Касым-Жомарт Токаев в парламенте заявил, что политическая реформа должна начаться в сентябре, когда её контуры будут обозначены в Послании народу Казахстана. Но ситуация в стране постоянно меняется.
Серьезные коррективы внесло решение Елбасы уступить президенту не только пост председателя Совета безопасности, но руководящую роль в правящей партии. Хотя отношение к этой идеологической структуре самое неоднозначное. В период январской трагедии Nur Otan был в тени и никак себя не проявил. Это показало уровень влияния партии на массы, реальный авторитет и возможности самостоятельной мобилизации без поддержки госструктур.
Ответ на вопрос, что даст президенту страны пост лидера ещё недавно правящей партии, искал историк и обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев.
Сейчас в обществе всё более активно обсуждается вопрос политической трансформации.
«Не нужно ждать сентября, нужно начинать сегодня!» - таково настроение казахстанцев.
А можно ли начать реформу, не затрагивая основ? Не просто можно, но и нужно. В любом случае активизация политической жизни в русле законности, процедур, согласований нуждается в институтах. Это партии в первую очередь, парламент, местные органы самоуправления, свободная пресса и многое другое. Сейчас этого или нет вообще, или находится в «загнанном» состоянии. Поэтому нужен период создания новых политических институтов. Но это вовсе не означает отложить дело в долгий ящик. Уже сейчас можно начать это трудное дело.
Предстоит избрание президента Токаева новым лидером правящей партии. А что может президент в этой роли? Мы привыкли к парадной картине партийного «одобрямса». Но лидер партии может многое, очень многое.
Во-первых, изменить роль парламента в жизни страны. В соответствии с Конституцией страны (статья 50), «Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов сената назначаются президентом республики с учётом необходимости обеспечения представительства в сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества».
Назначенные президентом лидеры общественного мнения, представители демократических институтов, независимые юристы и общественные деятели могут пробудить сенат и сделать из него серьезный орган экономических и политических реформ. Ещё большую роль могут сыграть новые депутаты обеих палат. Сейчас можно провести партийный съезд и выдвинуть в состав парламента новых политиков. Новый лидер может составить такой список и предложить съезду проголосовать за него. Думаю, что делегаты съезда Nur Otan не откажут!
Происходит ротация, и в парламенте уже сейчас есть депутаты новой формации, которые будут работать на реформу. Кстати, совсем не обязательно, чтобы депутаты были членами партии, поскольку они могут таковыми от Nur Otan - партия может от своего имени делегировать в законодательный орган любого гражданина. Ещё девять депутатов избираются от Ассамблеи народа Казахстана. И здесь роль президента определяющая.
Во-вторых, нужно «оживить» парламент. Да, мы привыкли к спокойной жизни наших депутатов, которые без потрясений и обсуждений утверждают государственный бюджет и все остальные важные для страны законы. Новый состав может жёстко контролировать процесс принятия решений, осуществлять отчётность правительства перед народом, проводить парламентские слушания и многое другое.
Не стоит забывать и о том, что Конституция РК (статья 61) гласит: «Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
В-третьих, парламент формирует высшие государственные органы. «Каждая из палат парламента самостоятельно, без участия другой палаты: назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета».
Председатель и судьи Верховного суда Республики Казахстан избираются сенатом по представлению президента, которое основано на рекомендациях Высшего судебного совета.
Согласитесь, что это всё позволяет говорить о возможности реального движения в сторону демократизации.
Естественно, новый состав должен провести ревизию законов о выборах, партиях, прессе, гражданском обществе, местном самоуправлении. Это станет подготовкой к созданию солидной основы для реальных политических реформ и контроля общества над государством. Вот тогда и народ Казахстана станет источником государственной власти в собственной стране.
Президент Токаев, конечно, лишится поддержки некоторой части прежней элиты, чиновничества, бывших депутатов и части бизнеса. Но зато сможет опираться на народ. При этих шагах может быть и возникнет серьезное движение в поддержку реформ президента.
Решится ли Касым-Жомарт Кемелевич на такой шаг? Я не уверен. Скажу больше, настроен скептически. Но это реальная возможность начать политическую реформу, а не только говорить о ней.