×
530.24
543.97
5.16
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
530.24
543.97
5.16

«Казақстан халқына»: на что народный фонд тратит благотворительные деньги

Сегодня, 09:22
«Казақстан халқына»: на что народный фонд тратит благотворительные деньги
Коллаж Ulysmedia.kz

О благотворительности в прошлом году говорили много, тема даже попала в топ криминальных новостей. О деятельности главного в стране фонда «Казақстан халқына» его председатель Болат Жамишев в декабре отчитался перед президентом. В частности, за три года на собранные деньги профинансированы 103 благотворительных проекта на сумму 230 млрд тенге, из которых 58 уже завершены. Сферы самые разные – от здравоохранения, социальной реабилитации и образования до спорта и культуры. Ulysmedia.kz проанализировал деятельность фонда, который отметил свою третью годовщину.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

«Казақстан халқына» был образован по поручению Касым-Жомарта Токаева 11 января 2022 года. Как раз в то время, когда родственники искали пострадавших или уже хоронили жертв Кантара, догорал акимат Алматы, а бизнес подсчитывал убытки. Все еще действовал режим чрезвычайного положения, объявленный Акордой 5 января, но на улицах было уже относительно спокойно.

 Я поручаю создать общественный социальный фонд «Казақстан халқына». Он будет заниматься решением реальных проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки, например, помощью детям с редкими заболеваниями. Ведь для большинства семей расходы на лечение попросту не подъемные, будем строить спортивные объекты для детей в городах, районах, поселках, селах, окажем содействие способным детям. Поддержим культуру, поможем Алматы оправиться от страшной трагедии, - вот так звучало распоряжение президента.

Первые благотворительные суммы на счета фонда в нескольких банках стали поступать уже 14 января 2022 года. Именно с этой даты начинается отчетность «Казақстан халқына». По состоянию на 1 декабря 2024-го фонд собрал 251,6 млрд тенге.

КТО ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЛ

Больше всего денег было перечислено в 2022 году – 131,7 млрд тенге. Только в январе собрали почти столько же, сколько за 2023-2024-й – 109,7 млрд тенге. Самыми крупными частными благотворителями в первый месяц существования «Казақстан халқына» стали Корпоративный фонд ERG КӨМЕК (30 млрд тенге), Благотворительный фонд «Халык» (12 млрд тенге), Фонд Булата Утемуратова и kaspi (по 10 млрд тенге). После Кантара почти все госорганы отправили в фонд однодневную зарплату сотрудников. Поддержку инициативе президента оказали и известные люди: бизнесмены Данияр Абулгазин (500 млн тенге), Яков Цхай (500 млн тенге), Диас Сулейменов (450 млн тенге), Алмас Султангазин (200 млн тенге), Шмаги Кемертелидзе (200 млн тенге), Ерлан Нигматулин (200 млн тенге), депутат мажилиса нескольких созывов Нуртай Сабильянов (5 млн тенге).

В феврале 2022-го в число крупных «физических» доноров «Казақстан халқына» вошли Кайрат Сатыбалды и Болат Назарбаев (по 1 млрд тенге пожертвований), Кайрат Боранбаев (350 млн тенге), Канат Асаубаев (150 млн тенге).

С того времени такой одномоментной гиперактивности со стороны благотворителей в «Казақстан халқына» не было. Даже в 2024-м, когда большая вода затопила 10 регионов Казахстана – с 1 января по 30 ноября в фонд поступили 55 млрд тенге. А за весь 2023-й – 64,8 млрд тенге.

В ТОП-10 самых щедрых доноров «народного фонда» по итогам трех лет вошли: «Самрук-Қазына» (66,6 млрд тенге), ERG (30 млрд тенге), хорватский бизнесмен казахстанского происхождения Василий Анисимов (22,3 млрд тенге), ArcelorMittal Netherlands B.V. (16 млрд тенге), KAZ Minerals (15,5 млрд тенге), «Казцинк» (13 млрд тенге), Фонд «Халық» (12 млрд тенге), Фонд Булата Утемуратова (10 млрд тенге), kaspi (10 млрд тенге), Kazakhmys (9,6 млрд тенге).

Дареному коню, конечно, в зубы не смотрят, но среди десятков тысяч великодушных казахстанцев есть и те, кто перечислял по 1 тенге, причем неоднократно.

РЕШИЛИ И ПОТРАТИЛИ

С момента образования «Казақстан халқына» его бессменным руководителем является авторитетный финансист и политик Болат Жамишев. Решения включать заявки на финансирование в план расходов принимаются экспертным комитетом и правлением фонда.

Из прямой речи президента про образование «народного фонда» как бы следовало, что благотворительность на государственном уровне закроет те потребности казахстанцев, которые не может осилить бюджет либо в случаях общенациональных потрясений, которыми стали Кантар и паводки. Но из всех собранных пожертвований на помощь пострадавшим от январских событий 2022-го из «Казақстан халқына» были переданы 2,6 млрд тенге, на помощь населению при чрезвычайной ситуации в 2024 году – 13,2 млрд тенге, на строительство жилья в затопленных регионах – еще 13,2 млрд тенге.

НА ЧТО НЕ ЖАЛКО

Исходя из отчетности на официальном сайте «Казақстан халқына» и из последнего доклада Жамишева президенту, известно, что фонд тратит пожертвования на самые разные цели. В том числе и на те, что обязан финансировать бюджет. Мы помним, что самые крупные доноры – юридические лица, которые помимо миллиардных отчислений в «Казақстан халқына» платят еще и налоги. И на них содержатся и модернизируются школы, больницы и другие социальные учреждения.  

Фонд уделяет особое внимание сфере здравоохранения, в частности, обеспечению препаратами пациентов с тяжелыми и орфанными заболеваниями. На эти цели выделено 57,7 млрд тенге для 461 человека, включая 342 детей. Более 1200 онкобольных получили таргетные препараты на сумму 14,5 млрд тенге. Приобретено современное оборудование для 5 онкологических центров и 22 для детских нейрохирургических служб. Открыто 10 центров раннего вмешательства для предупреждения инвалидизации детей. В сфере социальной поддержки фонд открыл 7 центров для детей с аутизмом, а также 6 реабилитационных центров в регионах. Ведется работа по открытию еще 20 центров. Инновационными протезами обеспечены 150 человек, - следует из отчета Болата Жамишева президенту 17 декабря.

Вообще, не спорим, что любые расходы на медицину и социальную помощь людям с ограниченными возможностями, - благое дело первостепенной важности. И если уже пожертвования благотворителей пошли на покупку медоборудования для больниц и оснащение реабилитационных центров, то, стало быть, с деньгами в бюджете на эти цели совсем плохо. Эти статьи расходов из пожертвований казахстанцев в «народный фонд» по крайней мере не вызывают раздражения.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТРАТЫ

Но есть, мягко говоря, удивительные траты. И любой, кто окунется в отчетность «Казақстан халқына», может в этом убедиться.

Например, образовательные гранты для получения высшего образования несколькими категориями молодежи в возрасте до 29 лет: из малообеспеченных семей сельской местности, малых и моногородов; детьми-сиротами; имеющими инвалидность; из семей, воспитывающих детей-инвалидов; детьми погибших граждан Казахстана и ранеными детьми во время трагических январских событий 2022 года. Причем, кроме двух последних приоритетных категорий абитуриентов, государство давно за бюджетный счет финансирует обучение и сельской молодежи, и студентов с инвалидностью, и детей-сирот. По каким причинам к этому государственному процессу вдруг подключился и благотворительный фонд, непонятно.

Болат Жамишев рассказал президенту, что фонд за 3 года профинансировал свыше 3 тысяч таких грантов. А они включают в себя не только оплату за обучение, но и выплату стипендий каждому студенту в течение 10 месяцев. В 2022-2023 годах стоимость оплаченных средств составила более 3 млрд тенге. Всего на эти цели из средств фонда планируют выделить 7,8 млрд тенге.

Еще один любопытный проект «народного фонда» с точки зрения расходов - COURSERA – ҚАЗАҚ ТІЛІНДЕ. 853,5 млн тенге пожертвований потрачено на перевод курсов этой платформы на казахской язык, чтобы студенты 25 региональных вузов Казахстана «улучшили качество человеческого капитала». Дело очень нужное, но разве подобные расходы не входят в обязанности Миннауки и высшего образования?

ВСЕ РАВНЫ, НО НЕКОТОРЫЕ РАВЕЕ

При всех полезных тратах на социальные проекты по поддержке и развитию потенциала сельских опорных школ, массового спорта со строительством спортзалов и оказанию персональной помощи тяжело больным пациентам, талантливым параспортсменам и музыкантам «народная» благотворительность дошла не до всех, кто о ней просил.

Например, в 2022 году родителям 12-летнего Эмиля из Караганды фонд отказал в помощи на лечение «дилатационной кардиомиопатии». Об этом случае писали СМИ. Причиной отказа стало недоверие экспертов фонда к экспериментальному лечению китайской клиники стволовыми клетками. С того времени семья собирает деньги на пересадку сердца для ребенка своими силами.

Наша редакция рассказывала и о случае карагандинки Ольги Полянской с тем же диагнозом, что и у Эмиля.

В 2022 году она трижды получила отказ на пересадку сердца. Два раза с аргументом:

 Мы внимательно изучили вашу заявку, но вынуждены были её отклонить, так как она не содержит описания жизненной ситуации, в которой вам бы требовалась помощь.

В третий раз:

  Фонд «Қазақстан халқына» внимательно изучил вашу заявку, но, к сожалению, вынужден ее отклонить, так как данный вид помощи не относится к направлениям деятельности Фонда, определенным в его Концепции.

В итоге трансплантацию сердца Ольга все же получила, но за счет частных спонсоров.

Костанайский мальчик Алан Турсанов с «мышечной дистрофией Дюшенна» с 2022 года был под «патронатом» «Қазақстан халқына», заявку на его лечение дорогостоящим препаратом «Голодирсен» фонд одобрил. Но поставки лекарства постоянно задерживались либо его получение приостанавливалось из-за бюрократических проблем. Об этом случае также рассказывали в СМИ.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В феврале 2024 года основатель и директор общественного фонда «Өмірге сен» Сабиля Шугелова на пресс-конференции рассказала, что многие родители детей с редкими заболеваниями, заручившиеся поддержкой Народного фонда, либо получали лекарства с перебоями, либо вообще перестали получать реакцию на свои обращения.

При этом, заметим, финансирование сельских проектных школ или получения высшего образования льготными категориями студентов идет исправно. Странное избирательное отношение к распределению денег благотворителей. Наверняка никто из крупных доноров не приходит к Болату Жамишеву и не спрашивает, почему же Болат Бидахметович не финансирует операции и лекарства пациентам-героям скандальных историй?

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЯ АФЕРА

В ситуации с благотворительностью весьма показательно дело главы фонда Biz Birgemiz Перизат Кайрат, арестованной в ноябре 2024 года по подозрению в присвоении более 1,5 млрд тенге, собранных в помощь пострадавшим от паводков.

На ее благие намерения люди собирали деньги, пока сотрудники Агентства по финмониторингу не продемонстрировали список недвижимого и движимого имущества, драгоценностей и дорогих вещей, приобретенных, по версии следствия, на пожертвования граждан.

ПОНИМАЙТЕ, КАК ЗНАЕТЕ

Позже начал разгораться еще один скандал по отчетности благотворительного фонда «Асар-Уме», но его руководитель Асхат Нурмашев заявил о спланированной акции и о том, что на фонд «идет давление и хейт».  Также Ulysmedia.kz обратил внимание еще на один фонд - «Демеу Қазақстан қоры».

Мы пытались выяснить, как работает механизм передачи благотворительных денег пострадавшим от паводков и отправили запрос куратору фонда – в Управление делами президента Казахстана. Однако получили короткий ответ заместителя управляющего Абильдинова, который сообщил, что «сбором средств для ликвидации последствий паводков в стране занимается целый ряд фондов, а «Демеу Қазақстан қоры» всего лишь один из них.

С одной стороны, оправданно желание государства взять под личный контроль благотворительность в стране, чтобы не отбивать у граждан желание бескорыстно помогать нуждающимся. С другой – даже тотальный контроль за каждым тенге, поступающим в благотворительные фонды, не исключает человеческий или бюрократический фактор при распределении денег. И размывание пожертвований на сотни проектов, часть из которых вообще не в компетенции благотворителей, не решает и скорее всего не может решить приоритетных вопросов «жизни и смерти».