Парад в Москве отгремел, а люди все продолжают обсуждать его детали. Казахстанцы, да и не только, обратили внимание на то, как непринужденно беседовали оказавшиеся соседями во время праздничного концерта накануне Дня Победы лидеры Казахстана и Китая. По итогам короткой и светской беседы Акорда выпустила официальное сообщение о том, что председатель КНР Си Цзиньпинь посетит Казахстан в июне 2025 года. Получается, Токаев вот так запросто, за пару минут, пригласил его в гости? Как сложилась дружба казахстанского президента и лидера одной из крупнейших держав современности выяснял Ulysmedia.kz.
СБОКУ, НО ЦЕНТРОВОЙ
Если рассматривать некоторые кадры фотографов Кремля с позиции психологии языка тела, то можно сделать вывод о том, что без переводчиков именно президент Токаев является ключевым звеном в беседе лидеров Китая и России.
Фото Акорда
Он сидит слева, по центру – Си Цзиньпинь, справа – Владимир Путин. Это, стоит отметить, абсолютно протокольная рассадка – по алфавиту названия стран. При этом корпус тела Си Цзиньпиня наклонен в сторону Касым-Жомарта Токаева, казахстанский президент смотрит прямо, но его колени направлены в сторону китайского лидера. Владимир Путин сидит прямо и в беседе китайского и казахстанского лидеров не участвует, однако его корпус чуть наклонен в их сторону. Складывается впечатление, что он хочет вклиниться в диалог, но не знает, как это сделать. При этом ступни Токаева образуют треугольник, который как бы приглашает российского президента присоединиться к беседе. То есть, именно он дирижирует ситуацией, сглаживает какие-то возможные неловкости и создает то, что называется «дружеской атмосферой».
КАК ДОБИТЬСЯ УВАЖЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЛИДЕРА
Как предполагает политолог, эксперт института мировой экономики и политики Ерсултан Жансеитов, у Токаева и Си Цзиньпиня действительно сложились теплые дружеские отношения.
- Это было очевидно во время государственных визитов лидера Китая в Казахстан, а также лидера Казахстана в Китай. Можно сказать, что между ними существует «личная химия». Касым-Жомарт Токаев по образованию китаист и, что очень важно для Китая, он глубоко знаком с китайской философией и китайской культурой, - говорит Жансеитов.
При этом продолжается и политическое сближение Казахстана и Китая.
- У нас одинаковые взгляды на ключевые международные вопросы. И Казахстан, и Китай ставят во главу угла таких вопросов приоритет мандата ООН, это неоднократно подтверждается заявлениями как Касым-Жомарта Токаева, так и Си Цзиньпиня, - напоминает Ерсултан Жансеитов.
Уважение и личную привязанность лидера одной из крупнейших мировых держав невозможно заслужить искусственно и через личную лесть. Однако в Китае высоко ценят почтение к старшим и культивируют преемственность поколений, образование и дисциплину. Касым-Жомарт Токаев практически каждый свой визит в Пекин планирует так, чтобы помимо деловых и протокольных встреч, найти время на общение с профессором Лю Шицинем, который когда-то учил его в университете.
В прошлом году состоялся государственный визит председателя КНР в Казахстан, многие граждане были в шоке от обилия почестей, оказанных Си Цзиньпиню казахстанской стороной – во встрече были задействованы и дети, и почетный караул, и даже авиация.
Однако все это в рамках протокола и в традициях все той же китайской философии: покажи себя гостю максимально, иначе как он поймет серьезность твоих намерений?
ДРУЖБА И ДЕНЬГИ
Как итог: товарооборот между Казахстаном и Китаем растет колоссальными темпами.
- С 2021 года товарооборот между нашими странами рос в среднем на 30% и лишь в прошлом году этот бурный рост замедлился до 9%. Надо отметить, что сегодня уровень сотрудничества между Китаем и Казахстаном находится на своем историческом максимуме. У нас рекордный объем товарооборота. К примеру, в прошлом году он составил почти 44 млрд долларов, - напоминает Ерсултан Жансеитов.
Как подчеркивает политолог Жумабек Сарабеков, по товарообороту с нашей страной Китай уже несколько лет занимает первое место, обойдя Российскую Федерацию. Растут и долгосрочные вложения Китая в казахстанскую экономику.
- Китай входит в пятерку крупнейших инвесторов Казахстана. Реализованы совместные проекты на 9 млрд, по некоторым оценкам, на стадии освоения проекты еще на 14 млрд долларов. Важно подчеркнуть, что многих других мировых игроков в последние годы возникают различного рода сложности с инвестициями в наш регион, а у Китая даже есть глобальный проект «Пояс и путь», неотъемлемой частью которого является Казахстан, - напоминает он.
Китай активно вкладывает в транспорт и логистику Казахстана, в энергетику и освоение минеральных ресурсов, переработку и многое другое. Так что, конечно же, лидерам Казахстана и Китая есть что обсудить даже в небольшой неформальной беседе.
- Несомненным плюсом Касым-Жомарта Токаева является свободное владение несколькими иностранными языками, в том числе – китайским. Это значит, что он может получить пользу от каждой минуты общения с лидерами других стран и обсуждать некоторые вопросы без переводчика, - говорит Жумабек Сарабеков.
ЧТО ОБСУДИТЬ КИТАЮ И КАЗАХСТАНУ?
О деталях визита Си Цзиньпиня в Казахстан в июне 2025 года пока никаких подробностей нет, однако, как полагают политологи, тем для обсуждения у лидеров наших стран очень много.
Взять хотя бы строительство АЭС в Казахстане – наша страна до сих пор выбирает того, кто станет генеральным подрядчиком монументальной стройки. Китай – в числе претендентов. Уже упомянутые транспорт и логистика тоже входят в интерес обеих стран.
При этом не исключено, что поднимут в рамках встречи и не совсем приятные для китайской стороны, но важные для Казахстана вопросы.
- Китай осваивает реки Иртыш и Или, которые протекают по Казахстану. Высок риск того, что сток воды этих рек может снизиться. И от этого часть нашей страны может очень серьезно пострадать. Мы хотим разработать соглашения по регулированию стока этих рек. Но китайская сторона очень сложный переговорщик, особенно по такого рода темам, - считает Жумабек Сарабеков.
Возможно в фокусе окажутся и неприятные для отдельных казахстанских чиновников темы:
- Много лет остается проблема расхождения данных статистики таможенных органов. Многие эксперты предполагают, что это показывает теневой импорт и коррупционные схемы на нашей таможне, - напоминает Сарабеков.
ЕСТЬ ЛИ ДЛЯ КАЗАХСТАНА АЛЬТЕРНАТИВА КИТАЮ
Стоит отметить, что далеко не все казахстанцы поддерживают столь сильное сближение Казахстана и Китая – среди населения все еще живет фобия захвата плодородных казахстанских земель китайскими аграриями.
Но, как уверены политологи, казахстанский лидер, как опытный дипломат, всегда сможет тактично отстоять интересы Казахстана.
- Всегда надо помнить, что Казахстан и Китай – государства разного калибра. Китай превосходит Казахстан и по населению, и по общему потенциалу примерно раз в 80 – 100, поэтому Казахстану, как суверенному государству нужно выстраивать свою собственную многовекторную политику. Конечно, Китай является одним из наших стратегических партнеров, но мы, традиционно, не примыкаем к какому-либо политическому блоку, а выстраиваем взвешенные отношения со всеми нашими партнерами, будь то Россия, Европа, тюркский мир, Центральная Азия или Китай.
Ерсултан Жансеитов убежден, что Китай для нас объективно в приоритете, так как у стран много точек соприкосновения, но при этом Казахстан все равно подчеркивает свою многовекторность.