В воскресенье, 27 октября, в Узбекистане прошли выборы в нижнюю палату парламента республики и в местные органы власти. По их итогам были избраны 150 депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса, 65 депутатов Жокаргы Кенеса Каракалпакстана, а также депутаты областных, Ташкентского и 208 районных (городских) кенгашей. Как проходили выборы и каковы их особенности, попытался разобраться Ulysmedia.kz.
Выборы состоялись под девизом «Мой выбор – моя процветающая родина» и впервые прошли по смешанной избирательной системе – мажоритарно-пропорциональной. 75 депутатов избраны по одномандатным округам по мажоритарной системе (голосование за кандидата), а остальные 75 – по единому округу на основе голосов, отданных за политические партии по пропорциональной системе (голосование за список кандидатов).
В единый электронный список избирателей было внесено почти 20 миллион избирателей – 19 944 859 избирателей (все население Казахстана по численности).
Олий Мажлис – высший представительный государственный орган – состоит из двух палат, каждая из которых избирается на пятилетний срок. Верхняя палата – Сенат – состоит из 100 членов, 84 из которых избираются непрямым способом советами 12 областей, города Ташкента и Республики Каракалпакстан, а 16 назначаются президентом. Нижняя, Законодательная палата, состоит из 150 членов, избираемых от одномандатных избирательных округов.
Ранее Центральная избирательная комиссия Узбекистана зарегистрировала кандидатами в депутаты всех уровней 29 350 человек. Все они представляют зарегистрированные в Узбекистане политические партии: Либерально-демократическая – движение предпринимателей и деловых людей (УзЛиДеП), демократическая «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»), Экологическая партия, Народно-демократическая (НДПУ) и Социал-демократическая «Адолат» («Справедливость»).
Заметим, НДПУ – старейшая политическая партия Узбекистана, основанная 1 ноября 1991 года на базе бывшей Коммунистической партии Узбекской ССР.
По новым правилам, число женщин среди кандидатов от каждой политической партии как по одномандатным округам, так и по партийному списку, должно составлять не менее 40%.
Согласно Избирательному кодексу, выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие минимум 33% избирателей. Напомним, в РК это 50 процентов.
В Узбекистане 27 октября явка на выборах составила 74,72%. В 2019 г. явка избирателей составила 67,8% – самую низкую за всю историю современного Узбекистана.
На этот раз обошлось одним туром. Напомним, на выборах 22 декабря 2019 года после того, как президент Шавкат Мирзиеев сменил на этом посту лидера страны Ислама Каримова, скончавшегося в сентябре 2016 года, состоялись два тура – в конце декабря 2019 года и начале января 2020-го. Согласно новому Избирательному кодексу страны, который был принят в 2019 году, выборы в округе считаются действительными, если один кандидат получает более 50% голосов. Поскольку этого не произошло в 22 избирательных округах, а в трех других округах были обнаружены арифметические ошибки, в результате выборов было избрано только 125 законодателей. Поэтому 5 января 2020 года в 25 избирательных округах прошел второй тур парламентских выборов, и только после этого ЦИК Узбекистана смогла объявить окончательные результаты выборов.
Выборы 2019 г. были призваны продемонстрировать отход от методов предыдущего режима, то есть от правления Ислама Каримова. Для этого была разработана и запущена кампания «Новый Узбекистан – Новые выборы». Власти пытались показать узбекскому народу, что выборы являются важным механизмом, с помощью которого они могут влиять на процесс принятия решений, и выбранные партии смогут вносить необходимые изменения.
Также одной из особенностей тех выборов было то, что избиратели получили право ставить подпись в поддержку нескольких политических партий, собирающих подписи для регистрации на участие в выборах.
В Ташкенте оказалась самая низкая явка на выборы, впрочем, как и традиционно в Алматы. Больше всего на избирательные участки прибыли жители Ферганской области.
По предварительным данным, лидирует партия УзЛиДеП – 34,75% или 5 194 041 голос. Партия, от которой на президентских выборах 2016 года выдвигался Шавкат Мирзиёев.
УзЛиДеП получила 64 места (+11), Демократическая партия «Миллий тикланиш» завоевала 29 мест (+7), Социал-демократическая партия «Адолат» заняла 21 место (+3), Народно-демократическая партия Узбекистана получила 20 мандатов (+2), Экологическая партия Узбекистана получила 16 (+1) мест.\
Однако, как ранее и сейчас отмечают наблюдатели, все эти партии, финансируемые государством, публично заявляют о своей поддержке президента Мирзиёева и готовы активно содействовать его усилиям по проведению реформы.
Перед нынешними выборами редакция Qalampir.uz обратилась с вопросом к избирателям одного из самых отдаленных районов города Ташкента – Бектемирского: чего же требуют за свои голоса от депутатов узбекистанцы?
«Я бы попросил у депутатов детский сад в обмен на свой голос. Было бы хорошо, если бы построили новую поликлинику. Например, нам нужна детская площадка», – рассказала одна из женщин, пришедших проголосовать.
Другой избиратель сообщил, что голосовал за Экологическую партию. Объясняя свой выбор, он сказал, что самой большой проблемой для ташкентцев является экология.
«Сейчас погода очень плохая. В районе, где мы живем, много фабрик и заводов, поэтому я считаю, что экологию надо улучшать. Для этого необходимо увеличить зеленые зоны и деревья. Все болеют, потому что погода в Ташкенте сейчас не улучшается», – сказал избиратель.
«У Бектемира проблемы. Недавно мы присоединились к городу Ташкенту. Прошел год. Теперь электросистему также необходимо подключить к городской. Причина – часто угасает. Также необходимо улучшить систему канализации», – сказал один из избирателей-мужчин.
В общем, бектемирцы в обмен на свой голос просят насущные «мелочи» – детский сад, школу, школьный туалет, канаву, канализацию и электричество. От себя добавим, что среди просьб и требований нет ни одних политических.
Отметим, на момент написания материала в широкой прессе не сообщалось о каких-либо подтасовках, фальсификациях или «каруселях».
Однако, ровно за сутки перед голосованием произошло резонансное событие, встревожившее достаточно размеренный ход предвыборной агитации: в ночь на 26 октября двое неизвестных в Ташкентской области обстреляли внедорожник Range Rover, в котором находился соратник президента РУ и его дочери Саиды – Комил Алламжонов и его водитель. Алламжонов до недавнего времени работал руководителем департамента информационной политики администрации президента Мирзиёева, а ранее – заместителем главы Администрации президента, директором Агентства информации и массовых коммуникаций и пресс-секретарем президента. В заявлении Генпрокуратуры указано, что это было умышленное покушение на убийство.
Несмотря на то, что Комил Алламжонов в конце сентябре этого года покинул Администрацию президента, он считается человеком из команды президента Мирзиёева и близким к нему человеком.
– «Это также может быть саботажем против президента перед выборами. Это очень серьезное, беспрецедентное событие в новейшей истории Узбекистана», – сказал Радио Озодлик неназванный источник. Впрочем, уже появились фото, где пострадавший голосует на избирательном участке живой и невредимый.
Как пишут СМИ, по мнению политолога, старшего научного сотрудника Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан Равшана Назарова, нет больших оснований считать, что партийная система страны очень сильно изменится по итогам нового избирательного цикла. «Тем не менее некоторые из партий могут укрепить свои позиции и набрать политический вес. Это касается социал-демократической партии «Адолат» или экологов», – предположил он.
Нынешние выборы являются финальным завершением конституционной реформы, которая подразумевала принятие долгосрочной стратегии развития страны до 2030 года, отметил заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Напомним, с 1 мая 2023 года в Узбекистане действует новая редакция Конституции, принятая по итогам референдума 30 апреля.
По мнению российского эксперта, вряд ли после парламентских выборов внутренняя и внешняя политика существенно изменятся: «Государственная система ориентирована на президента, он является ключевой фигурой в стране. На мой взгляд, выборы не принесут изменений и в политике страны на внешнеполитическом контуре – она останется многовекторной».
Иная позиция у других экспертов. Так, ранее агентство Reuters отмечало, что политическая власть сконцентрирована в руках президента страны Шавката Мирзиёева, а парламент лишь утверждает законы, которые разработаны его кабинетом.
«Последние 15 лет расстановка сил в парламенте не меняется: в нижнюю палату проходят пять организаций. Есть лишь одно изменение. На двух предыдущих выборах "Экологическое движение Узбекистана" получило 15 мест в парламенте. На выборах 2019 года оно было переименовано в партию. И получило такой же результат – 15 мест», –указывала узбекская служба Радио Свобода/Озодлик.
А директор Central Asia Due Diligence Алишер Ильхамов назвал все партии, которые участвуют в выборах, «карманными партиями властей». «Когда стоит вопрос о принятии тех или иных законов, мы не видим острых обсуждений в парламенте, депутаты просто одобряют проекты правительства», – сказал он.
Парламентские выборы в Узбекистане, прошедшие 27 октября, состоялись на фоне продолжающихся реформ, включая поправки в Конституцию, однако политическая среда оставалась ограниченной, не предоставляя избирателям подлинного выбора, говорится в предварительном заявлении БДИПЧ ОБСЕ, опубликованном вчера.
Несмотря на продолжающиеся реформы, основные свободы остаются несоразмерно ограниченными как на законодательном уровне, так и на практике, отмечается в заявлении.
«Хотя эти реформы представляют собой шаг вперед в области прав человека, остаются значительные вызовы в реализации основных свобод, особенно права на ассоциацию, мирные собрания и свободу выражения мнений», –заявил Гулиев, специальный координатор и руководитель краткосрочных наблюдателей ОБСЕ.
Освещение в СМИ было ограничено ограничениями на свободу выражения, что привело к минимальному доступу избирателей к разнообразным точкам зрения.
«В условиях, когда пять зарегистрированных партий поддерживают правительственные политики, избиратели не получили подлинных альтернатив. Это подчеркивает необходимость создания более динамичной и конкурентной политической среды, чтобы по-настоящему представлять голос граждан», — заявил Саргис Ханданян, глава делегации ПА ОБСЕ.
В заявлении также отмечается, что «день выборов прошел спокойно и организованно, однако был омрачен многочисленными нарушениями и злоупотреблениями, а также процедурными и техническими проблемами. Важные гарантии неоднократно игнорировались во время голосования, подсчета голосов и табуляции, что ставит под сомнение целостность процесса и подрывает прозрачность».
В любом случае, БДИПЧ рассчитывает на дальнейшее сотрудничество с властями Узбекистана, в том числе по рекомендациям, которые будут изложены в их окончательном отчете.
**
Как бы то ни было, выборы в Олий Мажлис и Кенгаши состоялись, а с соседним братским народом у нас подписан договор о союзнических отношениях, который и задает ритм и темп двусторонних отношений в разных сферах жизни.