×
522.91
548.85
5.05
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.91
548.85
5.05

Выговор – не приговор, или Почему в Казахстане весна к чиновникам приходит неожиданно

Выговор – не приговор, или Почему в Казахстане весна к чиновникам приходит неожиданно
Коллаж Ulysmedia

Нашу страну природа испытывает на прочность каждый год. И на этот раз наводнения захлестнули половину Казахстана. В этот раз масштаб бедствия огромен - вода разрушает дома, дороги, мосты, губит скот, поля и имущество… Почему паводки случаются каждый год, а власти так и не научились им противостоять, разбирался Ulysmedia.kz.

Весна пришла неожиданно…

Так повелось, что у нас весна, впрочем, как и зима, всегда приходит неожиданно – примерно так обычно чиновники оправдывают свои действия. Вернее - бездействия, когда речь заходит о ЧС региональных масштабов.

По приезде из Китая глава государства провел оперативное совещание по паводковой ситуации в стране. Он раскритиковал работу правительства, принес свои извинения за непрофессиональную работу на местах и пообещал помочь пострадавшим от паводков казахстанцам.

   - Касым-Жомарт Токаев подверг резкой критике действия правительства и акимов за халатность и непрофессионализм. По его словам, отсутствует координация между правительством и местными исполнительными органами. Президент выразил сожаление по поводу больших потерь личного имущества жителей пострадавших регионов. Он принес свои извинения и заверил, что всем пострадавшим будет оказана материальная помощь, – говорится в сообщении Акорды.

Выговоры

Несколько человек получили выговоры от президента. Так, за непринятие своевременных противопаводковых мер он объявил строгий выговор первому заместителю премьер-министра Роману Скляру, министру водных ресурсов и ирригации Нуржану Нуржигитову, строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии – акимам Актюбинской, Костанайской и Западно-Казахстанской областей, строгий выговор – акимам Атырауской, Акмолинской, Алматинской, Павлодарской областей и области Абай.

Также пока непонятно по карьере Нуржана Нуржигитова, который оказался под патронажем срочно назначенного вице-премьера Каната Бозумбаева, в обязанности которого будут входить, в том числе, вопросы «чрезвычайных ситуаций и водных ресурсов».

Утонувшие деньги

Последним звоночком прозвучало «предупреждение о неполном служебном соответствии» для трех акимов: Актюбинской, Костанайской и Западно-Казахстанской областей. После такого обычно прямая дорога в политическое небытие.

И действительно, будь они новичками в администрировании, без опыта работы, квалификации, тогда еще отчасти можно было бы оправдать их нерешительность.

Например, аким Актюбинской области Асхат Шахаров. Поначалу спортивный чемпион и тренер, но уже с 2013 года аким Каратобинского района Западно-Казахстаской области, в 2020 году – аким Актобе. Тем более что у Шахарова был шанс войти в историю, реши он проблему ежегодных актюбинских паводков.

Аким Костанайской области Кумар Аксакалов тоже не юнец на административном поприще - с 1998 года аким Мендыкаринского района Костанайской области, руководил пять лет Северо-Казахстанской областью, с декабря 2022-го – аким Костанайской области.

Ну, а акиму Западно-Казахстанской области Нариману Турегалиеву сам бог велел быть в курсе с паводками, особенно имея за плечами учебу в Жамбылском гидромелиоративно-строительном институте и 12-летнее акимство в Уральске.

Уж он-то должен был знать, что решение проблемы паводков требует комплексного подхода, включающего не только строительство защитных сооружений, но и изменение подходов к землепользованию и управлению водными ресурсами. Это посильная задача, требующая долгосрочного планирования, координации усилий различных уровней власти и соответствующих инвестиций. Кстати о последних, в этом году уже было выделено 7 миллиардов тенге на проблему с паводками, но, как видим, эти деньги, наверное, унесла вода.

Не того министром назначили

И еще по поводу прогнозов и неожиданного наступления времени года. Аграрный эксперт Кирилл Павлов еще 14 марта писал в Facebook:

- Казахстан – страна непредсказуемая. Например, мы точно знаем какие поселки будет топить, но обычно не знаем, когда. Сегодня я подскажу. Если сопоставить графики прогноза температур и содержания воды в снежном покрове, то можно предположить, что с большой долей вероятности начнёт топить: п. Карамырза, Костанайская - 29-31 марта, п. Заречный, СКО - 29-31 марта, пригороды Актобе вдоль р. Жаман Каргалы - 1-2 апреля. С учётом того, как регулярно это происходит, можно уже готовить мешки с песком и мотопомпы. Может быть, он и есть первый кандидат в министры по воде?

- Джекпот на прогнозировании паводков и пожаров сорвал Қазақстан Ғарыш Сапары - 1,4 млрд тенге за 2023-2024 гг. Из их прогнозов сбылось… ничего. Я дал вам 10 точек навскидку, из которых 11 затопило. Считаю, что будет справедливо, если Қазақстан Ғарыш Сапары вернет заказчикам деньги, – предлагает эксперт Павлов.

Проблема компенсации

Помимо прочего, остро стоит проблема возмещения ущерба. По закону ущерб пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного характера в Казахстане возмещают за счет местного бюджета. Но подключиться также могут организации, граждане, фонды, общественные объединения. 

Однако есть как всегда такая загвоздка.

   - Правила не распространяются на временные строения, хозяйственно-бытовые и иные постройки, не относящиеся в соответствии с законодательством РК об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности к объектам недвижимости - то есть, за сараи, конюшни, овчарни, курятники и др., не вписавшиеся в определение «объектов недвижимости», выплат ждать не стоит.

Государство также не будет возмещать ущерб за незаконно построенные объекты, ценную одежду, предметы роскоши либо изготовленные из драгоценных металлов и предметы, имеющие художественную ценность.

Африканский сценарий

   - Имущество, которое в момент возникновения чрезвычайных ситуаций являлось объектом страхования, подлежит возмещению в порядке, определенном гражданским законодательством РК, за счет средств страховщика, – объясняют в МЧС. 

Небывалые паводки в Казахстане причинили огромный материальный ущерб. К его восполнению мы вновь оказались не готовы – обещанной системы страхования как не было, так и нет.

Понятно, что сумма возмещения ущерба станет неподъемной как для самих пострадавших, так и для местных бюджетов. Подтоплены дома и хозпостройки, размыты дороги и линии электропередач...

Как показывает практика, процесс с выплатой компенсаций в Казахстане очень длительный и неоднозначный, поскольку до сих пор не выработано четких механизмов.

В развитых странах этот механизм давно отработан – страхование. Например, в 2013 году Северная Америка понесла убытки от стихийных бедствий на сумму 37,5 мдрд долларов. Почти половина этой суммы была застрахована. На европейском континенте застраховано 40% убытков от стихийных бедствий (22,5 млрд долларов). В Азии, которая понесла самый большой ущерб – 60 млрд долларов, застраховано всего лишь 5% от этой суммы. Остальное легло на плечи населения, экономики, государства. А вот в Африке –  менее 1%.

В Казахстане реализуется именно “африканский” сценарий. Всякий раз, когда случается ЧС, начинается сбор средств с миру по нитке на восстановление. Распечатывается резерв правительства в республиканском бюджете, местных бюджетах, получают разнарядку на оказание помощи государственные и даже частные компании. Денег у нас побольше, чем в африканских странах, поэтому ущерб ни шатко ни валко возмещается по оценкам госкомиссий. Но принцип модели все равно такой же, как на «черном континенте».

Десять лет назад был подготовлен проект закона «Об обязательном страховании недвижимого имущества физических лиц – собственников недвижимости». Однако тогдашний глава экономического ведомства Ерболат Досаев сразу предупредил, что страховые организации заниматься этим направлением не хотят – слишком велики риски и слишком большие суммы. Поэтому решено было создать государственный фонд страхования недвижимого имущества.

Однако в итоге нет ни фонда, ни закона, ни нормальной рабочей схемы страхового возмещения убытков от ЧС. Чиновникам м гораздо удобнее работать по старинке, покрывая ущерб из госбюджета. Почему удобнее? Да потому что освоение бюджетных средств – это их любимое занятие. Тем более что при ЧС освоение осуществляется быстро, при минимальном контроле.

Риск биоугрозы

Проблема с паводками в регионах обычно связана с различными факторами, включая изменение климата, плотность населения, устаревшую инфраструктуру и несовершенную градостроительную политику.

Департаменты по ЧС предупреждают об ухудшении паводковой ситуации в регионах в ближайшие дни из-за повышения температуры воздуха и осадков.

Кроме того, уже объявлено, что в связи с возможным приходом воды по крупным рекам с территории Российской Федерации, при критическом сбросе воды в зонах риска будут находиться многие районы Казахстана.

Помимо этой напасти с территории соседней страны возникает и проблема биологической угрозы: во время паводков как сопутствующий фактор возрастает риск инфекционных заболеваний, поскольку может происходить загрязнение водоемов и подземных вод мусором и фекалиями, останками грызунов, которые переносят различные инфекции. Все это потом разносится водами, не ограничиваясь лишь ареалом бедствия.

Предупреждение для чиновников

Свою неготовность к паводкам власти на местах объясняют по обыкновению тремя причинами: слишком быстрое таяние льдов и снега, высокий уровень осадков, значительное повышение температуры. Дескать, против природы мы бессильны. И поэтому на всякий случай предупреждаем акимов и министров: на следующий год тоже наступит весна, и через сто лет тоже будет это время года и будут паводки, чтобы потом не говорили, что, мол, весна вновь пришла неожиданно. Хотя скоро начнётся лето и в Казахстане начнут сохнуть поля…