×
504.34
556.34
5.97
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
504.34
556.34
5.97

Кулуарные игры и секретные сделки: чем на самом деле занят топ-менеджмент “Самрук-Казыны”

Сегодня, 10:11
Кулуарные игры и секретные сделки: чем на самом деле занят топ-менеджмент “Самрук-Казыны”
Ulysmedia.kz

В Фонде национального благосостояния «Самрук-Казына» сконцентрированы активы на миллиарды тенге. Это вот в буквальном смысле «наше все»: богатства недр, энергетическая безопасность, и будущее процветание. И, чтобы все это сохранить и преумножить, страна щедро платит топ-менеджерам Фонда. Но что именно они сделали полезного для родины за последнее время? Почему молчат о резонансных новостях, вроде покупки стратегического завода россиянами? Куда ведут экономику страны? И стала ли она под их руководством крепче и надежнее? Все эти вопросы Ulysmedia.kz задал пресс-службе ФНБ «Самрук-Казына», но ответов пока не получил. Поэтому мы решили рассказать хотя бы о том, кто те люди, от которых в прямом смысле зависит наше благосостояние.

ТИХО, НО КАК ЕСТЬ

Нынешний глава ФНБ «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов у руля казахстанских богатств уже два года. Срок для управленца солидный, да и для самого Нурлана Каршаговича столь долгая работа на одном посту – опыт достаточно новый, потому как на предыдущих местах он не задерживался больше года.

Когда его назначили на должность, Ulysmedia.kz с трудом нашел подробности биографии.

Спустя 2 года, откровенно говоря, ничего не изменилось.

Близкие к власти элитологи не раз намекали, что карьера Жакупова пошла в гору как-то слишком стремительно именно в последние годы. И секрет его взлета не только лидерские качества, но и удачная женитьба, однако никаких подтверждений этого этому никто так и не обнародовал.

Хотя Нурлан Жакупов, строго по расписанию, дважды в год ходит с отчетом о делах Фонда к президенту РК и раз в год дает плановые интервью различным телеканалам или информагентствам, все они настолько правильные и скучные, что даже в раздел «Интервью» на официальном сайте Фонда почему-то не опубликованы.

СЛОЖНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЛИ ИМИТАЦИЯ БУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Тем не менее, из этих скудных публикаций, можно сделать вывод, что у Нурлана Жакупова вся жизнь и все цели связаны с работой. Главная – довести активы «Самрук-Казына» до 100 млрд тенге.

Сейчас, согласно данным KASE, этот показатель составляет 77,3 млрд долларов. Получается, найти надо чуть более 20 млрд. Конечно, много, но не стоит забывать, что во владении «Самрук-Казына» числятся такие компании, как «Казатомпром» и «КазМунайГаз», если они будут работать успешно, а цены на казахстанские нефть и уран не будут падать, то только эти гиганты способны закрыть часть требуемой суммы.

Кроме того, никогда нельзя забывать и о других способах повышения уставного капитала. К примеру, в конце 2024 года «Самрук-Казына» выкупил у «КазМунайГаза» здание за 28 млрд тенге. Многие эксперты посчитали, что сделка не совсем честная, потому что по логике вещей, раз «КазМунайГаз» дочка «Самрука», то и ее имущество автоматически принадлежит Фонду.

Но кто ж их слушать будет?

Или вот, к примеру, в феврале «Самрук-Казына» купил за 491,2 млн тенге у Минфина акции трех, связанных с Кайратом Сатыбалды, компаний - «Акмолит», «Мархит» и «Топаз-НС». Говорилось, что это приобретение дает Фонду доступ к добыче минерального сырья, а также драгоценных металлов и руд редких металлов. А уже в начале марта - перестал этими компаниями владеть, переписав их на еще одну свою «дочку» - «Тау-Кен Самрук». Вроде бы снова переложили деньги из одного кармана в другой, но сразу видно - дело не стоит, работа идет, долгосрочные и краткосрочные стратегии реализуются.

КОМАНДА НУРЛАНА

Вопреки расхожему мнению, замов у главы Фонда национального благосостояния не просто немного, их нет вообще. В состав правления НУХ «Самрук-Казына», кроме самого Нурлана Жакупова, входят 5 управляющих директоров.

Все они как и шеф, являются людьми достаточно непубличными.

Так, экономикой и финансами в «Самрук-Казына» заведует Айдар Рыскулов.

Помимо должности управляющего директора по экономике и финансам, Рыскулов возглавляет совет директоров АО «НК «Казахстан Темир Жолы». Компанию часто критикуют за опоздания пассажирских поездов, за высокие тарифы на грузоперевозки и коррупцию.

 В прошлом году Высшая аудиторская палата и вовсе заявила, что «КТЖ» почти банкрот.

Мог ли этот кризис предотвратить опытный экономист, коим, согласно резюме, является Айдар Рыскулов? На самом деле ответить сложно, потому что на железной дороге трудятся тысячи человек, за каждым председатель совета директоров не уследит.

За стратегию и управление активами в «Самрук-Казына» отвечают сразу два управляющих директора – Ернат Бердигулов и Елжас Отыншиев.

Оба имеют техническое образование, и полжизни проработали в дочерних компаниях «Самрук-Казына» на руководящих должностях.

Ернат Бердигулов - председатель Совета директоров АО «НК «КазМунайГаз».

В последние недели КМГ не сходит с новостных лент – общество взбудоражила новость о продаже АНПЗ российской компании, однако ни этот, ни любой другой скандал в КМГ Бердигулов не комментировал и вряд ли выскажет свое мнение публично.

Елжас Отыншиев стал единственным топ-менеджером «Самрук-Казына», который пришел в фонд вместе с Нурланом Жакуповым.

Ранее они вместе работали в Kazakhstan Investment Development Fund (KIDF) Management Company Ltd. Постепенно он вошел в советы директоров почти всех крупных «дочек» Самрука, правда, не как первый руководитель, но так, наверное, даже лучше – вроде и в гуще событий, но и не в авангарде.

При этом график у него настолько плотный, что на комментарии по волнующим СМИ вопросам времени у управленца просто нет.

Сохраняет нордическое спокойствие в любой обстановке и управляющий директор по правовому сопровождению, обеспечению и рисками «Самрук-Казына», а по совместительству председатель совета директоров «Самрук-Энерго» Николай Казутин.

По образованию он бухгалтер, успел поработать в самых разных структурах – от частных страховых контор до крупных энергопроизводящих компаний и даже в Минфине, но при этом почти не засветился в информационном поле.

Примечательно, что вплоть до конца 2019 года Казутин особых успехов не демонстрировал. В 2018 году был заместителем председателя правления АО «Кокшетауские минеральные воды», в 2019 – руководителем службы внутреннего аудита АО «Восточно-Казахстанская региональная энергетическая компания». А в конце 2019 года стремительно переместился в Астану, став заместителем председателя комитета годоходов Минфина, практически вторым человеком в стране по налогам.

За счет чего он добился такого роста – никто другой, конечно же, не сказал.

Казутин и сейчас хранит молчание.

Во всяком случае, почему важные стратегические объекты в трех казахстанских городах строят россияне, объясняют сторонние эксперты, министр энергетики и даже президент. А вот председатель совета директоров управляющей ключевыми энергетическими мощностями страны конторы – молчит.

А послушать бы очень хотелось. Все же человек в свое время работал и в Кокшетау, и в Восточно-Казахстанской области, знать должен ситуацию с разных сторон.

На фоне такой немногословности членов правления мужского пола резко выделяется управляющий директор по развитию и приватизации Салтанат Сатжан.

Мало того, что она самая молодая в правлении, ей всего 35 лет, так еще и в резюме не указано ни одной компании кроме «Самрук-Казына». Причем сразу – директор департамента. Чем она заслужила высокий пост? Какой жизненный опыт помог ей вырасти до позиции управляющего директора?

Ответов, как обычно, нет.

Но, судя по всему, за 5 лет официальной работы в Фонде Салтанат Ерболовная изучила его от и до, поняла все проблемы и их решения.

Потому что именно она на протяжении двух лет комментирует для СМИ все вопросы, которые получает «Самрук», с азартом рассказывает о трансформации Фонда, приватизации его активов и так далее.

Если бы «Самрук-Казына» был менее закрытой структурой, то Салтанат Сатжан можно было бы назвать лицом компании.

Вот только к чему это может привести? На должности председателя правления ФНБ люди обычно сидят года по два – три года и Нурлану Жакупову однажды придется освободить теплый кабинет. Кто придет рулить Самруком после него?

Любимая кадровая политика Касым-Жомарта Токаева – рост внутри компании, то есть не исключено, что новым главой ФНБ станет кто-то из нынешних управляющих директоров.  А значит, что чисто теоретически, впервые в истории Казахстана рулить огромными капиталами, аккумулированными в Фонде, начнет женщина.

Но пока руководит Фондом Нурлан Жакупов, вопросы копятся именн к нему. В правильном ли направлении движется наша экономика под его руководством? Не являются ли кулуарные переговоры с иностранцами о продаже стратегических объектов типа НПЗ угрозой национальной безопасности и банальной «прихватизацией» самого ценного?

Все эти вопросы Ulysmedia.kz задал пресс-службе ФНБ «Самрук-Казына» - ответов пока нет.

Но самое главное – история предыдущих топ-менеджеров Казахстана показывает, что какой бы карт-бланш на управление нашим благосостоянием не был бы дан «эффективным менеджерам» без опыта на госслужбе и в производстве, однажды отвечать за свои действия придется каждому.