На этой неделе отмечается очередная годовщина со дня принятия казахстанской Конституции. Причем этот основной закон был принят в 1995 году, в год, когда была образована Ассамблея народа Казахстана, предложившая вынести на референдум продление полномочий Нурсултана Назарбаева на своем посту. Ulysmedia.kz выяснял, живем ли мы в соответствии с правильно прописанными положениями Конституции, и соблюдаются ли они согласно своим провозглашенным принципам?
Представления общества об идеальном государственном устройстве обычно находят воплощение в тексте основного закона страны – ее Конституции. Уже само появление Конституции – важнейшее историческое событие, ибо оно свидетельствует о достижении независимости или об отказе от авторитарных форм правления.
Независимость у нас есть, но, получается, что основной закон до недавних пор только служил ширмой, прикрывающей авторитарность Назарбаева в управлении государством.
Первая Конституция Казахстана, принятая 28 января 1993 года, в значительной степени узаконила сохранение политического устройства, существовавшего в советское время. В нее несколько раз вносились поправки, а в 1995-м она вообще была заменена. Тем не менее первая Конституция закрепила значительную часть политической власти за институтом президента, где она пребывает и по сей день.
Статья 1.1 Конституции РК: Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Номинально у нас провозглашено демократическое государство. Но в свое время путем скрытого переворота власть захватили не очень умные политические авантюристы, которые посредством конституции декларировали непосредственно их устраивающий порядок. Те, кто до недавнего времени стоял у власти, были убеждены в своей непогрешимости, и, более того, глубоко верили в то, что их вариант социальных отношений устраивает все слои общества, и просто не все это еще поняли.
Тот же Назарбаев, говоря о демократии, любил повторять, что казахи, будучи азиатами, не имеют ни исторической, ни культурной предрасположенности к демократии. Тем самым он хотел как можно глубже внедрить мысль, что только под его мудрым руководством в государстве возможно наступление демократии, причем управляемой сверху. А это уже нонсенс. Не случайно его окружением в свое время в общество был вброшен тезис о «просвещенном авторитаризме» как одной из форм правления.
Сложилось так, что высшей ценностью у нас является не человек, а его ценности. За исключением людей, прямо или косвенно связанных с экс-главой государства, в любой момент могут человека унизить, оскорбить, отобрать бизнес, убить. И вот тут почему-то наш основной закон оставался лишь отпечатанной брошюркой.
Статья 3.2 Конституции РК: Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Вскоре после введения прямого президентского правления (середина 90-х годов прошлого века) Назарбаев сформировал Ассамблею народов Казахстана, и тщательно отобранные делегаты этого органа приняли резолюцию с требованием отложить президентские выборы до декабря 2000 года.
Заявив о необходимости считаться с «волей народа», Назарбаев вынес этот вопрос на общенациональный референдум, который был проведен в апреле 1995-го. В конце августа был проведен второй референдум для утверждения совершенно новой Конституции, которая еще больше укрепила власть президента. Новая Конституция расширила полномочия президента в ущерб полномочиям парламента, который превратился главным образом в консультативный орган, поскольку законодательная инициатива целиком перешла к президенту. Заметим, что оба проведенных референдума были проведены не по насущным вопросам государства, а в интересах лишь одного лица. Людей как всегда заставили голосовать положительно. Хотя за это время много более чем неотлагательных вопросов остались за бортом всенародного обсуждения.
А свободные выборы, по примеру Италии, Германии или даже Ирана нам остается наблюдать по телевизору. Каким свободным может быть волеизъявление электората, если к людям подходят деканы, командиры, директора и под страхом увольнения и всевозможных кар приказывают голосовать только за намеченных?
Статья 41.1 Конституции РК гласит: Президент Республики Казахстан избирается… на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет.
Напомним, что в такой редакции эта статья появилась в октябре 1998 года, когда за кратчайший срок парламентом было принято 18 поправок в действующую Конституцию. Естественно, эти поправки не были направлены на улучшение жизни народа или государства. Опять все делалось в угоду лишь одному лицу.
Когда же здоровые силы общества начинают говорить о необходимости внесении изменений в раздел о парламенте, то вот тут Конституция становилась «священной коровой», тотемным животным, которое нельзя трогать.
Тем не менее внесенное 7 октября 1998 года на рассмотрение парламента законодательство было специально составлено так, чтобы Назарбаев получил возможность оставаться президентом до конца жизни. Оно устанавливало дату выборов, продлевало пребывание президента на посту с пяти до семи лет и отменяло ограничения по возрасту и сроку.
Потом снова начался обратный отсчет. В числе конституционных реформ опять сократили срок президентских полномочий с семи до пяти лет. Но не это главное: парламент тогда проголосовал за поправку в Конституцию, согласно которой первый президент страны Нурсултан Назарбаев может баллотироваться на пост главы государства неограниченное количество раз. Между тем остальные претенденты на пост главы государства могут быть избраны не более двух раз подряд. И нам интересно, забегая на пять лет вперед: что будет после 2029 года, когда Токаев, как он обещал, больше не станет баллотироваться в президенты, а не будут ли потом вновь переписывать основной закон, мотивируя вновь возникшими реалиями?
Как писала российская газета «Коммерсантъ», текст поправок не был известен депутатам обеих палат казахского парламента вплоть до их оглашения.
- Не видели их даже члены правящей партии «Нур Отан», несмотря на то, что накануне президент собирал их у себя в резиденции для того, чтобы обсудить предложения в «своем кругу», однако в процессе обсуждения ограничился лишь общими местами. Поэтому для большинства депутатов озвученный вчера Нурсултаном Назарбаевым текст поправок стал сюрпризом, – писал «Коммерсантъ».
Статья 39. Конституции РК: Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам.
В обществе должны быть различные формы выражения своего мнения меньшинством. Если конституции не фиксируют на этот счет каких-то гарантий, реальные политические отношения все равно могут возникать - в частности, в форме политического протеста, течений и движений, преследуемых властями. Да, возникать могут и возникают, но вот надолго ли, судя даже по последним событиям, когда хрупкой журналистке дают четыре года за «захват аэропорта», а племянник экс-елбасы получает условный срок по «тяжёлой» политической статье.
Контроль над соблюдением Конституции в различных сферах государственной деятельности обычно возлагается на Верховный суд или Конституционный суд. В Казахстане вместо разогнанного Конституционного суда образовали Конституционный совет, который служил только для нужного Назарбаеву правильного в его понимании толкования тех или иных статей Основного закона. Сейчас суд вернули.
До молниеносных поправок 26-летней давности в Конституции существовала статья 43.2, согласно которой «На период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии». Тем не менее у нас к регалиям Назарбаева постоянно добавляли: председатель партии «Отан». Почему тогда в этом случае к нему не применялась статья 4.2 Конституции, гласящая: «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики». Заметим, что после референдума двухлетней давности Токаев приостановил свое членство в партии «Аманат» на время исполнения президентских обязанностей.
Вообще за все время в 55 статей Конституции РК были внесены более 1100 поправок и дополнений - вносились несколько раз: в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 годах.
Самое масштабное внесение изменений произошло в июне 2022 г. после референдума по Конституции Казахстана, когда внесли 56 поправок в 33 статьи.
Помимо «технических», были изменены новеллы одних из основополагающих статей, влияющих на внутриполитическое развитие государства. В частности:
Казахстан переходит от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом.
Казахстанцы могут самостоятельно обращаться в Конституционный суд.
Исключены положения об особой роли и привилегиях первого президента.
И напоследок, все-таки остается вопрос по дефиниции статьи 3.1 все той же Конституции РК: Единственным источником государственной власти является народ. Это у нас действительно так?