Новая интерпретация культового фильма казахского кино «Меня зовут Кожа» вышла на экраны 13 марта. Хотя фильм «Кожа: Новое путешествие» сразу вызвал интерес, его восприятие у зрителей оказалось неоднозначным. Одни говорят, что это отличная работа и возрождение классики, а другие восприняли ленту как сложное и непонятное произведение. Чтобы выяснить, кто из них прав, корреспондент Ulysmedia.kz решил посетить премьеру.
Анализируя фильм, сложно не обратить внимание, что у него нет четкой направленности, а затрагиваются сразу несколько тем: романтика детства, отношения отца и сына, изменения в обществе, дружба и предательство, конфликт традиций и новаторства. Однако определить, какая из этих идей является центральной, непросто. После окончания фильма у зрителя остается много вопросов без ответов.
– Это история об отце и сыне?
– Или же о противостоянии Кожи и Жантаса?
– Это попытка возродить идеи детского писателя Б. Сокпакбаева, 100-летие которого широко отмечалось в прошлом году?
Эта многослойность запутала некоторых зрителей, разделив их мнение о фильме.
Кожа в фильме по-прежнему остается озорным, любознательным и мечтательным мальчишкой. Однако его стремление взять на себя роль отца, попытки адаптироваться к изменениям в жизни раскрывают его с новой стороны.
Жантас предстал совершенно в ином свете. Если в первом фильме он был просто хулиганом, то в этот раз его жестокость возведена в абсолют. Его холодный образ, вызывающий мысли о том, что, получив оружие, он мог бы застрелить Кожу, показался некоторым зрителям чрезмерным. Это порождает вопрос: было ли необходимо доводить его антагонистическую сущность до уровня злодеев из индийских фильмов?
Трансформацию Султана тоже сложно не заметить. В отличие от предыдущей версии, где он был беззаботным и веселым, здесь предстает более ответственным. В финале фильма он осознает свою ошибку и просит прощения, что придает его образу дополнительную глубину.
Одним из самых сильных сторон фильма стал актерский состав. Опытные актеры, такие как Дулыгa Акмолда, Бекжан Турыс и Еркебулан Дайыров, блестяще исполнили свои роли. Айкын Елубай, сыгравший Кожу, также создал запоминающийся образ. Однако у некоторых актеров диалоги и эмоции выглядели несколько неестественно.
Визуальный стиль фильма, цветовая палитра и композиция кадров выполнены на высоком уровне. В них чувствуется продуманный художественный почерк, а финальная сцена, без сомнения, произвела сильное впечатление на зрителей.
Однако сюжетная линия показалась неоднозначной. История развивалась слишком сложно и не имела четкого направления, из-за чего после просмотра пришлось долго обдумывали увиденное. Является ли это преимуществом или недостатком фильма – каждый зритель решает сам.
Диалоги в фильме переданы на чистом, литературном языке, что является важным шагом для отечественного кино. Однако в некоторых местах реплики звучат слишком искусственно и далеки от реальности.
Что касается сценария, в его структуре заметны некоторые несоответствия. К примеру название фильма и его сюжет оставили двоякое впечатление. Название «Кожа: Новое путешествие» могло создать у зрителя ожидание современной интерпретации или переноса персонажа в XXI век. Однако фильм оказался продолжением старой истории, что не совсем соответствовало заявленной концепции.
Одним из самых слабых мест фильма стала звуковая составляющая. Технические ошибки в озвучке, некачественный дубляж и логические несоответствия не остались незамеченными. Например, звук грома слышался только из одной колонки, что говорит о недоработке в монтаже. Такие технические недочеты, хоть и незначительно, но все же снизили общее впечатление от фильма.
Для одних зрителей - фильм стал путешествием в детство, для других – глубокой, тяжелой драмой. Однако стоит признать, что финальный кадр получился особенно впечатляющим.
- Отец, всю жизнь я искал тебя. Теперь, оглядываясь назад, понимаю, что ты всегда был во мне, – говорит пожилой Кожа, роль которого исполнил Сегизбаев, увидеть взрослого Кожу, найденного режиссером Карсакбаевым в лице Кожабергена Кадырова – особый момент - ведь этот образ остался в нашей памяти.
Существует выражение: «Сердце не стареет». В эпизодической роли Нурлана ага мы вновь увидели того самого озорного Кожу. Возможно, именно эта тема – безмолвный диалог отца и сына – стала центральной в фильме. Кожа всю жизнь мечтал о встрече с отцом, ушедшим на войну и не вернувшимся, и надеялся, что когда-нибудь сможет рассказать ему о своих чувствах. Даже озорник Султан, который ранее был известен как воришка, в этом фильме встречается со своим отцом и просит у него прощения.
"Кожа: Новое путешествие" – это экспериментальный проект, не просто возрождение классики или ее адаптация в современном стиле, а самостоятельное произведение. Похоже, фильм ориентирован не на тех, кто сотни раз пересматривал старого Кожу, а на новое поколение, знакомое с произведением.
Главная задача зрителя – критически оценивать. Что получилось удачно, а что требует доработки – это процесс, который будет формироваться в ответ на зрительский запрос. Переход казахской киноиндустрии от комедии к драме, новое осмысление национальных ценностей и готовность к экспериментам – это важный и необходимый шаг.
Автор: Жанболат Шәкім