Если почитать документы и отчеты дипломатов, у Казахстана с ЕС самые что ни на есть крепчайшие отношения: товарооборот и инвестиции зашкаливают, во всех странах Европы есть наши посольства и при каждом удобном случае дипломаты повторяют, что Европейский Союз самый стратегически важный наш партнер. Так ли это на самом деле, и что скрывается за красивыми словами, разбирался Ulysmedia.kz.
Выборы в парламент ЕС
Выборы в парламент, скорее всего, полностью поменяют политическую повестку всего Европейского союза – по всей видимости, состав и парламента, и Европейской комиссии обновятся. Эксперты утверждают, что авторитет многих чиновников, которые сегодня находятся у власти, очень низок, граждане Европы недовольны тем, что их больше волнует происходящее в Украине, а не ежедневные проблемы населения ЕС. Поэтому здесь все надеются на перемены, которые принесут выборы.
Также есть надежда, что новая власть сформируют качественную новую политику и в отношениях с Казахстаном. Не секрет, что многие из договоренностей соблюдаются только формально, а основная стратегия, фундаментальная направленность, видение, философия и идеология требуют изменения.
Чья нефть в Казахстане?
Сегодня Казахстан для ЕС - страна-экспортер, наша нефть – это примерно 8-12% всей потребляемой Европой нефти. Ее поставляют в Италию, Австрию, Румынию, Болгарию, Нидерланды, Грецию и другие страны. Именно поэтому мы находимся в числе трех важных стран для Европы – поставщиков нефти.
В последнее время Казахстан стал заявлять о своих правах на нефть, которая пока считается нашим главным богатством. Правительство подало в международный арбитраж иск по Кашагану на 162 млрд долларов. Претензии к европейским инвесторам таких стран как Нидерланды и Италия. Они, конечно, будут против наших требований. Поэтому пока есть надежда, что инвестиционная политика в ЕС после выборов тоже изменится и Казахстан сможет защитить свои интересы.
Можно не сомневаться, что благодаря нашему энергетическому потенциалу после окончания войны в Украине Казахстан для Европы останется самым важным политическим и экономическим партнером.
На что право имеем?
Однако пора учиться заявлять не только о своих возможностях, но и о своих правах. Но добиться успеха можно только при высоком профессиональном уровне нашего представительства в ЕС и Бельгии. Пока об этом говорить сложно. Например, никак не могут решить вопрос с авиасообщением – из Казахстана в Европейские страны открыто всего три рейса – зависла проблема закрытия авиационного совета России и Беларуси. До сих пор нет прямого рейса в Лондон. Объяснять, насколько сообщение важно и какую огромную роль оно играет в товарообороте, культурных и научных связях, наверное, не стоит. Но европейские компании из-за огромного расстояния в обход РБ и РФ к нам летать не хотят, а наши не могут из-за дефицита соответствующих воздушных бортов.
И хотя авиасообщение – это только одна из проблем, стоит отметить, что и в целом инвестиционные контакты в последнее время резко ухудшились. Европейский союз привлекает в Казахстан более 90% инвестиций, большая часть которых направляется на добычу полезных ископаемых, инвестиций в производство товаров и переработку сырья практические нет.
Почему этот вопрос не волнует посла Казахстана или его работа ограничивается заявлениями о том, что мы главный партнер ЕС в Центральной Азии? Но это уже не работает – нам нужен результат, а не формальные отчеты. К примеру, 50% товарооборота приходится на Евросоюз, 8-12% нефти они получают от нас, но на борьбу с паводками главный инвестор выделил всего 200 тысяч евро. Мы разве не заслужили больше?
Визы и роуминг для важных партнеров
Еще одна проблема – визовый режим. Об этом говорят уже 20 лет, но вопрос так и не решен. Виза для граждан Казахстана в ЕС с 11 июня будет стоить 90 евро, хотя для стран, которые в Союзе считаются важными партнерами, виза стоит 20 евро. Почему мы не попали в этот список?
Скорее всего мы так и не стали равноправными партнерами. Известно, что почти половина казахстанцев, желающих попасть в Европу, получили отказ в оформлении визы. Визовый режим остается в числе очень сложных вопросов и подтверждает слабость нашей дипломатии. Два десятка лет говорим о биометрии, устанавливаем границы, меняем паспорта, то есть все время не упрощаем, а создаем препятствия и топчемся на месте.
Нельзя не обратить внимания на образование и медицину, в ЕС есть образовательные программы, но они не сбалансированы с нашей программой «Болашак». В области медицины тоже нет абсолютно никаких отношений, партнерских программ или исследований. Почему? Скорее всего к Казахстану в Европе относятся как к странам третьего мира.
Недавно Европейский союз поднял вопрос роуминга в отношении стран, которые им важны. Для Казахстана эта тема тоже закрыта. То есть главный их интерес наша нефть, поэтому инвестиции идут только сюда.
Кто не с нами…
Есть ещё одна проблема – европейцы откровенно выражают недовольство тем, что Казахстан ближайший партнер России и считают, что мы подчиняемся этой стране и при каждом удобном случае грозят санкциями.
Поэтому как бы мы на словах и не были дружны, весь потенциал между Казахстаном и Европейским союзом, будь то визовый вопрос, авиасообщение, инвестиции, торговля, новые технологии, обучение медицина – все проецируется на РФ. Нам так и говорят, что вы не соблюдаете санкции, вы не слушаете не нас, а Путина – поэтому супер-партнерские отношения на вас не распространяются.