В среднем, ежегодно не менее 80 молодых казахстанцев погибают в армии. В минобороны настаивают, что основными причинами армейской смертности являются неосторожное обращение с оружием, нарушение правил безопасности при обращении с техникой и слабое психическое здоровье призывников. Разбираясь в теме Ulysmedia.kz выяснил, что дела о смерти солдат редко доходят до судов, только самые громкие.
Дело о гибели 19-летнего солдата-срочника Марата Баркулова, одно из редких, дошедших до суда.
В сентябре 2024, во время полигонных сборов подразделений Регионального командования "Запад", Марат погиб в результате несанкционированного выстрела. Суд начался несколько дней назад. В смерти солдата обвиняют лейтенанта, который «игрался с пистолетом и случайно выстрелил» Баркулову в лицо. Во всяком случае это основная версия обвинения.
Правда здравый смысл подсказывает, что для такого случайного выстрела, требуется определенный порядок действий: снять с предохранителя, передернуть затвор, навести на солдата и нажать курок. Но было ли это неосторожное обращение с оружием или нет, решать суду.
Летом 2022 года на погранзаставе в Жабылской области повесился 18-летний солдат-срочник Бекбола Мираша. За его смерть наказали сержанта Айбека Нуртаева. За вымогательство с применением насилия и превышение служебных полномочий он получил 7 лет лишения свободы.
По версии следствия Нуртаев, поймав трех солдат за распитием спиртного, в дальнейшем использовал этот факт, чтобы вымогать деньги, и «безосновательно, превышая власть, унижал честь и достоинство военнослужащего Б., что привело к совершению суициду последнего».
Адвокат Нуртаева утверждал, что на скамье подсудимых должны находиться минимум пять человек. По его версии Бекбола Мираша периодически насиловали сослуживцы, снимали все на телефон и шантажировали. В доказательство приводились три экспертизы в которых указано «что во рту и на одежде погибшего обнаружены биологические следы мужского семенного материала».
Однако прокуратура отмела версию дедовщины, тем более с сексуальным подтекстом.
Летом 2022 года родители 19-летнего солдата Нацгвардии Алмаса Шахимова получили известие о геройской гибели своего сына. Официально он погиб на полигоне во время бури, которая снесла палаточный городок. По версии командования Шахимов вывел несколько своих товарищей из палатки, отвел их в безопасное место и вернулся за другими солдатами. В этот момент одну из палаток сорвало шквальным ветром и металлический каркас обрушился на Шахимова. Уголовное дело, как положено, завели, но практически сразу прекратили. Армия пообещала семье погибшего помочь материально и наградить героя посмертно.
Однако через1,5 года родители Шахимова неожиданно решились на эксгумацию. В результате выяснилось, что судебно-медицинская экспертиза, которая появилась сразу после смерти солдат, не заметила явных следов пыток и странгуляционную полосу на шее, что может говорить о насильственной смерти. Также появлялась информация, что на имя Шахимова, в тот момент, когда он находился в армии, был оформлен крупный кредит. Но это может оказаться просто слухами. Во всяком случае официального подтверждения или опровержения не было.
Дойдет ли до суда это дело пока неизвестно. Осень прошлого года мать солдата собирала средства на адвоката.
Еще одно резонансное дело, которое в итоге может закончиться судебным процессом. И во многом благодаря тому, что солдат остался жив. Речь о срочнике нацгвардии Ербаяне Мухтаре, который находился в коме полгода, и сейчас находится в Турции, где перенес ряд операций. Недавно его родные сообщили, что Мухтар пошел на поправку, а значит сможет рассказать свою версию произошедшего, поскольку официальной версии родители солдата, ставшего инвалидом, не верят.
Официальная версия гласит, что в мае 2024 года 22-летний Ербаян Мухтар поскользнулся/споткнулся и упал, сильно ударившись головой о плитку пола.В больнице при госпитализации ему диагностировали «перелом затылочной кости, отёк, набухание головного мозга и острую субдуральную гематому лобно-теменно-височной области». Позже, парню удалили часть мозга.
Однако, подобные травмы он не мог получить, просто ударившись головой о пол, как минимум ему надо было упасть пару раз, причем с ускорением.
Уголовное дело было заведено, но никаких подвижек по ним нет. Официально сообщалось что следствие продолжается, но особых подвижек нет. Ранее родители Мухтара сообщали, что он на короткий срок выходил из комы и смог жестами показать, что его били.
В последние годы довольно часто в информационном поле появляются сообщения, что перед гибелью солдаты просили родных прислать денег. Однако армия отрицает расцвет казарменного вымогательства – следствием не доказано.
Примеры:
В 2023 года в Конаеве в воинской части ВДВ повесился солдат-срочник Арсен Ишанов. Его мать до сих пор пытается добиться справедливого расследования. В версию, что ее сын повесился, не выдержав тягот воинской службы она не верит.
По ее словам, попав в армию сын стал часто просить деньги. Сначала по 2-3 тысячи, потом больше. После гибели сына она предоставила следователям выписку из банка в общей сложности 194 тысячи тенге. При этом за неделю до смерти он неожиданно попросил сразу 100 тысяч. Однако следователи и прокуроры не приняли во внимание доводы о возможном вымогательстве и закрыли уголовное дело.
Его одного солдата Едиля Тешебаева нашли повешенным на погранзаставе в селе Бейнеу летом 2022. Официально считается, что он покончил с собой из-за семейных неурядиц, никак "не связанных с прохождением воинской службы". Однако родные погибшего утверждали, что накануне трагедии он просил прислать денег. Кроме того, они уверяли, что предсмертное письмо Едиля написано не его рукой. При этом, как утверждала мать погибшего, врач с многолетним стажем, на теле сына были гематомы, которые могли возникнуть в случае побоев. Но дело было закрыто – суицид.
В том же 2022 году умер солдат-срочник в Жамбылской области. Алибек Калбай потерял сознание во время утреннего построения, откачать не смогли. Позднее выяснилось, что причиной стали многочисленные травмы: синяки, гематомы и ушибы. А накануне Алибек просил перевести ему 4 тысячи тенге на лекарства. Судили его сослуживца. Айболата Аманжолова приговорили к девяти годам лишения свободы. Суд признал его виновным «в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшем смерть человека». Сам подсудимый Айболат Аманжолов в суде заявил, что не согласен с обвинением. Родственники погибшего Калбая тоже не согласны, но только с тем, что на скамье подсудимых оказался один человек. Они говорили, что к гибели сына имеют прямое отношение сержанты и офицеры воинской части.
Министерство обороны утверждает, что в суицидах солдат виновата не армия, а гражданка. Призывники приходят в армию физически и психологически слабыми. Испытывают сильную зависимость от гаджетов, к которым в армии у них ограниченный доступ и так далее. В общем не выдерживают сурового графика и нагрузок армейской жизни. Другими словами статья - «доведение до самоубийства» это не про казахстанскую армию. Хотя список таких фактов велик и продолжает пополняться, причем обстоятельства многих смертей вызывают вопросы:
В августе 2012 застрелился 19-летний Нур Хайранбаев. Причем стрелял в себя из автомата Калашникова, в упор, дважды, в разные части тела.
В 2013 на погранзаставе застрелился 18-летний срочник Даурен Хасанов. По официальной версии для суицида выкрал табельный Макаров у офицера заставы. Самого офицера за халатность отстранили от службы на два года.
В 2016 году в Отаре повесился солдат-срочник Саян Сатыбаев. Родственники утверждали, что он не мог покончить счеты с жизнью, поскольку буквально накануне общался с ними, а на теле они увидели следы от побоев. Они добились продолжения следствия и в результате на нары на разные сроки присели трое военных полицейских. Выяснилось, что первичное заключение о смерти поддельное, а полицейские два месяца незаконно удерживали солдата и периодически избивали его. Зачем и почему на суде не оглашалось.
Весной 2018 года в Алматинской области на пограничной заставе повесился 22-летний Абай Хамзин, которому оставалось служить пять месяцев, то есть большая часть армейской жизни была уже за спиной. Дело закрыли.
В 2019 года в Таразе по «неизвестным причинам» повесился 20-летний Батырхан Булат. Ему оставалось служить всего два месяца.
В 2020 году в Конаеве 19-летний Дмитрий Ганчлевский разбился, бросившись вниз с парашютной вышки. По версии следствия перед самоубийством его отругал дежурный сержант за незакрытый кран, и «злоупотребив властью» дал леща.
В 2021 году солдат-срочник Колганат Ашыров застрелился в Уральске. Причины самоубийства остались загадкой.
В 2022 году пропал 19-летний Улыкбек Бердишов, который служил на заставе "Андас батыр" в Жамбылской области. Его объявили в розыск как дезертира, через сорок дней его нашли повешенным уже на территории Кыргызстана. Вердикт следствия – самоубийство по неизвестным причинам.
Когда-то армию называли школой мужества, которая даже из маменьких сынков делает мужчин. Учитывая утверждения минобороны, что самоубийцами становятся слишком изнеженные до армейской жизни, получается, что теперь казахстанская армия превратилась в организацию естественного отбора – выживают сильнейшие?