Прошлая неделя ознаменовалась скандалом, связанным с РОО «Казахстанское авторское общество». Не так давно отечественные авторы и исполнители заметили, что казахстанский музыкальный контент исчез из социальных сетей Facebook и Instagram.
Ответственность за это неприятное событие взял на себя KazAK, созвав журналистов на пресс-конференцию, чтобы объяснить последним, как так вышло. Однако попытка занять позицию защитников всех казахстанских правообладателей на международной арене, предпринятая руководством общественного объединения, специализирующегося на защите авторских прав, обернулась неприятием со стороны авторов, не уполномочивавших KazAK представлять их интересы в популярных соцсетях.
Почему в Казахстанском авторском обществе хотели «как лучше», а получилось «как всегда», - выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.
Взаимосвязь между удалением из принадлежащих корпорации Meta социальных сетей Facebook и Instagram музыкальных произведений казахстанских авторов и полномочиями РОО «Казахстанское авторское общество», пожалуй, никто бы не углядел, если бы не инициатива руководства KazAK.
На фоне назревающего информационного скандала они разослали по редакциям СМИ приглашение на пресс-конференцию, пообещав рассказать свою версию произошедшего, а также ответить на все интересующие журналистов вопросы. Однако мероприятие прошло в духе антагонизма, где журналисты и представители KazAK оказались словно бы по разные стороны баррикад.
Модератор встречи регулярно повышала голос, а заместитель генерального директора РОО Ануар Ерсултан не скрывал своего возмущения тем, что участников встречи больше интересовал вопрос условий договора, заключенного KazAK с Meta, чем достижения РОО и его проблемы.
- Если у вас нет 15-10 минут, вы, в принципе, можете выйти и что-то там сами делать, - возмущенно указал на дверь журналистам Ерсултан после очередного неудобного вопроса.
- Здесь речь идет о культурном наследии! Instagram затрагивает это культурное наследие. Вы должны понимать, что для нас это важная площадка, чтобы раскрыть все наболевшие проблемы, которые есть в казахстанском авторском обществе. Если эта проблема не будет решена, я вам еще раз скажу так: вы будете получать маленькие, очень маленькие деньги от Meta, Facebook, YouTube и TikTok.
Кстати, словосочетание «культурное наследие» звучало на брифинге гораздо чаще, чем конкретные ответы на вопросы, которые действительно касались прав казахстанских авторов.
Так, в частности, описывая ситуацию, генеральный директор KazAK Айнур Есендикова зачитала с листа:
- Музыка казахстанских авторов имеет огромную культурную и коммерческую ценность. Однако действия Meta косвенно предполагают пренебрежение к интеллектуальному труду наших авторов. Это не только несправедливо, но и подрывает мотивацию наших музыкантов создавать качественные произведения.
Из ее речи присутствующим стало ясно, что исчезновение музыки казахстанских авторов из медиатеки Facebook и Instagram напрямую связано с деятельностью РОО «KazAK». Айнура Есендикова сообщила, что Казахстанское авторское общество, представляющее интересы более шести тысяч казахстанских авторов и занимающееся сбором и распределением авторских выплат за использование музыкального контента, в 2022 году подписало некий договор с Meta. А в ноябре этого года срок действия этого договора истек. По словам Есендиковой, именно поэтому казахстанская музыка пропала с площадки Instagram и Facebook.
- Meta больше не имеет права использовать контент из нашего каталога, так как соглашение не было продлено, - заявила гендиректор KazAK.
- Это стандартная практика: как только срок истекает, Meta автоматически исключает каталог из использования.
При этом Айнура Есендикова не преминула озвучить свое отношение к произошедшему:
- Этот шаг воспринимается нами крайне негативно и враждебно по отношению к национальной культуре Казахстана. Закрытие казахстанского контента демонстрирует неспособность Meta ценить и поддерживать культурное разнообразие на своих сервисах.
В ответ на вопросы журналистов и юристов о том, на каком основании KazAK заключил договор с Meta и от имени тех авторов, которые не являются членами РОО и теперь страдают из-за удаления их произведений, Айнура Есендикова обратилась к артистам с призывом мыслить шире.
- Мы понимаем, что некоторые наши создатели музыки используют сервисы Meta с целью маркетинга и продвижения своих работ, но мы просим их сделать шаг назад и подумать о будущем всего музыкального создания в Казахстане.
По словам Есендиковой, камнем преткновения стал денежный вопрос.
- Почему мы должны соглашаться на мизерные суммы, когда они оплачивают бОльшие суммы, например, тем же самым артистам из Европы, США? А Казахстану они предлагают очень низкие суммы. Мы не согласны с этим, потому что это наше наследие, согласившись один раз, если мы согласимся на низкую сумму, больше мы не сможем его поднять, потому что это, как я говорю, гиганты всего мира, - с надрывом подчеркнула Есендикова.
От ответов на вопросы о том, кто был инициатором «повышения ценника» за использование казахстанской музыки, сколько денег платила Meta KazAK до истечения срока договора, и какую долю из этих сумм они перечислили правообладателям, она технично уклонилась, рассказав, что переговоры с Meta ведутся уже несколько месяцев, но консенсус так и не был найден.
- Мы предлагали разумные решения, которые позволили бы богатому и разнообразному музыкальному наследию Казахстана продолжать процветать на сервисах Meta, - твердила гендиректор РОО.
- К сожалению, наши предложения не были приняты. Главным предметом разногласий остается определение справедливой суммы вознаграждения, которую Meta должна заплатить за использование репертуара. Предложения Meta были слишком низкими.
Айнура Есендикова твердо заявила, что KazAK не намерен уступать в противостоянии за отечественное наследие, и уверена, что переговоры завершатся успешно.
В ходе бурного диалога между руководством РОО «Казахстанское авторское общество» и журналистами позвучало имя автора и композитора Рината Абдулхаликова, в адрес которого из уст Есендиковой прозвучало несколько нелестных отзывов. В том числе, заявление о том, что в отношении него возбуждено уголовное дело.
Юрист авторского права Абдулхаликов это заявление, как, впрочем, и всю пресс-конференцию воспринял с изумлением.
- Я вообще не понимаю, для чего KazAK провел эту пресс-конференцию, - прокомментировал он мероприятие порталу Ulysmedia.kz.
- То, что произошло в Meta – это, скорее, технический вопрос. Так бывает, когда крупные компании что-то у себя делают, переделывают, модернизируют и, возможно, из-за этого у них происходят какие-то упущения. Но это чисто сугубо внутренний вопрос корпорации. И я думаю, они с этим разберутся и без помощи KazAK. А вот что касаемо договора с KazAK, - да, это нонсенс, потому что KazAK ни по закону, ни по уставу не мог заключать договор с Meta, потому что Казахстанское авторское общество – это, прежде всего, не коммерческая организация.
Как подчеркивает Ринат Абдулхаликов, главной задачей РОО является сбор, распределение, начисление и выплаты вознаграждения. А в его взаимоотношениях с Instagram возникают вызывают большие вопросы.
- За какие произведения, какой каталог предоставил KazAK Meta, за что собирал средства. Конечно, эти ребята будут упираться и говорить, что, мол, «у нас есть аккредитация, которая позволяет собирать вознаграждение за все». Но мы же знаем, что такое технический продукт Instagram. Прежде чем давать разрешение на воспроизведение, Instagram требует от второго участника договора именно треки, фонограммы для того, чтобы у себя размещать. Чего, конечно же, у Казахстанского авторского общества нет и быть не может, потому что у KazAK нет такой цели - собирать треки. А если KazAK начнет собирать треки, то это уже коммерческая деятельность, что противоречит закону и самой деятельности организации.
В качестве обоснования своей правоты, Ринат Абдулхаликов привел пункт 2 статьи 46, который гласит: «Обладатели авторских и смежных прав, не предоставившие полномочий организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, в отношении сбора вознаграждения, предусмотренного в подпункте 4) статьи 45 настоящего Закона, вправе потребовать от нее выплатить причитающееся им вознаграждение в соответствии с произведенным распределением, а также исключить свои произведения и объекты смежных прав из разрешений, предоставляемых этой организацией пользователям».
- Я думаю, журналистам следует отправить запрос в профильный госорган, а это комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции, и узнать был ли задекларирован договор с Meta Казахстанским авторским обществом, когда они сдавали отчет в 2023 году? И следующий вопрос. Если были выплаты, то они компенсационного характера, поскольку точной суммы нет, скорее всего. Кому и как они выплачивали?
По словам автора и правообладателя, такие вопросы должны решаться как минимум общим собранием Казахстанского авторского общества, как высшим органам управления.
- Можно, конечно, поднять и эти все протоколы. Они тоже должны быть в публичной доступности. Занимался ли этим KazAK? Если он этим не занимался, то есть тут подозрение на прямое укрывательство этой информации. И соответственно, куда пошли эти деньги, должны разбираться, наверное, правоохранительные органы.
По словам Абдулхаликова, авторам и правобладателям нужно обязательно задавать вопросы руководству Казахстанского авторского общества: с кого, за что и как много они собрали вознаграждений в пользу правообладателей.
- В свое время Ренат Хамиди, внук и наследник Латифа Хамиди - композитора, основоположника казахской классической музыки, соавтора оперы Абая, первого казахского гимна, казахского вальса, песни «Бул-Бул» и других, стал задавать вопросы: почему, за какие произведения, и с каких пользователей Казахстанское авторское общество собирает деньги. Ренат не творческий человек, он - бизнесмен, и поэтому у него совершенно иные эмоции. И вопросы он стал задавать не просто так, типа, «дайте мне выписку». Нет, он потребовал, чтобы его впустили в бухгалтерию, показали рапортички, которые поступают от пользователей. «Я сам выведу ту сумму, которую казахстанское авторское общество должно мне как наследнику».
Как рассказал Абдулхаликов, KazAK отказал Ренату Хамиди в его требовании один, второй, третий раз, потом дело дошло до суда, и наследник этот суд выиграл.
- Суд обязал KazAK допустить Рената Хамиди к этим самым бумагам. Но и здесь KazAK ему отказал, не пускал никаким образом, но в итоге получилось, что он все равно получил свои деньги. Это правильный и справедливый ход. Если авторы начнут себя вести так же, поскольку авторы-правообладатели являются именно собственниками своих произведений, и они точно должны знать, где и как используются их произведения, потому что это их актив, это их такое же имущество, как машина, квартира и так далее, то у KazAK не будет возможностей для «маневров» вроде договора с Meta.