В этом году первое сентября выпало на воскресенье. Оттого День знаний прошел почти незамеченным для всех, кроме, пожалуй, первоклашек и их родителей. И что-то подсказывает нам, что министра просвещения Гани Бейсембаева этот факт только порадовал.
А вот почему, - разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
И все же 1 сентября Гани Бейсембаев совершил праздничный визит в столичную среднюю школу №103, построенную по программе «Комфортная школа». Поздравил учеников с началом учебного года, а между делом похвастался.
- Сегодня, с одной стороны, первый день нового учебного года, а с другой — открытие новой современной школы, построенной в рамках проекта «Комфортная школа», - отметил министр.
- Всего по стране в этом году будут открыты более 300 школ на 500 тысяч ученических мест. К 1 сентября приурочили открытие 70 школ.
Далее Гани Бейсембаев в красках описал, чем новые школы будут отличаться от обычных. Но при этом министр просвещения не стал акцентировать внимание на том, что к этому дню АО «Samruk-Kazyna Construction» должно было сдать в эксплуатацию 98 «комфортных школ», но осилило что-то около двадцати.
А при той переполненности классов, которая имеет место в Казахстане, такое отставание в сроках сдачи учебных заведений для учеников и учителей – катастрофе подобно.
Например, только в столице на конец прошлого учебного года было 8 школ, работающих в три смены, и 16 переполненных учебных заведений. В Минпросвете, кстати, обещали решить эту проблему в 15 школах Астаны в этом году, остальные же планируется разгрузить к 2025 году.
А ведь меньше месяца назад господин Бейсембаев признавался, что к началу учебного года далеко не все школы будут готовы. Министр сообщил, что в 280 школах велись ремонтные работы.
- В 222 школах ремонт должен быть завершен до начала учебного года. Завершение работ в 58 школах согласно установленным срокам строительно-монтажных работ. Кроме того, в рамках мониторинга, проведенного министерством, выявлены риски нарушения сроков капремонта 15 объектов. Это в Карагандинской, Алматинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях и в Алматы, - отчитался министр просвещения.
Кроме того, он сообщил, что в результате весенних паводков пострадало 40 объектов образования: 11 детских садов, 22 школы, 7 объектов дополнительного образования.
- На сегодняшний день восстановительные работы завершены по 5 объектам. По 16 объектам ведутся работы. Вместе с тем имеются риски по 19 объектам, - резюмировал Гани Бейсембаев.
Впрочем, не растворились и другие проблемы в учебных заведениях младшего и среднего звена. Так, по-прежнему существует проблема уличных туалетов в школах. Хотя на пресс-конференции весной этого года Гани Бейсембаев заверил, что по сравнению с 2021 годом, когда в казахстанских школах было 2700 уличных туалетов, сегодня ситуация значительно улучшилось. Уличных туалетов осталось всего десять.
- Но даже при наличии в школах теплых туалетов уличные не сносят. Это мы видим, - посетовал министр.
- Но мы дали поручение акиматам. Они говорят, что для этого нужно довести до необходимого количества число внутришкольных туалетов. Мы регионам дали поручение в течение трех летних месяцев этот вопрос максимально решить.
Но решили или нет эту проблему к 1 сентября - неизвестно.
А ведь в разное время уличные туалеты в школах становились поводом доя очень серьезных скандалов. Так, в 2019 году в Таразе во время урока в уличном туалете изнасиловали 12-летнюю девочку. А уже в мае этого года в Жамбылской области школьника до смерти забили в уличном туалете одноклассники.
Да и другие атрибуты комфорта имеются далеко не во всех школах страны. В регионах ученики и их родители жалуются на нехватку компьютеров, лабораторий и даже мебели.
И хотя один из предшественников господина Бейсембаева – экс-министр образования Ерлан Сагадиев обещал улучшить условия для школьников, до сих пор его обещание висит в воздухе. По данным министерства, почти 10 % школ все еще не имеют надежного подключения к Интернету, хотя доступ к высокоскоростному Интернету в школах вырос до 89 %, а средняя скорость увеличилась до 75 Мбит/с. Кроме того, 1731 школа в отдаленных районах подключена к системе Starlink.
И при этом далеко не все школы, особенно в аулах, могут похвастать качественным ремонтом, стабильным отоплением и другими благами цивилизации.
Кстати, на данный момент в ведении министерства просвещения находятся 22 тысячи образовательных учреждений, включая более 11,5 тыс. детских садов, 7,9 тыс. школ и 772 колледжа, в которых учатся около 6 млн детей и работают более 570 тыс. педагогов.
Справится ли с таким массивом проблем один их самых «закрытых» министров Казахстана Гани Бейсембаев и есть ли у него план - непонятно. На момент вступления в должность, в январе 2023 года, для большинства казахстанцев он был «темной лошадкой» и сумел остаться столь же загадочной фигурой по сей день. Несмотря даже на то, что официальная его биография – яркая иллюстрация к словосочетанию «self made» (в переводе с английского - тот, кто добивался успеха собственными силами).
Выпускник Алматинского государственного университета имени Абая, свою трудовую деятельность начал в 1986 году в должности заведующего автоклубом отдела культуры района Шиели. Затем работал в школе учителем казахского языка, был завучем, директором, а после подался в чиновники от образования. Трудился в должности начальника отдела образования Капшагая, был директором Международного центра дополнительного образования, возглавлял Технико-экономический колледж Алматинского технологического университета. Занимал должности генерального директора международного центра образования и Республиканского научно-практического центра «Учебник». А в министры просвещения ушел с должности президента Национальной академии образования имени Алтынсарина.
Решения министра просвещения постоянно подвергались критике в соцсетях. В прошлом году – за инициативу продлить учебный год и перенести дату последнего звонка и скандальную историю с поездкой казахстанских школьников в Крым, когда 10 учеников по программе Россотрудничества, победив в конкурсе чтецов, отправилась на 24 дня на крымский полуостров в детский лагерь «Артек». Тогда в ведомстве Гани Бейсембаева заявили, что это было личное решение родителей школьников и министерство вообще не в курсе. А по возвращении детей, виноватой сделали… сопровождавшую их учительницу. После этой истории Бейсембаев ввел запрет на выезд школьников за рубеж без соответствующего приказа министерства и разрешения Комитета по охране прав ребенка. Но, как говорится, неприятный осадок остался…
А реакция министра просвещения на недавний вопиющий случай в Кызылорде, где одноклассники заставляли заниматься проституцией несовершеннолетнюю, еще больше «подмочила» его репутацию в глазах казахстанцев.
Напомним, 8 августа стало известно о том, что девочку заставляли заниматься проституцией. Ее мать сообщила, что все началось с малого — сначала у нее вымогали деньги, а потом школьники зарегистрировали девочку на незаконном, но доступном в Казахстане сайте секс-услуг. 14 августа на пресс-конференции, посвященной скандалу в Кызылординской области, выяснилось, что у девушки было 1000 половых партнеров.
Министр же на вопросы журналистов заявил:
- Еще идет расследование, нужно набраться терпения. Некоторые вещи, которые вышли в Сети, не полностью правдивы. Поэтому дождемся конца расследования, потом будем решения принимать. Сейчас это преждевременно. За каждой информацией стоит судьба. Мы можем сломать судьбу человека, просто приняв скороспешно решения на каких-то непроверенных фактах и так далее.
Как говорится, без комментариев…