×
509.51
570.6
6.3
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
509.51
570.6
6.3

Шеф такого не любит: почему в Казахстане день рождения президента перестал быть национальным праздником

Сегодня, 11:22
Шеф такого не любит: почему в Казахстане день рождения президента перестал быть национальным праздником
Коллаж Ulysmedia

Всегда собран, разговаривает спокойно и доброжелательно. Именно таким казахстанцы видят президента по телевизору. Но какой он в жизни? Неужели такой же невозмутимый? Или любит гонять подчиненных за кофе и требует сидеть допоздна? Редакция Ulysmedia.kz спросила об этом у тех, кто знал Токаева еще не президента.

 

 

Отмечал ли он дни рождения раньше? Нам казалось, что найти тех, кто поделится своим опытом взаимодействия с Токаевым будет очень просто. Но в реальности многие из тех, к кому мы обратились за комментарием, попросили не публиковать их личные воспоминания.

  - Шеф не любит такого, он смеяться будет, - откровенно признался нам один из респондентов.

Шеф – это Касым-Жомарт Токаев. Так его до сих пор называют многие из тех, кому довелось поработать рядом.

ЯЗЫК – ОРУЖИЕ ДИПЛОМАТА

Один из таких - доктор политических наук, главный научный сотрудник КИСИ Ербулат Сейлеханов. Он был помощником Касым-Жомарта Токаева в МИДе, потом отвечал за сбор информации по международной повестке в Сенате.

Признается: ни годы, ни «медные трубы» Токаева, кажется, ничуть не изменили. Он всегда был достаточно скромным, но знал, как продемонстрировать свои лучшие качества в нужный момент.

Фото: kisi.kz

  - Однажды мы приехали делегацией в Женеву. И там, в рамках открытия института международных отношений была организована встреча со студентами – обычное дело. Студенты вопросы задают на английском, на французском, Касым-Жомарт Кемелевич им отвечает на этих же языках – тоже обычное дело, Швейцария к такому привычная, большинство дипломатов свободно говорят на английском и на французском, это не удивительно. И тут встает китайский студент, задает вопрос, и наш шеф тут же ему отвечает на китайском. Вот тут в шоке были все! Даже мы, если честно. Потому что да, вроде мы-то знали, что он изучал китайский, но никто и подумать не мог, что он знает его настолько хорошо, - вспоминаетЕрбулат Сейлеханов.

Как отмечает политолог, китайский язык – один из самых сложных для изучения, и, чтобы его освоить, одного таланта мало, надо проявить недюжинное упорство в учебе. Но Токаев никогда не боялся ставить перед собой сложных целей.

КАЖДОЕ СЛОВО ВАЖНО

Педантичность, требовательность как к другим, так и к себе, отмечает в качестве одного из главных качеств Касым-Жомарта Токаева и сенатор Бибигуль Жексенбай. Она была его советником по связям со СМИ в сенате.

 Фото: facebook.com/BibigulZheksenbay

- Он делал многое сам. Не чурался рутинной работы: сам проверял тексты, редактировал документы, вникал в детали. Для него не существовало «мелочей» — всё было частью общей ответственности. Он мог с одинаковой серьёзностью готовить выступление на международном мероприятии и вычитывать пресс-релиз на два абзаца. «СМИ — это уши и глаза народа», — говорил он. Каждое слово, уходившее в публичное пространство, проходило его личную проверку. Иногда текст возвращался по три раза. Не потому что он придирался — он требовал точности: по смыслу, по тону, по настроению. «Здесь звучит многословно. Значит, мысль не оформлена», — мог спокойно заметить. И я понимала: нужно не просто переписать, а переосмыслить, - вспоминает в прошлом журналист Жексенбай.

Она подчеркивает: к пишущим людям Токаев всегда относился с уважением.

  - Он знал поимённо многих сотрудников республиканских СМИ. И ко Дню журналистов подходил неформально.

Однажды, за несколько дней до профессионального праздника, он спросил: «Есть свежие идеи, как отметить?» Я, немного смущаясь, предложила провести турнир по настольному теннису среди журналистов. Он не только поддержал, но и помог организовать всё за считанные дни. Турнир прошёл на высоком уровне. Он потом сказал: «Журналистика и спорт — это очень важный синхрон. И выносливость, и точность, и реакция», - рассказывает БибигульЖексенбай.

Она уверена, Токаев и сейчас многое делает сам. И каждое его публичное выступление – это не просто зачитанный текст, это его мнение и позиция.

МИНИСТР, КОТОРЫЙ МОЖЕТ И ПОСТОЯТЬ

Конкретность Касым-Жомарта Токаева и верность данному слову отмечает и казахстанский политик, сопредседатель Ассоциации чеченцев и ингушей Казахстана «Вайнах», член Совета Ассамблеи народа Казахстана Ахмет Мурадов.

По его словам, наиболее полно эти качества для него раскрылись в начале 2000-х, когда в Чечне закончилась многолетняя война и страны СНГ решили оказать помощь в восстановлении горной республики.

Фото: assembly.kz

  - Токаев меня позвал, мы обсудили, я предложил построить жилой дом. Через непродолжительное время было объявлено, что мы - Казахстан, будем строить дом в Чечне для тех, кому некуда идти. И он, несмотря на все сложности, был построен и теперь известен всей Чечне как «казахский», - рассказывает Ахмет Мурадов.

Но самой для него неожиданной встречей с тогда еще министром иностранных дел Касым-Жомартом Токаевым стала не эта.

  - В 2002 году к нам в страну приезжал глава ООН Кофи Аннан. И он, конечно, заинтересовался нашей Ассамблеей. Касым-Жомарт Кемелевич был тогда министром иностранных дел и организовал встречу для нас с Кофи Аннаном. Встреча прошла очень интересно, было много вопросов, а в конце – традиционное фотографирование. Кофи Аннан сидел на своем месте, по правую руку от него, по протоколу, министр Токаев. Нас всех – руководителей этно-культурных объединений поставили во второй ряд. Я стоял за министром. Он обернулся, посмотрел на меня, и настоял, чтобы я сел рядом с Кофи Аннаном, а сам, я только на фотографии увидел, встал почти сбоку, как самый рядовой сотрудник, - вспоминает Мурадов.

Он уверен, что таким образом Касым-ЖомартТокаев хотел всему миру показать, что в Казахстане чтут все народы, а уважение к старшим и принятие всех культур и этносов – наш страновой приоритет.

КАК ТОКАЕВ МОЛОДЫХ ДИПЛОМАТОВ УЧИЛ

С уважением Касым-Жомарта Токаева вспоминают и те, кто не работал с ним лично, а лишь пересекался «по касательной».

  - Я хорошо помню первые годы работы министерства, когда он был назначен заместителем министра. Это время было с одной стороны интересным, но с другой стороны сложным, поскольку тогда нам всемне хватало опыта и, скажем прямо, многое мы не знали. Именно, в это время опыт и знания Касым-Жомарта Кемелевича были очень своевременными и полезными. Мы молодые сотрудники МИД, включая меня, могли просто зайти к нему в кабинет и проконсультировать по тому или иному вопросу. Он нас всех выслушивал и давал профессиональные советы. Поверьте, в тот период его советы и наставления, действительно, были очень нужными и полезными. Как профессиональный дипломат он знал все: от консульских и протокольных вопросов до двустороннего сотрудничества и проблем мировой политики, - говорит экс-дипломат и общественный деятель Казбек Бейсебаев.

Фото: respublika.kz.media

Он уверен, в том, что у Казахстана нет спорных вопросов с соседями, спорных участков территории и прочих потенциально конфликтных тем, немалая заслуга Токаева.Ведь он, как человек, который до того, как возглавить казахстанский форин-офис, поработал дипломатом во многих странах, видел и прекрасно понимал к чему могут привести отложенные на потом вопросы демаркации и делимитации границ. И сосредоточил свою работу именно на этом процессе.

Новости партнеров