В последние дни информационное пространство взбудоражено сообщениями о возможной продаже американцам горно-металлургического гиганта Eurasian Resources Group (ERG). Компания сразу же опровергла вброс. Ulysmedia.kz разбирался, почему иностранцы именно сейчас готовы платить миллиарды за казахстанский бизнес и кто может стоять за такой провакацией.
В начале недели агентство Reuters, заявило, что американский бизнесмен Джеймс Кэмерон, предложил полностью выкупить ERG. Ссылаясь на собственные источники, агентство оценило потенциальную сделку в 5 миллиардов долларов.
Также сообщалось, что переговоры между сторонами могли начаться еще в конце прошлого года и активизироваться после недавней смерти одного из ключевых основателей компании, Александра Машкевича. Согласно информации Reuters, существует письмо к Совету директоров ERG, где Кэмерон выразил готовность привлечь инвестиции, включая собственные средства, а также гарантировал долевое участие инвесторов из США, Австралии и Ближнего Востока. В качестве потенциального финансового консультанта сделки упоминался инвестиционный банк Goldman Sachs.
Однако, руководство ERG выступило с твердым и однозначным опровержением. Председатель Совета директоров и Главный исполнительный директор компании Шухрат Ибрагимов официально заявил, что в настоящий момент никаких переговоров о продаже ERG или каких-либо ее активов не ведется.
- Компания подтверждает полную приверженность руководства Группы дальнейшему последовательному, устойчивому развитию бизнеса. Изменений в привычном ведении бизнеса нет, – подчеркнул Ибрагимов.
Здесь примечательны два факта. Во-первых, Ибрагимов опроверг информацию только в части переговоров, то есть скорее всего такое предложение от американца все-таки поступило.
Во-вторых, Шухрат Ибрагимов стал единственным акционером, кто выступил с опровержением. При том, что 40% ERG принадлежит Казахстану в лице министерства финансов, а остальные акции примерно в равных долях распределены между семьями основателей компании – Ибрагимовы, Машкевичи и Шодиевы. Поэтому нельзя исключать, что Машкевичи и Шодиевы могут и продать свои доли, тем более что их роль в управлении компанией пока остается неопределенной, да и с Казахстаном их мало что связывает.
Цель американского бизнесмена понятна – получить полный контроль, в первую очередь над казахстанскими активами ERG. Но вполне вероятно, что Джеймс Кэмерон может удовлетвориться и частью влияния, поскольку в случае выкупа двух долей у него в руках окажется 39,3% акций. То есть примерно столько же сколько у Казахстана. И теоретически он сможет инициировать и смену «неудобного» председателя Совета директоров, особенно если пообещает крупные инвестиции, на что сейчас заточено правительство страны.
Интерес к ERG со стороны США, случайностью не назовешь. И скорее всего он обусловлен несколькими факторами. Сейчас разгорается геополитическая война за критически важное для современной мировой промышленности сырье – редкоземельные металлы.
В начале апреля Китай, в ответ на повышение до безумных пределов таможенных пошлин со стороны Америки, ввел свои ограничения. Теперь для экспорта шести редкоземельных металлов, и редкоземельных магнитов требуется получение специальных лицензий. При этом процесс создания системы лицензирования находится на начальной стадии. И существует опасение, что длительное оформление разрешений приведет к истощению запасов редкоземельных металлов за пределами Китая. А это может парализовать производство автомобилей и другой техники, оснащенной электродвигателями, включая дроны, ракеты и спутники. Редкоземельные металлы также являются ключевыми компонентами в производстве авиационных двигателей, лазеров, фар, свечей зажигания и конденсаторов для чипов, используемых в серверах искусственного интеллекта и смартфонах.
При таком раскладе казахстанские запасы редкоземельных металлов становятся альтернативой китайским поставкам. Тем более, в Казахстане нашли крупное месторождение с запасами более 20 млн тонн. И правительство планирует к 2028 году увеличить добычу металлов на 40%, и ERG, обладающая значительным опытом в горнодобывающей отрасли, может стать одним из ключевых участников реализации плана. Причем ранее Шухрат Ибрагимов, став во главе компании, заявлял, что отныне приоритетом ERG становится развитие казахстанских, а не зарубежных активов.
Кроме того, ранее ERG занимала весомую долю на мировом рынке галлия – редкого и дорогостоящего металла, используемого в производстве современной электроники. Компания приостановила его добычу после резкого увеличения производства в Китае. Однако, после того как Пекин ввел ограничения и на экспорт галлия, не исключено, что ERG может вернуться к разработке этих месторождений.
Есть еще один факт, в марте между ЕС и Казахстаном был подписан контракт стоимостью 3 млн евро в сфере «сотрудничества в области критически важного сырья».
Речь идет о совместных проектах, скорее всего по освоению месторождений редкоземельных металлов. И похоже, что предложение Джеймса Кэмерона, связано с тем, что США боятся не успеть ухватить кусок казахстанского пирога, тем более что и с Европой торговые отношения, благодаря политике Трампа, становятся все более напряженными. Отсюда и такая прямолинейность. Действительно, зачем вкладывать деньги в какие-то проекты, когда можно купить готовую, ключевую на рынке компанию.
Хотя за американским бизнесменом может стоять совсем не Америка.
Ранее Джеймс Кэмерон возглавлял золотодобывающую компанию Petropavlovsk PLC со штаб-квартирой в Лондоне, но действующую в России. Petropavlovsk PLC, ранее известная как Peter Hambro Mining, была основана в 1994 году как совместное англо-российское предприятие. Его целью была разработка перспективного золоторудного месторождения на Дальнем Востоке России, которое так и не освоили.
В июле 2022 года компания приняла решение инициировать процедуру внешнего управления. Это произошло после того, как один из ее кредиторов, Газпромбанк, потребовал погашения кредита в размере 201 миллиона долларов США. Petropavlovsk не смогла выполнить это требование из-за введенным режимом антироссийских санкций.
Сейчас, с подачи России, компания находится в процессе судебной ликвидации за невыполнение своих обязательств. Сам Джеймс Кэмерон, хоть и числится американским бизнесменом, но уже более 30 лет живет в Англии, где и построил свою карьеру.
Eurasian Resources Group обладает обширным портфелем активов, включающим более 20 крупных предприятий в Казахстане и за рубежом. Среди ключевых производственных единиц можно выделить:
Кроме того, ERG имеет значительные активы в Африке, где занимается добычей и переработкой медной и кобальтовой руды, а также в Бразилии, где развивает проект по добыче высококачественной железной руды.