×
478.96
533.03
5.22
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
478.96
533.03
5.22

Германия и Центральная Азия: перезагрузка отношений или дипломатические игры

Фото: Акорда

В Казахстан с государственным визитом пожаловал премьер-министр страны – третьей экономики мира, федеральный канцлер Германии Олаф Шольц. В Астане уже состоялись двусторонние переговоры Токаева и Шольца и бизнес-форум, впереди саммит «Центральная Азия + Германия». Какой бэкграунд у этих событий, разбирался Ulysmedia.kz.

История визитов

Канцлером в ФРГ называют главу правительства. Именно канцлеры возглавляют правительство в Германии и Австрии и обладают обширными полномочиями. Президенты же в этих странах, являясь номинальными главами государства, выполняют в основном представительские функции и не имеют реальной власти.

Федеративная Республика Германия, признав независимость Казахстана 31 декабря 1991 года, стала одной из первых стран, с которой 11 февраля 1992 года были установлены дипломатические отношения.

Нынешний визит немецкого лидера отнюдь не первый. До этого Казахстан посетили президент ФРГ Р.Херцог (1995 г.), Федеральный канцлер Г.Шрёдер (2003 г.), Федеральный президент Х.Кёлер (2008 г.), Федеральный канцлер ФРГ А.Меркель (июль, декабрь 2010 г.) и Федеральный президент Ф.В.Штайнмайер (июль 2017г.).

Президент РК Токаев совершил первый официальный визит в Германию в декабре 2019 г. До этого экс-президент Назарбаев совершил 7 официальных визитов в Германию (в 1992, 1997, 2001, 2004, 2007, 2009, 2012 гг.).

В Ташкент перед Астаной

Перед тем как прилететь в Астану, Олаф Шольц побывал с визитом в Самараканде и провел переговоры с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. В 2022 году Германия стала ведущим торгово-экономическим партнером Узбекистана среди стран ЕС. На ее долю пришлось почти 26 процентов общего объема торговли между Узбекистаном и Европой. Из общего объема инвестиций, поступивших в 2021 году в Узбекистан из стран Евросоюза, около 60 процентов составили инвестиции из Германии, и достигли они почти 5,5 млрд долларов.

Помимо основных документов, был заключен пакет соглашений и контрактов на уровне предприятий Узбекистана и Германии.

По итогам переговоров в Самарканде президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и канцлер Германии Олаф Шольц приняли Совместную декларацию и подписали 8 двусторонних документов. Кроме того, была принята Программа по технологическому партнерству и промышленной кооперации на 2024–2026 годы и пакет соглашений и контрактов на уровне ведущих предприятий Узбекистана и Германии.

«Несырьевой» сектор

Говоря о несырьевом секторе, президент Германии Штайнмайер во время своего визита год назад в Астану заявлял почти обратное.

  - В последнее время Казахстан поставками сырой нефти внес существенный вклад в обеспечение энергоснабжения ФРГ. Особенно приветствуется, что планируются поставки дополнительного объема казахстанской нефти. Это обеспечит будущее расположенной там нефтеперерабатывающей промышленности, а также снабжение топливом Восточной Германии, – сказал Франк-Вальтер Штайнмайер.

Было отмечено, что Казахстан - одно из четырех основных государств, обеспечивающих Германию нефтью, а также может стабильно обеспечивать экономику Германии энергией и необходимым сырьем.

Нефть для ФРГ

Напомним, в 2022 году, после вторжения РФ в Украину, правительство Германии обратилось к Казахстану с просьбой о поставке на свои НПЗ казахстанской нефти.

Министр энергетики Алмасадам Саткалиев сообщал, что Казахстан будет поставлять по магистральному нефтепроводу «Дружба» в Германию по 100 тыс. тонн нефти ежемесячно.  Договоренность на 2024 год составляет около 1,2 млн тонн, немецкая сторона хотела бы увеличить эту цифру до 2 млн тонн.

Одни намерения

По итогам переговоров Токаев и Шольц приняли совместную декларацию о сотрудничестве между странами. Члены официальных делегаций подписали три меморандума:

* о взаимопонимании в технических вопросах сотрудничества между Дойче Бундесбанком и Национальным банком Казахстана;

* о намерении создать Казахстанско-Немецкий институт науки и технологий при Восточно-Казахстанском техническом университете;

* о намерении создать Казахско-Немецкую школу между министерством просвещения Казахстана, «Самрук Казына», фондом "Возрождение" и МИД Германии.

Однако, на фоне подписанных документов в Самарканде, эти меморандумы выглядят блекло, тем более что меморандум – это всего лишь ни к чему не обязывающий договор и в большей степени политический акт.

Прогресса не было

По подписанным документам понятно, что какого-то прогресса, прежде всего в экономических отношениях, не произошло. Особенно после прошлогоднего визита в Казахстан президента Германии Франк-Вальтера Штайнмайера. Когда, по его итогам, самым значимым было посещение Мангистауской области и открытие Казахстанско-немецкого института инжиниринга и церемония запуска пробного бурения на заводе по производству зеленого водорода шведско-германской компании Svevind. Эта сделка потянула на рекордные 50 миллиардов долларов по производству зеленого водорода с компанией Svevind Group. Производство водорода может открыть двери для производства экологически чистой стали, алюминия и других металлов.

Своя игра

Тем не менее Германия остается одним из важнейших торгово-экономических и инвестиционных партнеров Казахстана в Европейском Союзе. По данным за 2023 год, более 80% объема внешней торговли Германии со странами Центральной Азии приходилось на Казахстан.

Приоритетные сферы взаимодействия Казахстана и ФРГ: энергетика, обрабатывающая промышленность, машиностроение, транспорт и логистика, возобновляемые источники энергии, редкоземельные металлы, сельское хозяйство.

Помимо прочего, немецкие интересы заключаются и в доступе к редкоземельным металлам, то есть опять к сырью. Но пока схема «сырье в обмен на технологии» в полную силу не работает. Тем не менее политолог Газиз Абишев уверен, что «Казахстан ведет свою игру, требуя от Германии в ответ вкладывать в экономику страны и приносить технологии. Поэтому Шольцу надо приезжать и договариваться самому».

Отметим, создание консорциума по разработке месторождений редкоземельных металлов и его потенциал Казахстан оценивает в $46 трлн.

Неожиданное заявление

Довольно неожиданно прозвучали слова Касым-Жомарта Токаева на встрече с федеральным канцлером Германии Олафом Шольцем, когда первый, по просьбе гостя, высказался по поводу урегулирования ситуации вокруг Украины.

Как заявил президент Казахстана, «фактом является то, что в военном отношении Россия непобедима».

  - Дальнейшая эскалация войны приведет к непоправимым последствиям для всего человечества и, прежде всего, для всех стран, прямо вовлеченных в российско-украинский конфликт. К сожалению, хороший шанс на достижение хотя бы перемирия был упущен с отказом заключить Стамбульское соглашение, – подчеркнул Токаев, скорее, упуская из вида, что по этим соглашениям Украина на тот момент потеряла бы часть территорий и во многом должна была пойти на уступки напавшей на нее стране.

Разногласия будут?

  - С Россией Казахстан имеет самую протяженную в мире делимитированную сухопутную границу в мире, между нашими странами развивается сотрудничество в рамках стратегического партнёрства и союзничества. В Казахстане с неподдельной симпатией относятся к украинскому народу, его самобытной культуре. Между нашими государствами никогда не было разногласий. Посольство нашей страны продолжает функционировать в Киеве, – сказал президент Казахстана.

Отметим, что год назад, во время своего визита в ФРГ, Токаев заявил, что у Казахстана нет опасений в отношении территориальных притязаний со стороны Российской Федерации, а также зафиксировал, что Казахстан и Россия поддерживают дружеские отношения, но Казахстан соблюдает обязательства против России и не планирует ослаблять санкционный режим.

   - И каких-либо опасений немецкой стороны в отношении возможных действий, направленных на то, чтобы обойти санкционный режим, мне кажется, не должно быть, – заявил годом ранее президент Казахстана.

По нашим предположениям, после слов о «непобедимости» российской армии, последуют ответные шаги украинской стороны. На первом этапе, скорее всего, посла РК в Киеве вызовут в украинский МИД, где потребуют объяснений и вручат ноту протеста.

Смена эпох

Сегодня в Астане должна пройти вторая встреча в формате «Центральная Азия + Германия». Причем у последней ВВП в 2023 году составил 4,5 трлн долларов – сумма, фантастическая для стран Центральной Азии.

Перед саммитом, в июне, вышла программная статья берлинского фонда SWP о четырех направлениях сотрудничества c Казахстаном и Узбекистаном и о сохранении чувства реальности во взаимоотношениях с регионом ЦА.

Германия еще в прошлом году объявила своей целью формирование стратегического партнерства с пятью странами Центральной Азии, прежде всего - с крупнейшими из них: Казахстаном и Узбекистаном.

  - Два фактора будут и впредь определять курс центрально азиатских государственных лидеров: влияние России и Китая и авторитарный характер политических систем в этих пяти странах, – констатируется в статье, опубликованной на сайте берлинского фонда «Наука и политика» (Stiftung Wissenschaft und Politik, SWP) под заголовком «Политика Германии в отношении Центральной Азии после "смены эпох"».

Термином «смена эпох» в Германии описывают кардинальное изменение мировой политики после полномасштабной российской агрессии против Украины в феврале 2022 года.

Игра вдолгую

Указывается, что еще на берлинском саммите «Центральная Азия + Германия» были определены четыре ключевые сферы сотрудничества. Это, во-первых, экономика, энергетика, природные ресурсы. Во-вторых, региональное сотрудничество и стабильное развитие (одна из главных целей ФРГ состоит в «повышении устойчивости центрально азиатских государств к кризисам», говорится в статье). В-третьих, окружающая среда и климат. В-четвертых, контакты между обществами и людьми.

Подробно рассматриваются все четыре направления. Так, эксперты предлагают дополнить уже провозглашенное сырьевое партнерство с Казахстаном таким же партнерством с Узбекистаном, что могло бы привести «к трехстороннему партнерству в сырьевой, климатической и энергетической сфере».

В любом случае, неоднократно подчеркивает коллектив авторов в своей статье на сайте берлинского «мозгового центра» SWP, развитие сотрудничества с Центральной Азией потребует от Германии и Евросоюза стратегического подхода, «игры вдолгую, чувства реальности и терпения», а также постоянного учета «геополитических реальностей и региональных приоритетов».

Немецкие проблемы

Между тем в самой Германии борются с конъюнктурными проблемами. В 2023 году объем ее экономики сократился на 0,3%. В текущем году эксперты прогнозируют скромный рост на уровне существенно ниже одного процента.

На стране-экспортере ФРГ отрицательным образом сказываются геополитические кризисы – война в Украине и эскалация конфликта на Ближнем Востоке. Кроме того, немецкая экономика страдает вследствие возросших цен на энергоносители.

Тем не менее, как пишет stem-lab.az, считается, что внешняя политика Берлина в отношении Центральной Азии сосредоточена на противодействии доминированию России и Китая в регионе; содействию экономическому развитию с особым упором на обеспечение интересов немецких компаний; содействию в области безопасности, в особенности связанной с рисками, исходящими из Афганистана.

Последний визит?

В любом случае визит Олафа Шольца важен для выстраивания дальнейшего сотрудничества и диалога с Казахстаном и остальными государствами Центральной Азии.  Однако, судя по всему, это его последнее посещение нашего региона в качестве германского канцлера. По сообщениям СМИ, низкие рейтинги Олафа Шольца в ФРГ заставили Социал-демократическую партию Германии рассмотреть вариант исключения его из списка кандидатов на национальных выборах в парламент в 2025 году.

По данным газеты Financial Times, социал-демократы задумались о таком решении, когда с выборов в США снялся американский лидер Джо Байден.

Согласно данным издания, Шольца предлагают заменить премьер-министром федеральной земли Саар Анке Релингер или министром обороны Борисом Писториусом, который ранее возглавил рейтинг самых популярных политиков Германии.

По мнению политиков, канцлер Германии не видит проблем в стране и не может решить вопросы нелегальной миграции и стагнации экономики.