×
478.93
534.96
5.16
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
478.93
534.96
5.16

Попали в сети: каким интернет-площадкам отдают предпочтение в Казахстане в 2024 году

21.08.2024, 10:20
Коллаж Ulysmedia

   - Из всех искусств для нас важнейшим является кино, - заметил в личной беседе с Луначарским вождь мирового пролетариата Владимир Ленин в начале 20-х годов прошлого века. 

   - Ничего не будет - ни кино, ни театра, ни книг, ни газет - одно сплошное телевидение, - рассуждал о будущем герой фильма «Москва слезам не верит» Рудольф в 1979 году.

Сегодня мы стали свидетелями того, как телевидение действительно становится анахронизмом, а социальные сети из площадок для коммуникаций превратились в полноценную альтернативу средствам массовой информации. И перед современными пользователями интернета стоит вопрос не о том, какой вид коммуникаций придет ему на смену, а о том, какая соцсеть лучше. 

Корреспондент Ulysmedia.kz выяснял, какими соцсетями активнее всего пользуются казахстанцы.

Meta – в лидерах

Зарубежный сайт аналитики соцсетей NapoleonCat.com опубликовал последние данные по казахстанским пользователям соцсетей. Согласно данным этого ресурса, наиболее востребованной у казахстанских пользователей соцсетей в июле этого года была соцсеть Facebook. При населении страны в 20 млн человек в Казахстане в июле 2024 года было зарегистрировано 13 172 100 пользователей Facebook, что составило 67,2% от всего населения страны.

   - Большинство из них женщины - 58,2%. Люди в возрасте от 25 до 34 лет были самой большой группой пользователей (3 700 000), - гласит статистика сайта.

На втором месте по популярности оказалась соцсеть Instagram, количество пользователей которой в июле составило 12 432 500 человек - 63,4% от всего населения. Большинство из них - женщины (58,6%). Самая большая группа пользователей - люди в возрасте от 25 до 34 лет (3 500 000). 

Согласным данным NapoleonCat.com, 2 586 900 пользователей (13,2% от всего населения Казахстана) отдали предпочтение мессенджеру Facebook. Большинство из них женщины - 51,9%. Самая большая группа пользователей - люди в возрасте от 35 до 44 лет (804 000).

На этом фоне незначительным кажется число пользователей Linkedin - 1 571 000 человек, что составляет 8% от всего населения страны. Причем наиболее многочисленной группой пользователей этого ресурса стали люди в возрасте от 25 до 34 лет (920 000).

В исследовании не упоминаются такие популярные в стране ресурсы, как TikTok, Youtube, Pinterest, Х и т.д.

TikTok и Instagram в плюсе

Более полные данные относительно динамики развития цифрового пространства в Казахстане представил в начале этого года международный сервис Datareportal.  Исследование базировалось на статистических отчетах компаний, ссылающихся на рекламный охват аудиторий. Согласно данным Kepios, общее количество пользователей соцсетей в Казахстане в период с 2023 по 2024 год выросло на 3,7 миллиона аккаунтов (+34,9%). А лидерами по приросту пользователей стали TikTok и Instagram.

По данным Datareportal, общее количество пользователей интернета в Казахстане выросло на 1,1% за год и достигло 92,3% от всего населения. Социальными сетями пользуются 71,5% казахстанцев (прирост на 2% по сравнению с 2023 годом).

Общее количество пользователей социальных сетей в Казахстане за год выросло на 3,7 млн. 71,5 % населения страны считаются активными пользователями социальных сетей. 

За последний год TikTok вырос на 3,7 млн (35%), тогда как аудитория Instagram за год увеличилась на 16% (1,7 млн), Facebook на 18% (400 тысяч), Linkedin на 17% (200 тысяч).

Данные, опубликованные в собственных инструментах планирования рекламы ByteDance (китайская частная холдинговая интернет-компания, владеющая TikTok), показывают, что с 2023-го по 2024 год охват рекламы TikTok в Казахстане увеличился на 3,7 миллиона пользователей (+35,4%). Цифры, опубликованные на рекламных ресурсах ByteDance, свидетельствуют о том, что на начало 2024 года в казахстанском сегменте TikTok зарегистрировано 14,1 млн аккаунтов пользователей в возрасте от 18 лет и старше. Из них 51,1% - женщины, а 48,9% – мужчины.

Datareportal сообщает, что TikTok имеет самые высокие потенциальные рекламные охваты – 77,5% от всех пользователей Интернета (14,1 млн человек). Это можно приравнять к числу всех пользователей социальных сетей в РК. Его догоняет Instagram – 66,5% (12,1 млн) и Facebook –14,3% (2,6 млн).

Увеличился и охват рекламы в Казахстане ресурса LinkedIn. Данные, опубликованные в инструментах планирования LinkedIn, показывают увеличение на 200 тысяч (+16,7 % за последний год), что составило 1,4 млн пользователей. Здесь не стоит забывать, что LinkedIn классифицируется в большей степени как рабочий инструмент или онлайн-резюме, нежели социальная сеть в привычном казахстанцами понимании.

В начале 2024 года 50,8% рекламной аудитории LinkedIn в Казахстане составляли женщины, 49,2% – мужчины.

Маск отдыхает?

Вместе с тем, данные, опубликованные в инструментах планирования Meta, показывают, что к 2024 году охват рекламы Facebook Messenger в Казахстане снизился на 130 тысяч (-21,%), и общее число на январь 2024 года составило 486,8 тысяч пользователей в Казахстане. Из них, как и в Facebook, 48% женщины, а 52% – мужчины.

Отрицательная динамика прослеживалась и в соцсети X (Twitter). Потенциальный охват рекламы X в Казахстане снизился на 65 тысяч (-16,8%) к 2024 году. Рекламные ресурсы X (Twitter), сообщают, что на начало 2024 года у X было 320,3 тыс. пользователей в Казахстане. Из них 38,6% женщины, а 61,4 % – мужчины.

При этом в Datareport акцентировали внимание на то, что исследования в отчете могут искажаться по разным причинам.

   - Номера пользователей, сообщаемые платформами социальных сетей, обычно основаны на активных учетных записях пользователей и могут не отражать уникальных людей. Например, один человек может «дублировать» учетные записи. Некоторые аккаунты могут представлять компании, домашних животных, исторических деятелей, достопримечательности, общины и прочее. Кроме того, сами пользователи могут искажать свой возраст, заявляя, что им больше 18 лет, – пояснили в Datareport.

А пока аналитики собирают информацию, ранжируют данные и пытаются предсказать будущее соцсетей, наиболее дальновидные и продвинутые пользователи вовсю пользуются их возможностями. Здесь строят бизнес, ищут вторые половинки, продвигают порой самые безумные идеи и даже поджигают искры планируемых протестов. 

И потому можно понять попытки властей Казахстана эту невиданную силу хоть как-то взять под контроль. Насколько реальна эта идея - вопрос другой. Здесь, как говорится, рассудит время.