В Узбекистане приближаются выборы в Олий Мажлис и Кенгаши всех уровней. Они назначены на 27 октября и пройдут по смешанной мажоритарной и пропорциональной системе - 75 из 150 депутатов избираются от одномандатных округов, остальные выдвигаются политическими партиями. Ulysmedia.kz выяснял, как соседняя страна готовится к выборам, что ждет от нового парламента и почему Мирзиёев отказался вступать в ЕАЭС.
На выборах в Узбекистане для всех созданы равные возможности, пишет gazeta.uz. Подчеркивается, что среди кандидатов в законодательную палату и местные Кенгаши 973 таджика, 588 казахов, 146 туркмен, 141 кыргызов, 67 русских и представители других национальностей.
Согласно Википедии, казахи - коренной народ в Узбекистане, они третьи по численности среди всех этносов страны. В основном казахи живут в регионах, граничащих с Казахстаном, численность их перевалила за 800 тысяч человек. В Ташкенте казахи составляют около 20 % жителей. Есть представители диаспоры, которые нашли место в большой политике. Например, в 2017 году этнический казах Турсинхан Худайбергенов, занимавший пост министра по чрезвычайным ситуациям Узбекистана, был назначен государственным советником президента Шавката Мирзиёева. До этого он уже работал советником президента Узбекистана с 2001 по 2006 год. А до 2010 года он возглавлял управление внутренних дел Ферганской и Хорезмской областей.
Политический деятель, редактор и журналист Расул Кушербаев ––депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Еще ранее депутатом Сената Олий Мажлиса был избран Тасболат Бабажанов, ранее занимавший пост генерального директора государственного предприятия «Узнефтегаз».
Заметим, эти и другие личности способствовали представлению казахской общины на высоком уровне в политической жизни Узбекистана.
Как сообщают узбекские СМИ, участвовать в выборах будут все пять зарегистрированных партий:
* основанная в 2003 году правящая правоцентристская Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП);
* созданная в 1995 году правая консервативная Демократическая партия «Миллий тикланиш»;
* основанная в 1991 году левая Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ);
* образованная в 1995 году левоцентристская Социал-демократическая партия «Адолат»;
* функционирующая с 2018 года левая Экологическая партия Узбекистана.
Все эти партии были представлены в парламентах прошлых созывов и иногда критиковались за схожесть позиций по ключевым вопросам развития страны.
- Выборы состоятся в условиях обновлённой в прошлом году Конституции, провозгласившей в качестве стратегического приоритета построение суверенного, демократического, правового, социального и светского государства с республиканской формой правления. Кроме того, это первые выборы после перехода от мажоритарной к смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе, - отмечает доктор юридических наук Баходир Исмаилов.
Поскольку программы партий обширны, вкратце обозначим основные направления их агитации.
В предвыборной платформе УзЛиДеП выдвинуты инициативы, типичные для центристских и правоцентристских либерально-демократических партий – ВВП поднять, число предпринимателей и рабочих мест увеличить, лицензируемые виды деятельности сократить, долю бизнеса в экономике довести до 85%.
При этом предвыборная платформа правящей партии содержит и ряд инициатив левого толка. К ним можно отнести увеличение финансирования науки и образования в 10 раз, гарантированное представление гражданам в возрасте старше 70 лет необходимой медицинской и социальной помощи, доведение доходов граждан до 4000 долларов, повышение надбавок за классное руководство 153 тысяч преподавателей, увеличение в 3 раза ассигнований на медицину, создание общежитий для 150 тысяч студентов и другие.
Учитывая, что УзЛиДеП - правящая партия, её предвыборную платформу можно воспринимать как программу мер правительства.
«Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») продвигает патриотическую, правоконсервативную повестку, выдвигает такие идеи, как создание широких возможностей для развития государственного языка, перевод на государственный язык 1000 иностранных источников и развития национального сегмента научной литературы, усиление ответственности за несоблюдение законодательства о государственном языке, привлечение инвестиций, обеспечение приоритетного приёма на работу в местные и иностранные предприятия национальных кадров, гендерное квотирование мест в сфере научных исследований, совершенствование системы подготовки национальных научных кадров, регулирование проведения свадеб и других семейных мероприятий, внедрение института проверки добропорядочности государственных служащих, введение карты соотечественника, развитие у узбекистанцев чувства сопричастности с Родиной и другие. Инициируется принятие законов «О национальном ремесленничестве» и «О реновациях».
Суммируя, можно сказать, что правящий тандем правоцентристских партий УзЛиДеП и «Миллий тикланиш» характеризуется ориентированностью на комплексное продвижение инициатив, востребованных электоратом.
НДПУ, являясь проводником традиционных левых взглядов, инициирует запрет приватизации предприятий стратегического характера, направления всех поступлений за оказание госуслуг и штрафов в государственный бюджет и введение налога на роскошь. Также предлагается укрепить систему обязательного социального страхования от безработицы, учредить специальные фонды для финансирования социального жилья, компенсационные выплаты по аренде жилья для магистров и докторантов, запретить выплаты и подарки за счёт госбюджета. Партия предлагает квоты для инвалидов в парламенте и на государственной службе.
В платформе есть и довольно оригинальные инициативы, к примеру, ежегодная ротация председателей районных, городских и областных судов, внедрение суда присяжных и т. д.
СДП «Адолат» («Справедливость») провозглашает в качестве приоритетов своей деятельности внедрение прогрессивной шкалы налогообложения, повышение налоговых ставок для владельцев недвижимого имущества, предоставление таможенных и налоговых льгот отраслям, а не конкретным лицам, внедрение проекта гарантированного первого места работы, установление льгот за принятие на работу нуждающихся, повсеместную цифровизацию системы здравоохранения, недопущение социального расслоения общества, 30% гендерного квотирования руководителей в исполнительной власти, включение руководителей партийных групп в коллегиальные органы местной власти, отказ от ответственности за нецелевое использование предпринимателями кредитов и другое.
Экологическая партии Узбекистана, самая молодая на политическом поле, инициирует универсальные приоритеты «зелёной повестки дня», полноценное обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду и другие, которые невозможно не учитывать при нарастающих экологических угрозах для страны.
Предложено принятие около 10 законов в сфере охраны природы, а также присоединение к ряду международных договоров в этой области.
Помимо этого, впервые доля женщин-кандидатов в депутаты Законодательной палаты составила 44,7%. Это самый высокий показатель в истории выборов Узбекистана.
На прошлой неделе первый заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Акмаль Саидов заявил, что Узбекистан не намерен вступать в какие-либо военные объединения, а в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) страна останется в качестве государства-наблюдателя.
По словам депутата, к такому выводу пришла парламентская комиссия после изучения более 1000 различных документов этой организации.
Он также привёл в пример Казахстан, который «уж очень мало выгод получил от вступления в ЕАЭС».
- Но, конечно, за эту информацию я ручаться не могу. У Узбекистана есть основополагающие принципы внешней политики, которые закреплены в новой редакции Конституции, им и будем следовать, – объяснил Акмаль Саидов.
Напомним, в начале марта этого года посол РФ в РУ Олег Мальгинов заявил, что «Узбекистан может стать полноценным участником Евразийского экономического союза».
Однако, Узбекистан так и остался при статусе наблюдателя в Союзе.
Ровно десять лет назад экс-президент Узбекистана Ислам Каримов жестко раскритиковал подписанный главами России, Казахстана и Беларуси договор о создании ЕАЭС на основе возглавляемого Кремлем Таможенного союза, полагая, что это может привести к потере странами-участницами политической независимости.
- Они говорят, что создают лишь экономический рынок и ни в коей мере не откажутся от суверенитета и независимости, – заявил тогда Каримов.
- Скажите мне, разве может быть политическая независимость без экономической независимости?
Каримов был склонен с недоверием относиться к организациям с активным участием Кремля. Например, в 2012 году Ташкент объявил о выходе из возглавляемого Россией военного блока ОДКБ.
В период осенних дождей и наступающих вслед за ними проблем в дренажных системах двух государств, до сих пор не урегулированы решения этого вопроса.
Ранее Шавкат Мирзиёев ставил задачу к 1 сентября завершить строительные работы в наиболее проблемных точках водоотводной системы и разработать мастер-план дренажной системы Ташкента.
Это поручение прозвучало после весеннего затопления Ташкента и указывалось, что осадки подтверждают, что дренажная система городов находится в плохом состоянии.
Заметим, что и годом ранее президент давал такое же последнее «китайское» предупреждение и отмечал, что водоотводная система в столице в сезон дождей является причиной нареканий населения.
Как видим, эта проблема у нас одинаковая, как и такие же поручения чиновникам по ее решениям. Но удивительно, что проходит столько лет, задачи на высшем уровне ставятся в обозначенное сроки, но дело не сдвигается, а лишь переплывает мертвые точки, оставляя повод для горьких шуток об азиатских Венециях.
Из насущного стоит обратить внимание на критику, которую обрушил на застройщиков Шавкат Мирзиёев. Он отметил, что споры между застройщиком, пообещавшим построить жилье, и жителями, сделавшими на это ставку, обостряются.
- Обманутые такими недобросовестными строителями, люди остаются без жилья и денег, – сказал узбекский президент.
Отныне люди станут покупают построенные дома только через банк. На основе зарубежного опыта будет внедрена система специальных счетов при покупке жилья. По планам застройщики заключают с банками договор об организации продажи домов, которые они строят, и деньги людей, желающих купить эти дома, передаются непосредственно банку, а не застройщику. Собранные суммы банки отдают застройщику в качестве ресурса, а сами будут выступать в качестве гаранта своевременного и качественного жилья.
Новую систему собираются апробировать в течение года в Самарканде, Янгихаётском и Сергелийском районах. Полагаем, что при успешном претворении в жизнь этого плана правительству РК стоит присмотреться к такому ведению дел в строительной отрасли. Ведь в Узбекистане делают ставку на то, что, если компания не выполняет свои условия, клиент сможет без проблем забрать свои деньги.
В Казахстане, согласно закону, компания может привлекать средства покупателя в трех случаях: гарантия единого оператора, участие в проекте банка, участие после возведения каркаса МЖК. Все сделки, совершенные в обход действующего законодательства (предварительный договор бронирования, договор резервирования, договор инвестирования, договор намерения, договор уступки права требования), противоречат нормам.