25 октября – одна из важнейших дат в истории Казахстана. Именно в этот день в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. Сейчас это национальный праздник – День Республики. Через год мы будем отмечать 35-летие даты. Какие программы развития государства были приняты за это время, и как шла их реализация, попытался вспомнить Ulysmedia.kz.
За время суверенитета в Казахстане было принято множество жизнеутверждающих, порой с пафосными названиями, программ. Они охватывали широкий спектр, включая инфраструктуру, промышленность, инновации, сельское хозяйство, идеологию, туризм, образование и здравоохранение. Их цель – диверсифицировать экономику Казахстана, повысить ее конкурентоспособность и улучшить качество жизни граждан.
Одной из первых, заявленных в 1997 году Нурсултаном Назарбаевым, стала Стратегия «Казахстан-2030», согласно которой казахстанский народ должен был к этому сроку жить хорошо и беззаботно. В течение последующих 15 лет, видимо опираясь на сводки нацстатистиков и отчеты чиновников, Назарбаев уже в 14 декабре 2012-го заявил, что по целому ряду направлений Стратегия выполнена досрочно.
- Вы хорошо знаете, что все эти годы мы шли только вперед. У нас всегда был четкий план действий. 15 лет назад мы приняли «Стратегию 2030». Все эти годы она как маяк освещала путь, позволяя идти вперед, не сбиваясь с главного пути, – возвестил первый президент.
И одухотворенный победой тут же провозгласил новую Стратегию - «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства». По расчётам и по традиции эта программа должна быть выполнена досрочно через 15 лет – в 2027 году.
Как говаривал персонаж одного старого фильма, «меня терзают смутные сомнения»: как мы могли исполнить программу «Казастан-2030», которая имела несколько изъянов, которые ограничили ее эффективность?
- Стратегия не смогла существенно снизить зависимость экономики от экспорта сырьевых ресурсов, что сделало страну уязвимой к колебаниям цен на нефть и другие товары.
- Недостаточное внимание к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) привело к тому, что затраты на НИОКР оставались очень низкими (0,15% от ВВП), что сдерживало технологическое развитие.
- Неэффективная работа государственного аппарата и коррупция среди чиновников затрудняли выполнение поставленных задач и реализацию проектов.
- Сохранялись высокие уровни самозанятости и непродуктивной занятости, особенно в сельских районах.
Эти и другие факторы в совокупности затруднили реализацию программы и привели к необходимости разработки новых стратегий, таких как «Казахстан-2050».
Не останавливаясь на достигнутом, – это не наш путь, в Казахстане были объявлены новые крупные программы развития экономики. Как всегда, они были направлены на модернизацию и диверсификацию. Основные из них:
- Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) (2010-2014).
Запущена для стимулирования обрабатывающего сектора, что должно было привести к росту его доли в экономике и созданию более 100 тыс. рабочих мест. Но столкнулась с низким уровнем производительности труда и недостаточным внедрением современных технологий.
- Программа «Нұрлы жол» (2014). Была нацелена на развитие инфраструктуры с акцентом на транспорт и логистику, а также на создание новых рабочих мест через крупные инвестиции в строительство. Включала финансирование 17 крупных проектов.
- Стратегия «Казахстан-2050» (2012). Это вообще отдельная история, потому что предусматривает долгосрочные цели, включая вхождение в тридцатку самых развитых стран мира. Основное внимание уделяется экономическому росту, диверсификации и улучшению качества жизни. И если в Казахстане зима всегда приходит неожиданно - не по календарному плану чиновников, то реализация Стратегии затруднена из-за внешних шоков, таких как падение цен на нефть и глобальные экономические кризисы. Это помимо сопутствующих местных особенностей ведения хозяйства.
- Программа «Нұрлы жер» (2017). Сосредоточена на жилищном строительстве и улучшении доступности жилья для граждан, с планами по увеличению жилищного фонда на 18%. Однако жилья не хватает, как и раньше.
Помимо вышеперечисленных, принимались и другие программы:
* Пятилетний период индустриализации (2015-2019).
* Государственная программа развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы.
* Программа развития туризма на 2019-2025 годы.
* Программа развития малого и среднего предпринимательства на 2021-2025 годы.
* Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны».
* Национальный проект «Ауыл – ел бесігі» (Село – колыбель народа)
Лет 20 назад правительство взяло на вооружение модный термин – кластеры. И, конечно же, принялось строить планы по их внедрению. По задумке, они должны были стать инновационной отдушиной в экономике, включив в себя:
* туризм;
* пищевая промышленность;
* нефтегазовое машиностроение;
* текстильная промышленность;
* транспортно-логистические услуги;
* металлургия;
* производство строительных материалов.
Несмотря на попытки создать кластеры для развития экономики Казахстана, их реализация оказалась затрудненной по нескольким причинам:
-. Низкий уровень инноваций.
- Сложности в взаимодействии между предприятиями разных секторов затрудняют трансфер технологий и создание эффективных кластеров.
- Проблемы с административным регулированием и недостаточная поддержка со стороны государства, что также мешает развитию кластеров.
- Нехватка доступа к финансированию для малых и средних предприятий ограничивает их возможности для участия в кластерных инициативах.
Эти факторы в совокупности и помешали реализации кластерного подхода в экономике Казахстана.
Вышеописанное можно разобрать только на примере одного – хлопково-текстильного кластера в Туркестанской области.
В июле 2005 года Назарбаев подписал указ о создании Специальной экономической зоны «Онтустик» в тогдашней ЮКО. Первостепенная задача СЭЗ - привлечение инвесторов в текстильный сектор, перспективный как для региона, так и для Казахстана в целом. В ЮКО планировалось получить около миллиарда долларов частных инвестиций. Деятельность СЭЗ предполагала рост внутреннего потребительского текстильного рынка, а также организацию ориентированного на экспорт производства, где изготавливали бы хлопчатобумажные нити и все виды пряжи, ткали, красили и шили трикотажные пуловеры, кардиганы, спецодежду, бельё и т. д.
- В ближайшие три года на участке в 200 га предстоит построить 15 прядильных, текстильных и швейных предприятий, на которых получат работу порядка 6000 человек. Мощность новых предприятий – 100 тысяч тонн хлопка-волокна в год, – говорилось в обосновании кластера.
С тех пор минуло почти 20 лет и планы увеличились в 5 раз. Теперь проект предусматривает строительство 75 хлопкотканных заводов, предприятий и фабрик. Ожидаемый эффект – свыше 40 тысяч новых рабочих мест и около 26,2 млрд тенге ежегодных поступлений в бюджет.
Однако, как всегда, по давней национальной традиции, что-то мешает.
- С прошлого года отрасль находится под сильным давлением негативных внешних факторов. Это сбой прежних логистических цепочек поставок хлопка на экспорт, низкий спрос на казахстанское сырье со стороны иностранных трейдеров, низкая цена на сырец на бирже, – оправдывает плачевное положение дел заместитель акима Туркестанской области Ермек Кенжеханулы.
- Да гранаты у него не той системы, – сказал бы в ответ на то персонаж одного старого фильма.
Вполне возможно, результат был бы другим, если бы сначала задумались не о выходе на внешние рынки, а о создании и поддержке своих текстильных предприятий с повышением доли отечественного содержания в рамках государственных закупок до 60–80%. Это, например, на первые 7 лет, пока отрасль не встанет на ноги. Тем более что постоянный спрос на эту продукцию есть почти во всех отраслях экономики. Почему у узбеков получается, а у нас нет? У них традиции – возразите вы? Так и у нас на юге, в том же Шымкенте были и чулочно-носочная фабрика, и другие предприятия хлопкового цикла.
Но нам нельзя стоять на месте и надо что-то предлагать, имитируя полет мысли и кипучую деятельность. Недавно в Казахстане предложили создать кластер по производству оборудования для переработки мяса, молока, зерна и овощей.
Тем временем сенатор Талгат Жунусов так прокомментировал эту идею:
- К сожалению, на сегодняшний день Казахстан не имеет своего пищевого машиностроения, и этот вопрос может остаться нерешенным в ближайшие 10-15 лет. Поскольку нет целевых программных документов по развитию данной отрасли. Для реального прорыва в промышленном комплексе от первичного производства к выпуску продукции более высоких переделов добавленной стоимостью необходима комплексная программа научно-технологического развития и пищевой промышленности страны.
Наверное, видя, что такие слова как стратегия, программа и т.п. не действуют, власть решила быть ближе к народу и объявила о всевозможных шагах.
В апреле 1998-го Нурсултан Назарбаев заявляет о программе «Десять простых шагов навстречу простым людям», каждый из них - это искренняя забота об интересах простых граждан Казахстана.
В июле 2012-го первый президент объявляет о новом программном документе «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда».
В мае 2015-го Назарбаев обозначает уже «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».
- Это ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план нации по вхождению в тридцатку развитых государств в новых исторических условиях. 100 конкретных шагов придадут Казахстану такой запас прочности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний, не сбиться с пути реализации «Стратегии-2050» и укрепить казахстанскую государственность. План закладывает коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых – лечение системных заболеваний, а не сглаживание их внешних симптомов, – уверенно говорил Нурсултан Абишевич.
В том же году, через 6 месяцев, он объявляет народу о 7 шагах выхода из кризиса.
В марте 2017-го в Казахстане разрабатывают «10 шагов по противодействию коррупции на дорогах».
«Широко шагает Азербайджан!» – произнес в свое время советский генсек Леонид Брежнев. Полагаем, будь он жив, то же самое он произнес бы, глядя, какими шагами теперь идет Казахстан. Но непонятно, то ли мы раньше на пуантах семенили этими шагами, то ли так широко вышагивали, что штаны порвались. А может, шагали-то совсем в другую сторону, спотыкаясь, или шли затылком вперед? Или, как партизаны, передвигались перебежками?
Ясно только одно, коль не будет 101-го шага, причем уверенной поступью, то есть индивидуальной ответственности людей, реализующих предшествующие шаги, то не будет ничего здорового для страны и большинства ее граждан.
В сентябрьском Послании 2020-го Касым-Жомарт Токаев сообщил, что в нашей стране можно «сформировать 7 крупных экосистем по производству и переработке: мяса, фруктов, овощей, сахара, зерновых, масличных культур, молочной продукции. Заслуживает пристального внимания рыбная отрасль. Крупные проекты должны сыграть ключевую роль в качестве центрального элемента создания добавленной стоимости». Из перечисленного, более-менее развивается только молочная и отчасти зерновая отрасли.
В том же послании Токаев поручил высадить за пять лет 2 млрд деревьев. И ведь сажают, только поливать забывают.
Оказывается, до сих пор Минэкологии не высадило даже половину от нужного количества деревьев.
Не в ладах наше правительство и с подсчётами. Так, недавно депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов высказался о программах занятости, принимаемых в Казахстане, и усомнился в законах арифметики.
По словам мажилисмена, с 2008 года в Казахстане было принято 5 программ занятости, которые, по его мнению, не дали каких-то конкретных результатов.
- Если анализировать меры занятости через основные инструменты и подходы, то можно увидеть, что концептуально за все эти годы они практически не поменялись и в основном носили временный характер. Как и тогда, сегодня применяются все те же устаревшие меры - обучение и переобучение, микрокредиты, создание временных рабочих мест, реализация инфраструктурных проектов и так далее, – заявил депутат.
Он подчеркнул, что, по отчетам акиматов и министерства труда, ежегодно в среднем трудоустраивалось около 900 тысяч человек.
- Как получается, что каждый год у нас трудоустраивают по миллиону человек, а безработица остается такая же? Этими темпами проблема безработных и самозанятых должна была быть давно уже решена. Вообще, когда говорим о статистике по трудоустройству, невольно начинаешь сомневаться в законах арифметики, – посетовал Асхат Аймагамбетов.
Выражение «у самурая нет цели – только путь», по-видимому, стало путеводной звездой для правительства. Наверное, поэтому в Казахстане существует несколько факторов, которые препятствуют выполнению объявленных программ, стратегий, шагов развития экономики и бизнеса. Часть из них мы описали выше, но есть и другие.
Несмотря на выделение значительных средств на эти программы, фактическое финансирование часто бывает недостаточным для реализации всех запланированных проектов.
Коррупция, бюрократия, дублирование усилий, неэффективное использование ресурсов, отсутствие инфраструктуры дефицит специалистов затрудняют реализацию сложных проектов.
Эти выводы подтверждает исследование международного рейтингового агентства Fitch, которое указало на основные слабые стороны экономики Казахстана: сырьевая зависимость, высокая инфляция, избыточное присутствие государства в экономике, около трети бюджетных поступлений формируются благодаря нефтяному сектору.