×
513.74
569.17
6.33
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
513.74
569.17
6.33

Жара близко: почему Казахстан не готовится к тотальной засухе

12.05.2025, 09:47
Жара близко: почему Казахстан не готовится к тотальной засухе
Ulysmedia.kz

Казахстанские чиновники очень не любят негативные прогнозы. Но есть один, с которым не поспоришь: воды в реках, протекающих по Южному и Западному Казахстану становится все меньше, а именно там выращиваются самые влагозатратные агрокультуры: рис и хлопчатник. И значит посевы, при любом раскладе, надо сокращать. Ulysmedia.kz разбирался как именно Минсельхоз планирует это делать и достаточно ли усилий министр Сапаров прилагает в этом направлении.

КАК САПАРОВ ПОСЕВЫ РИСА СОКРАЩАЕТ

О необходимости сокращения посевов риса и хлопка в Казахстане говорится не первый год. Было несколько соответствующих поручений премьер-министра и даже прямое распоряжение президента страны.

    - В зоне повышенного риска – поливные земли Туркестанской и Кызылординской областей. Но даже там должным образом не проводится работа по сокращению посевов влагоемких культур, переходу на засухоустойчивые сельхозкультуры и внедрению водосберегающих технологий. Для исправления ситуации, требуются решительные меры, - сказал он год назад.

На практике же за три года посевы риса в Казахстане не только не уменьшились, но даже увеличились. Так, если в 2022 году эта культура была засеяна на площади 87,8 тыс. га, то в 2024 – на площади 98 тыс. га. Чем обусловлен рост посевных площадей на фоне постоянных разговоров о нехватке поливной воды – министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров не комментирует, при этом ведомство продолжает с оптимизмом смотреть в будущее.

    - В рамках проводимой работы по диверсификации структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур предусмотрено сокращение площадей влагоемких культур. Так, для южных регионов разработаны индикативные планы по сокращению посевных площадей риса на 21 тыс. га в течение пяти лет (с 2024 по 2028 годы). Аналогичная работа запланирована в отношении хлопчатника, возделываемого по традиционной технологии, предполагается сокращение площадей на 38 тыс. га за указанный период, - заверил нас вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов.

Впрочем, по хлопку велика вероятность того, что планы Минсельхоза все же сбудутся. Посевы хлопчатника сокращаются почти на 10 тыс. га ежегодно. Если в 2022 году хлопок выращивали на 126,3 тыс. га, то в 2024 – на 106,4 тыс. га.

По рису же, если площади и сократятся на запланированные 21 тысячу га, то, фактически, они лишь вернутся в ранее существующие границы.

МОЛЧАНИЕ МИНИСТРОВ

Аграрный эксперт Кирилл Павлов напоминает, что основное назначение огромных рисовых полей – социальное.

    - Рисом у нас занимаются около 35 тысяч фермеров. И это является основной причиной того, что рисоводство в Казахстане до сих пор существует. Но почему-то не берется в расчет то, что на нужды рисоводов ежегодно уходит порядка 900 млн кубометров воды. Это вода, которая не достается Аралу. Мало того, если добавить сюда дырявые оросительные каналы в Кызылординской области, через которые мы просто увлажняем пустыню, то траты воды могут быть еще больше. Но что мы имеем на выходе? Огромное количество какого-то риса, который не используют в плове, не используют в гарнирах, это рис, пригодный только на каши. Его поставляют на внутренние нужды, берут как СЗПТ, но основные объемы этого риса просто гниют на складах, - описывает он безрадостную картину отечественного рисоводства.

Павлов уверен, что одними лишь заявлениями о необходимости сокращения посевов ситуацию не решить, огромной армии фермеров надо дать понятные и равноценные альтернативы рису.

Делать это должны преимущественно чиновники профильных министерств, но пока ни от Минсельхоза, ни от Минводы выгодных предложений рисоводам не поступало.

   - Вместо риса в Кызылорде можно выращивать специалистов по солнечным панелям – очень перспективное направление для переквалификации жителей региона. Плюс нам уже надо очень и очень серьезно задумываться о деградации почв. Вот 30 тысяч фермеров, у которых есть земля, причем поливная, есть желание заниматься сельским хозяйством. Что мешает организовать мини-питомники по аридным культурам? Есть ведь даже аридные кормовые культуры, то есть потенциал очень хороший у этого направления, - рассуждает эксперт.

Пока единственная аридная культура, которую массово выращивает Казахстан – это саксаул, который нужен для того, чтобы остановить пески и разлет соли с высохшего Аральского моря. Но приживаемость саксаула в Казахстане – менее 15%.

И тут тоже не обошлось без вины отвечающих за экологию, сельское хозяйство и воду чиновников. Им уже давно пора задуматься о том, почему саксаул в Казахстане так сложно выращивать и перенять мировой опыт борьбы с опустыниванием, но никак до этого дело не доходит.

    - Я в прошлом году проехал всю Америку и ученые мне показывали свои технологии по борьбе с опустыниванием. Когда я им рассказал о том, как у нас высаживают саксаул, они смеялись. Потому что для того, чтобы саксаул нормально развивался, ему надо 14 спутников. Поэтому в том, что у нас приживаемость саксаула в районе 15% нет ничего удивительного – просто мы не пользуемся наработками современной науки, - говорит Кирилл Павлов.

БЕЗ ПЕРСПЕКТИВ

Да и в целом, как признается аграрный эксперт, блогер и фермер по совместительству, именно чиновники в Казахстане – главные враги развития как аграрного бизнеса в целом, так и экологичного агробизнеса в частности.

   - Если так посмотреть, нам и пшеницу невыгодно выращивать. Потому что мы на тонну пшеницы тратим 6850 литров воды, а китайцы тратят 720. Потому что они не выращивают пшеницу на богаре, меньше загрязняют почву и делают упор на эффективность.  При этом по сое у нас водный след в два раза ниже, чем в Китае благодаря климатическим особенностям, а кое-где даже компетенциям. Китай купит у нас только сои, сколько мы произведем. Причем не только в виде сырья, но и в переработанном виде. А соевый шрот, который остается после переработки сои, – отличная кормовая добавка для скота. Это увеличивает надои в молочном животноводстве, и привесы в мясном скотоводстве, - рассуждает он.

Единственная причина, по которой фермеры не переходят с привычных, но малорентабельных и неэкологичных культур на более прибыльные – это страх будущих чиновничьих инициатив.

Павлов напоминает, что казахстанские министры любят чуть что вводить запрет или ограничение на экспорт, кроме того, существуют непрямые запреты, которые тоже портят жизнь аграриям. Поэтому они предпочитают не рисковать и выращивать то, что привыкли.

   - Хрестоматийный пример недальновидности чиновников – запрет на экспорт капусты в 2020 году. Многие тогда прогорели, а наши ниши на российском рынке моментально заняли азербайджанцы. Спустя 5 лет рынок немного корректируется, мы куда-то вновь заходим, но о тех объемах, что были раньше, уже говорить не приходится. Если говорить об альтернативе влагозатратным культурам, у нас отличный потенциал по чечевице – Турция готова выкупать все объемы, Китай… Но в позапрошлом году были сложности с ее экспортом. Напрямую вывоз не запрещали, но вагонов не было. В итоге при бешенном спросе за рубежом часть чечевицы в Казахстане просто сгнила, - рассказывает он.

ПОКА АКИМАТОВСКИЕ НЕ ПОЛУЧАТ – ПРОСТЫМ ФЕРМЕРАМ ЛЕЗТЬ БЕСПОЛЕЗНО

За неимением четко сформулированных предложений по замене влагозатратных агрокультур на более экономичные, Минсельхоз придумал поддерживать в казахстанских фермерах хотя бы стремление к сокращению водопотребления за счет технологий: капельный полив вместо арычного, лазерное выравнивание полей – все это подлежит субсидированию до 80%.

Как заверяют нас в Минсельхозе, такой подход дает плоды.

   - По итогам 2024 года площадь орошаемых земель с водосберегающими способами полива увеличена на 100,5 тыс. га (в том числе капельное орошение — на 43,8 тыс. га, дождевальное — на 56,7 тыс. га), а также проведено выравнивание 57,6 тыс. га с использованием лазерного планировщика, - говорит Азат Султанов.

Он пояснил, что к субсидиям на внедрение водосберегающих технологий, с 2024 года добавились повышенные субсидии на воду, если на участке установлены водосберегающие технологии. То есть фермер получает почти полное возмещение затрат на установку капельниц и дождевалок, потом сокращает свои траты за счет их использования, и в добавок еще и получает субсидии на оплату поливной воды.

Звучит все очень выгодно, но по факту, как признается Кирилл Павлов, все не так просто.

   - Чтобы получить кредит на дождевалки надо предоставить залог. И уже на этом этапе «ломаются» 99% фермеров. Вот, к примеру, у меня есть база в Костанайской области. Для удобства давайте думать, что она стоит 10 миллионов. Мне в залог ее поставят по цене в 3 миллиона, потому что сельская местность. Но насколько это выгодно? Если что-то случится, а сельское хозяйство у нас достаточно рискованное, я махом потеряю имущество в 10 миллионов за кредит в 3 млн. Аграрная кредитная корпорация говорит: ставьте квартиры в городе. Но у нас в АПК не то чтобы много олигархов с несколькими квартирами в городе, - объясняет он.

Есть также вопросы к самим выплатам.

    - Претендовать на субсидии можно только когда оборудование установлено, пройдены все процедуры. Но там на каждом этапе есть риски того, что в выплатах тебе откажут. При этом 50% от компенсации идет из республиканского бюджета, с ними более или менее все понятно, а вот 30% идут от акиматов. И фермеры, особенно на Юге, в открытую говорят, что пока все родственники акиматовских субсидии не получат, остальным даже соваться бесполезно. А там не факт, что деньги останутся, - раскрывает все секреты поддержки сельского хозяйства Кирилл Павлов.

Так что на чем основан оптимизм чиновников министерства сельского хозяйства в вопросах сокращения потребления воды на фоне грядущего водного дефицита – неизвестно. Но одно точно – пока министры не предложат аграриям четкой и понятной, а главное – выгодной альтернативы бездумному потреблению воды, все планы по сокращению посевов водозатратных культур и по оснащению полей капельным и дождевальным орошением, да даже по ремонту оросительных каналов – останутся только планами.

Новости партнеров