Аббревиатура КТЖ у большинства казахстанцев ассоциируется с задержкой поездов, грязными вагонами, постоянными ЧП и забастовками. Недавно НК «Казахстан Темир Жолы» попала в топ новостей – известности добавили трагическая гибель двух сотрудников вагонного депо под колесами пассажирского поезда, забастовка и шокирующее видеообращение железнодорожников к президенту и руководителю КТЖ, в котором они показали, в каких адских условиях вынуждены трудиться.
Почему богатая «дочка» фонда «Самрук-Казына» для своих топ-менеджеров не жалеет денег на баснословные зарплаты и премии, а рабочим не может создать нормальных условий труда, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Коммерческая тайна
Утром 21 января страну облетела страшная новость - на перегоне Жидели — Берлик в Жамбылской области двое сотрудников вагонного депо оказались под колёсами пассажирского поезда «Астана – Шымкент». Погибли бригадир пункта подготовки Токтагул Истаев и старший осмотрщик-ремонтник вагонов Талгат Казабеков. В пресс-службе «Казахстан Темир Жолы» тогда сообщили:
- Машинист поезда применил экстренное торможение, но избежать несчастного случая не удалось. Для выяснения всех обстоятельств на место происшествия выехала комиссия КТЖ. Начато расследование.
Каким образом опытные железнодорожники (стаж работы Истаева составлял 29 лет, Казабекова – 36 лет) не справились с опасной ситуацией, поплатившись жизнями, - этот вопрос интересовал не только комиссию КТЖ.
Редакция Ulysmedia.kz сразу после трагического происшествия направила официальный запрос в АО «НК «КТЖ», в котором попросила предоставить информацию об условиях труда, заработной плате, социальных гарантиях и помощи семьям погибших путейцев.
Ответ обдумывали долго, но, тем не менее, в письме за подписью руководителя аппарата Серика Кеулимжаева сообщили, что на 288 железнодорожных разъездах и обгонных пунктах, относящихся к ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», трудятся 1 712 работников. У части из них два выходных дня, у другой части – один.
- Пятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя, - обтекаемо ответил господин Кеулимжаев.
При этом руководство КТЖ назвало тех работников, которые трудятся по сменам.
- Согласно статье 73 ТК РК, сменная работа может устанавливаться в случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы. Так работникам, связанным с непрерывным перевозочным процессом, устанавливается сменный режим работы. Основные профессии, которые работают на ж/д разъездах - это дежурные по разъезду, осмотрщики-ремонтники вагонов, осмотрщики вагонов.
О заработной плате этих работников руководство распространяться не стало, сославшись на коммерческую тайну и конфиденциальную информацию.
Из параллельной реальности?
Зато в описании предоставляемых социальных гарантий и льгот руководство АО скупиться на слова не стало. Перечисление материальных благ, предоставляемых работникам «КТЖ-Грузовые перевозки» согласно колдоговору, заняло целую страницу. Здесь и льготные путевки на санаторно-курортное лечение в оздоровительных центрах Казахстана и стран ближнего зарубежья - в санатории «Ак тилек», «Джайлау», «Арман», «Мойылды», санаторий-профилакторий им. С. Сейфуллина, и доставка работников отдаленных ж/д разъездов служебным транспортом на работу и обратно, и бесплатное протезирование зубов пенсионерам, и многочисленные выплаты в связи с рождением или усыновлением (удочерением) ребенка, в виде материальной помощи молодым специалистам, прибывшим на работу по распределению, пенсионерам, многодетным семьям, работникам по случаю их юбилеев, «чернобыльцам» - ликвидаторам аварии, воинам-афганцам, пенсионерам с инвалидностью 1 группы, семьям работников, имеющих детей с особыми потребностями и т.д. и т.п.
В случаях гибели железнодорожников на рабочем месте, руководство гарантирует их семьям «выплату единовременного пособия, включающего компенсацию морального вреда, в размере десятикратного годового заработка работника, но не более десяти тысяч МРП».
В свете озвученной руководством КТЖ информации остается неясным только один вопрос: почему при таких «шоколадных» условиях железнодорожники регулярно выходят на забастовки с требованиями повышения зарплаты и улучшений условий труда?
Адская «железка»
На днях в СМИ появилось видеообращение мангистауских железнодорожников, в котором они обратились к президенту Касым-Жомарту Токаеву и руководителю АО «НК «КТЖ» Нурлану Сауранбаеву с требованиями повысить заработную плату на 100 процентов и улучшить условия труда. https://www.youtube.com/watch?v=TI79rXYsH_Y
В пятиминутном ролике путейцы наглядно продемонстрировали реалии своей работы – ручной труд на открытом воздухе, «допотопные» орудия труда, не выдерживающие никакой критики «будки», призванные служить местом отдыха для железнодорожников, а на самом деле выглядящие хуже сараев для скота.
- Крыша гаража в Сайотесе, куда мы ставим технику, обрушилась, - рассказал железнодорожник Аманжан Кулбаев.
- Упала внутрь. Нет нормальных условий труда. Гараж аварийный. Два наших УАЗа ребята загоняют к себе домой, чтобы утром завести их в тепле и выйти на работу.
Рабочие стальной магистрали потребовали провести срочную проверку в «Казахстан Темир Жолы».
- Начальников, которые не умеют работать, надо уволить, - заявили они.
Впрочем, с подобными требованиями железнодорожники выходят на просторы глобальной Сети не впервые. Так, в начале этого года смотрители вагонов на станции Шу в Жамбылской области обратились к властям с требованием поднять зарплату. В связи с инфляцией они просили в 2024 году увеличить её на 50%.
Забастовки на КТЖ происходили и в 2022 году, и раньше. Но воз, как говорится, и ныне там. За свой опасный и тяжелый труд рабочие железной дороги получают гроши, а условия их труда в целом не меняются.
Сами железнодорожники свою «приверженность» компании объясняют так:
- На маленьких станциях работы нет, а на железной дороге зарплата хоть и маленькая, зато стабильная. Вы не задумывались, почему именно на «железке» столько династий? Именно поэтому…
Деньги есть, но вы держитесь
Не менее стабильными стали скандалы, связанные с коррупцией, огромными вознаграждениями топ-менеджеров АО «НК «КТЖ» и не менее огромными долгами национальной компании.
В декабре 2023 года министр транспорта Марат Карабаев заявил, что проблемы КТЖ накапливались годами. Один только износ вагонного парка составляет 60%.
Финансовые отчеты АО «НК «КТЖ» за несколько лет, которые появились в СМИ взорвали информационное поле:
Оказывается, 15 членов ключевого управленческого персонала во главе с Сауранбаевым в 2021 году получили 807 млн тенге, т.е. каждый почти по 54 млн тенге. Ежемесячная заработная плата каждого из этих управленцев составила 4 млн 480 тыс. тенге.
Насколько эти цифры соответствуют действительности, судить не нам. Тем не менее, информация о баснословных зарплатах и бонусах, а также явно коррупционных схемах руководства нацкомпании появляется в информационном пространстве не впервые. В прошлом году транспортные прокуроры выявили факты незаконного начисления премий и выплат в филиалах ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки». Сумма ущерба составила более 10 млн тенге. Официальный представитель Генеральной прокуратуры Дархан Дуйсембай заявил, что в филиалах КТЖ платили премии 742 несуществующим работникам.
В прошлом году сенатор Закиржан Кузиев обвинил КТЖ в недобросовестной конкуренции.
- По инсайдерской информации, зарубежным грузоотправителям и экспедиторам предлагается переоформить свои заявки через аффилированные с КТЖ организации АО «Кедентранссервис» и АО KTZ Express. Считаем, что такие действия создают условия для недобросовестной конкуренции и противоречат нормам Предпринимательского кодекса, - заявил он в своем депутатском запросе.
Позже стало известно, что АО KTZ Express - дочерняя компания КТЖ, с 2018 года занимается контейнерными перевозками, но не заплатила ни одного тенге налогов.
Коррупционная составляющая?
При всем этом, в прошлом году стало известно, что на компании «висит» долг в 2 триллиона (!) тенге. Прибыль КТЖ не перекрывает этот долг, например, в 2022 году компания сообщила о прибыли в 36,9 млрд тенге, в 2021-м – 119,1 млрд, в 2020-м – 16,2. Для выплаты этого недостаточно. При этом председатель правления компании «Казахстан темир жолы» Нурлан Сауранбаев сообщил, что благодаря холдингу «Самрук-Казына» долг КТЖ в иностранной валюте удалось снизить с 54 «до менее чем на 30 %».
В феврале 2023 года Главная транспортная прокуратура озвучила, что ведет расследование в отношении руководства АО «Казахстан темир жолы». Их подозревают в выстраивании преград бизнесу. Сумма нанесенного ущерба превысила 1,5 млрд тенге.
В конце января 2022 года работники АО «НК «КТЖ» анонимно обратились к президенту страны и обвинили высших должностных лиц нацкомпании в коррупции, хищениях и незаконном выводе денег.
- Ежегодно миллионы долларов, не попадая в казну, уходят в карманы нескольких олигархических групп, которые полностью контролируют сферу железнодорожного транспорта, – сообщили авторы обращения.
При этом, по их словам, правоохранительные органы, прокуратура, финансовая полиция «покровительствуют действиям совета директоров и руководства правления».
Причина, озвученная железнодорожниками, проста: родственные связи.
В компании, по их словам, на тот момент работали брат председателя финпола Ануар Ахметжанов, зять акима ВКО Ерлан Койшибаев, брат первого вице-министра Армат Султанов, брат жены генерала КНБ в отставке Самата Абиша Едыге Мыханов.
В своем письме железнодорожники сигнализировали и о выводе денежных средств через компанию KTZ Express.
- Разница между доходной и расходной частью пытается регулироваться на ежегодных оптимизациях штатной численности, работников линии. Пока руководители компании «воруют», технический персонал вынужден сводить концы с концами, получая 100-120 тысяч тенге. Настоящей издевкой над простым народом является повышение заработной платы, объявленной руководством КТЖ. 25% надбавки – разве на это можно прожить в наше время? Чем нам кормить наши семьи? – задавались риторическим вопросом в своём письме рабочие.
Судя по последним событиям, последний вопрос остается актуальным и сегодня…
Краткая справка:
КТЖ — монополист на рынке Казахстана. Это транспортно-логистический холдинг, который ведет реализацию практически всех инфраструктурных госпроектов.
Компания занимает 15-е место в мире по объему грузооборота. Тарифный грузооборот в 2021 году составил 233 млрд тонно-километров. Половина грузооборота в стране приходится на железнодорожный транспорт, а 75% пассажирооборота на ж/д транспорте выполняет КТЖ.