и «Астык Экспо» в Талдыкоргане – примерно по столько же. Часть кукурузы пойдет на корм скоту, а излишки планируют продать в Узбекистан, Таджикистан и Китай. Все 350 тыс. тонн выращенной в регионе кукурузы будут проданы, обещает аким, пусть и по более низкой цене.

Казкосмос помог

Исабаев также заверяет, что неиспользуемые земли будут возвращаться фермерам и личным подсобным хозяйствам. В 2021 году акимат объединил усилия с Казкосмосом, который помог властям увидеть 1,2 млн га неиспользуемых по назначению земель. По действующему законодательству, отметил он, в случае выявления таких фактов, владельцам земельных участков дается год на устранение нарушений с одновременным ростом земельного налога. В случае, если владелец земли сельхозназначения не пасет там скот в количестве, соответствующем нормативам, или не выращивает какие-то, к примеру, овощи, то земля подлежит возвращению государству.

   - Таким образом в прошлом году мы вернули государству 120 тыс. га, за 10 месяцев этого году – 250 тыс. га, - сказал он.

В том числе изъятые 30 тыс. га выданы под пастбища личным подсобным хозяйствам. В этом году уведомления были выданы владельцам 401 тыс. га, по которым срок истекает уже в этом году. По словам акима, отдельные люди держали в одном селе по 10-12 тыс. га, сдавая их десятки лет в субаренду, запрещенную государством, в то время как другие сельчане не могли найти пастбище для своего скота. У шести землевладельцев через суд забрали и вернули государству 57 тыс. га неиспользуемой земли.

Новости партнеров