12 апреля председатель Национального банка Казахстана Тимур Сулейменов на брифинге объявил о том, что комитет по денежно-кредитной политике принял решение сохранить базовую ставку на уровне 14,75% годовых.
Хорошо это или плохо и каких сюрпризов стоит ожидать казахстанцам в «денежной» сфере, - пытался разобраться журналист Ulysmedia.kz.
Инфляция снижается, но медленно
По словам главы Нацбанка, основными факторами принятого решения стали несколько факторов. Первый – динамика инфляционных ожиданий.
- Годовая инфляция в марте замедлилась до 9,1%, но сложилась несколько выше нашей прогнозной траектории, - сообщил Тимур Сулейменов. - Более высокая инфляция сложилась в основном из-за регулируемых услуг. Тарифы на ЖКУ выросли несколько сильнее, чем мы закладывали в своих прогнозах.
Как заявил спикер, в результате роста регулируемых тарифов также подросли и услуги в целом.
- Инфляция услуг в марте сложилась на уровне 13,2%. То есть, она вносит сейчас основной вклад в рост цен. В свою очередь, продовольственная инфляция снизилась до 6,9%. Рост цен на непродовольственные товары также замедлился до 8,2%.
Показатели месячной инфляции и снижение показателей базовой и сезонно очищенной инфляции позволили руководству Нацбанка с оптимизмом смотреть в будущее.
- Дальнейшая динамика устойчивой части инфляции требует мониторинга. Ее уверенное и устойчивое снижение в течение нескольких месяцев позволит нам сформировать пространство для снижения базовой ставки дальнейшем.
Второй фактор – тенденции во внутренней экономике.
- За январь-февраль 2024 года экономика Казахстана выросла на 4,2%, это соответствует прогнозу Национального Банка, - поведал глава Нацбанка. - Сильный рост экономической активности поддерживается практически во всех секторах как внутренним, так и внешним спросом. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что отрасли, характеризующие внутренний спрос, продолжают расти быстрее отраслей, отражающих предложение товаров. Это указывает на недостаточную сбалансированность этого роста. Необходимо работать в этом направлении.
Вместе с тем, спикер отметил, что рост потребления домохозяйств опережает темпы роста реальных доходов населения.
- Это происходит на фоне продолжающегося расширения потребительского кредитования (в феврале годовой рост составил 37,9%).
Обстановка в мире нестабильная…
Третий фактор – внешнеэкономическая конъюнктура.
- Ситуация на мировом рынке продовольствия, в целом, остается стабильной. В марте впервые после семи месяцев снижения наблюдался некоторый рост индекса продовольственных цен ФАО в результате удорожания растительных масел. Тем временем, цены на зерновые продолжают снижаться в результате продолжающейся реализации собранного урожая в странах-экспортерах и бесперебойного функционирования морских торговых путей, - сообщил Тимур Сулейменов.
При этом он отметил, что внешние денежно-кредитные условия остаются жесткими. Как результат, инфляция в мире замедляется, но все еще остается выше таргетов во многих странах.
- Ситуация на рынке нефти складывается благоприятно. Нефтяные котировки находятся на уровне несколько выше базового сценария (в среднем $83 за баррель с начала года). Это связано с продлением соглашения ОПЕК+, военными действиями в Красном море и приостановкой ряда НПЗ в России. Сохранение текущих цен на нефть положительно отразится на торговом балансе Казахстана, но при этом внешние цены на нефть могут усилить внешнее инфляционное давление в целом в мире.
Глава Нацбанка отметил, что, несмотря на существенное снижение инфляции, она все еще высока. А дальнейшее снижение инфляции до цели в 5% потребует бóльших усилий и осмотрительности в изменении уровня базовой ставки.
Очередное плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан по базовой ставке будет объявлено 31 мая текущего года.
О влиянии паводков и смены герба
После своего доклада Тимур Сулейменов ответил на самые актуальные и злободневные вопросы представителей прессы. В частности, в свете сегодняшней ситуации с паводками журналистов интересовал вопрос, как изменится показатель инфляции в привязке к ущербу, нанесенному стихией.
- Пока не будет ясен масштаб всех последствий, трудно сказать, - честно признался глава Нацбанка. - Если после прохождения паводков государственные органы, посчитают, что в государственном масштабе нанесенный ущерб значителен, тогда будет ясно, что и мы в своих расчетах будем вынуждены это учесть. Но пока нет ясности, мы сохраняем свой прогноз по инфляции – 7,5 – 9,5% на этот год.
Поинтересовались представители прессы и вопросом размеров бюджетных трат в случае, если придется менять дизайн банкнот и монет в связи с возможной сменой государственного герба, о которой на Курултае заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
- Неизвестно, будет ли смена герба, - подчеркнул Сулейменов. - Надо исходить из этого.
Он заверил, что банкноты и монеты, которые находятся в обращении, не претерпят изменений.
- Они будут находиться в обращении до полного своего износа, - сказал глава Нацбанка. - Те банкноты и монеты, которые мы будем печатать, если решение по смене герба будет принято, они будут другого дизайна. С точки зрения изменения нашего оборудования, а, как вы знаете, есть казахстанский монетный двор Национального банка, есть казахстанская банкнотная фабрика, и они содержат хорошее оборудование. Изменить технические настройки этого оборудования, не представляет технической сложности. Поэтому никаких дополнительных расходов не будет.
Цифровой тенге vs Коррупция
На вопрос журналиста Ulysmedia.kz о реализации проекта цифрового тенге спикер дал подробный ответ, в ходе которого пояснил, что цифровой тенге может стать серьезным заслоном для коррупционеров.
- 15 ноября 2023 года был запущен первый этап внедрения платформы цифрового тенге в рамках промышленного контура. Совместно с Международными платежными системами и 4 банками второго уровня запущены первые в мире банковские карты с привязкой к цифровому счету в цифровой валюте центрального банка, что позволит гражданам тратить, снимать наличные и проводить операции в ЦТ в любой точке мира и в рамках знакомого пользовательского пути», - говорится на сайте Нацбанка. Моете проинформировать, насколько к данному моменту стали востребованы эти карты? И вообще цифровой тенге у граждан страны?
- Наверное, сложно говорить, потому что огромного объема карт, которые привязаны к цифровому тенге, у нас нет. И, я думаю, до конца казахстанцы цифровой тенге еще не почувствовали. Но я хотел бы подчеркнуть, что, в первую очередь, потенциал цифрового тенге будет больше ощущаться не у потребителей, а у юридических лиц - в транзакциях с государственными деньгами. Да, для потребителей он представляет определенные удобства в программировании, когда ты можешь карточку программировать, и на те или иные расходы в тех иди иных точках не будут списываться цифровые деньги. А также в возможности оплаты без наличия интернета. Но основной потенциал цифрового тенге лежит в сфере госденег. Пример очень простой. Допустим, кода государство направляет деньги, допустим, на строительство клиники или школы, могут быть запрограммированы таким образом, чтобы они направлялись исключительно на те нужды, которые были задекларированы. На покупку оборудования, строительных материалов. Чтобы эти деньги были «покрашены», и не могли уйти каким-нибудь обнальщикам, за границу, обналичены или выйти на валютный рынок. То есть, были использованы строго в соответствии с тем, что заявляется. Поэтому потенциал в государственных закупках, в регулируемых закупках, в контроле за субсидиями и т.д. Этот потенциал цифрового тенге гораздо более важный, нежели его потребительские свойства для каждого физического лица.
По этому вопросу мы, согласно поручению главы государства, совместно с минфином и агентством по противодействию коррупции делаем ряд проектов – сельхозсубсидии, промсубсидии и ряд объектов социального строительства. Сейчас мы программируем цифровые деньги и будем на нескольких объектах «прокатывать» их. Если это даст эффект, будем расширять сферу применения цифрового тенге в государственных деньгах – как можно шире.