×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Быть или не быть: зачем Казахстану участие в ОДКБ

Быть или не быть: зачем Казахстану участие в ОДКБ
Коллаж Ulysmedia

Январская трагедия в Казахстане и война в Украине вызвали всеобщее внимание к Организации договора о коллективной безопасности. Ввод войск ОДКБ в Казахстан, а затем война ведущего члена организации России против Украины подняли в нашем обществе вопрос о необходимости участия Казахстана в этой организации. Обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев уверен, что ответ на этот вопрос в самой истории Организации договора коллективной безопасности.

Начнем с 1992 года, когда в Ташкенте главы Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности. В 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь.

В то время никакой внешней угрозы не существовало. Запад стремился сохранить Союз в любом виде, чтобы не допустить расползания и утраты контроля над ядерным потенциалом. Но СССР прекратил свое существование, и всех беспокоила высокая вероятность повторения югославского варианта возникновения войны между бывшими республиками. Тогда уже происходили столкновения между Арменией и Азербайджаном, начиналась гражданская война в Таджикистане и конфликты на Северном Кавказе. Кроме того, существовало множество нерешенных проблем – межгосударственные границы и спорные территории, сепаратизм и внутренние конфликты, разрыв экономических связей и миграция миллионов людей из одной республики в другую, требования передела территорий и многое другое.

Иными словами, главным было не допустить конфликты между бывшими союзными республиками. Не случайно в первой статье Договора стороны подтвердили «обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами».

В девятой статье утверждалось, что «Любые вопросы, которые возникнут между государствами-участниками относительно толкования или применения какого-либо положения настоящего Договора, будут разрешаться совместно, в духе дружбы, взаимного уважения и взаимопонимания».

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года и был рассчитан на 5 лет. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали протокол о продлении его срока действия на следующий пятилетний период. В то же время Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от участия в нём. В мае 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами — членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года. В августе 2006 года в ОДКБ вернулся Узбекистан, но уже в 2012-м организацию покинул.

Все время организация в большей степени сталкивалась с решением внутренних проблем, нежели вероятностью внешней агрессии. В июне 2010 года в Кыргызстане начались известные события, связанные со межнациональными столкновениями. Президент Кыргызстана Роза Отунбаева обратилась к президенту России Д. Медведеву с просьбой ввести в страну Коллективные силы оперативного реагирования. Но получила отказ.

В то же время Россия активно вмешивалась во внутренние конфликты в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Крыму. В 90-е годы также прошли две чеченские кампании, шла война за Карабах. Некоторые российские политики и общественные деятели говорили о необходимости «возвращения исконных территорий», в том числе и казахстанских.

Конечно, это вызвало стремление некоторых постсоветских республик к укреплению собственной безопасности. И таким шагом стало вступление в НАТО. Первыми это сделали государства Прибалтики. Они всегда считались нелояльными и чужими в СССР. Правительства и народы этих государств хорошо помнили фактическое вторжение советских войск в тогда независимые государства в предвоенный 1940 год, которое привело к «добровольному» вхождению в состав СССР. Этот процесс сопровождался массовыми репрессиями, депортацией в Сибирь, насильственной отменой частной собственности, которые были продолжены и в послевоенный период. Массовое сопротивление новой власти было жестко подавлено. Естественно, что эти страны стремились предотвратить даже саму вероятность повторения тех страшных лет.

Грузия и Украина также поставили вопрос о вхождении в НАТО как средства укрепления независимости. Обе страны пережили «майданы» и определились с европейским вектором. Бухарестский саммит НАТО 2008 года принял решение о вступлении Грузии и Украины в организацию в будущем.

В НАТО нельзя вступить в один день, это процесс достаточно длительный и требует значительных усилий. Обе страны, в соответствии с фундаментальными документами НАТО, должны выполнить целый ряд условий.

В тот период необходимо было присоединиться к программе «Партнерство ради мира». Это означает, что страна-претендент должна обеспечить открытость национального военного планирования и формирования военного бюджета, демократический контроль над национальными вооруженными силами, провести реструктуризацию вооруженных сил для взаимодействия с армиями стран-членов блока. Затем, после реализации ряда условий, получить статус «участника интенсивного диалога с НАТО». Грузия получила этот статус осенью 2006 года, Украина – в апреле 2005-го.

Кстати, Казахстан также участвовал в этой программе. Был даже создан  учебный центр «Партнерство во имя мира» Военного института Сухопутных войск для обучения военных по стандартам НАТО. На его базе проводились различные курсы с участием военнослужащих Казахстана и стран НАТО.

В сентябре 2012 года были проведены учения «Партнерство во имя мира», в которых участвовали подразделения Вооруженных сил Казахстана, США, Великобритании, Таджикистана, а также представители Германии, Италии, Литвы, Кыргызстана, Франции, Украины, Швейцарии.

В результате реализации программы вооружённые силы и политическая система приводятся в соответствие с требованиями НАТО. Очень важно, чтобы министром обороны был гражданский человек, не было территориальных споров с соседними странами, не было иностранных военных баз. И только после реализации всех этих условий единогласным голосованием страна принимается в НАТО.

Казахстан, который некоторое время активно сотрудничал с НАТО и ЕС, даже была принята национальная программа «Путь в Европу», но выполнить требования не смог. Пожалуй, самым проблемным вопросом для страны была демократизация, не говоря уже о демократическом контроле над вооруженными силами. На том и споткнулись. Тем не менее, Казахстан остался в числе партнеров НАТО и реализует индивидуальный план действий.

Как Россия воспрепятствовала процессу вступления в НАТО? Достаточно просто. Грузия получила сепаратизм в Абхазии и войну с Южной Осетией. Молдова не может вступить в блок из-за Приднестровья. Украина в то время имела российскую военную базу в Севастополе, а затем случился Крым, ЛНР и ДНР и война.

Основу ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования, Коллективные силы быстрого развертывания, миротворческие силы. От России в состав КСОР входит знаменитая 98 гвардейская воздушно-десантная дивизия. Знаменита она тем, что летом 2014 года на бронетехнике и с оружием пересекла границу Украины и оказалась в Донбассе. Как потом утверждал президент Путин – дивизия заблудилась!

Казахстанский президент Токаев также запросил помощь ОДКБ. И тут проблема в том, что он ссылался на статью вторую Договора. Она гласит, что «В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств – участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам – участникам в целях устранения возникшей угрозы».

Статья 4 дополняет это следующим образом «В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников, все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кажется, что речь идёт об отражении внешней агрессии. На это и ссылался Токаев, когда говорил о 20 тысячах иностранных боевиков, которые непонятным образом пересекли границы, проживали в отелях и беспрепятственно совершали свои преступления. Доказательств их пребывания в стране до сих пор нет. В своём участии в качестве иностранных боевиков люди признавались под пытками. И это уже привело к скандалам. Тем не менее, войска ОДКБ вошли в страну и, слава Всевышнему, вышли.

А теперь обратите внимание всего на одно слово, которое присутствует в статье 4 договора и его чаще всего повторяют лидеры ОДКБ – «стабильность». Ситуация проста – внешней угрозы членам ОДКБ нет. За все тридцать лет НАТО не вступала в военные конфликты с нашими странами. Даже в начавшейся войне в Украине НАТО не участвует. В то же время Россия и Беларусь при поддержке других членов организации ведут войну. Стабильность – это сохранение и укрепление существующих режимов, которые договорились помогать друг другу в борьбе с попытками отстранения их от власти.

Здесь нет ничего нового. Двести лет назад, 14 сентября 1815 года, императоры Пруссии, Австрии и России создали Священный союз для поддержания стабильности и борьбы с революциями. В 1820 году даже провозгласили право вмешательства во внутренние дела других стран для подавления народных революций. Австрийцы вошли в Неаполитанское королевство, где началась революция. В 1822 году Франция получило право подавить революцию в Испании. В 1849 году Россия подавила венгерскую революцию. Уже в ХХ веке СССР подавил восстание в ГДР в 1953 году, в Венгрии в 1956 году, ввел войска в Чехословакию в 1968 году.

Зачем нужен Казахстану ОДКБ? Как стране – можно определенно сказать, что не нужен. Нам не угрожает Китай, который и так получает все необходимое и без захвата территории. Можно ли представить себе войну с нашими соседями – Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном? Исключение составляет Россия, которая конфликтовала с Молдовой, Грузией и Украиной. Напомню, что все они были членами СНГ, имели договоры, признающие территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела.

ОДКБ нужен и существует для одной цели – сохранять стабильность существующих авторитарных режимов, которые будут поддерживать друг друга и бороться с попытками их смены.

В противном случае войска ОДКБ могут снова «заблудиться» с оружием и техникой, подавить попытку осуществить демократические преобразования и отстранение от власти авторитарных президентов. Кстати, при этом Коллективные силы не несут никакой ответственности за свои действия. Во всяком случае об этом говорит статья договора – «Принимающая Сторона отказывается от предъявления направляющей Стороне и Командованию КСБР ЦАР каких-либо претензий, касающихся возмещения ущерба, нанесенного физическим или юридическим лицам и связанного со смертью, телесными повреждениями и лишением трудоспособности её граждан, а также ущерба, нанесённого её недвижимому имуществу, природным ресурсам, культурным и историческим ценностям, если такой ущерб нанесен при выполнении задач по отражению военной агрессии, ликвидации террористических вооруженных формирований на её территории и при осуществлении мер по обеспечению собственной безопасности».

3 марта президент РФ Владимир Путин внёс на ратификацию в Госдуму протокол о внесении изменений в соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ. Он предусматривает введение понятия "координирующее государство", под эгидой которого будут формироваться миротворческие силы для участия в операциях под эгидой ООН. Совершенно понятно, что коллективные миротворческие силы (КМС) ОДКБ в своей основе будут представлены РФ. И также понятно, что именно эта страна будет тем самым координирующим государством, под эгидой которого и будут созданы КМС. Если таковым станет другое государство ОДКБ, всё равно главную и решающую роль будет играть РФ.

Заявление о том, что КМС будут применяться в операциях ООН, вовсе не отменяет возможность использования их и без ООН в «операциях по демилитаризации», как это происходит сейчас в Украине. А ведь выбор следующей страны для такой операции невелик. И в этом ряду после Украины стоит именно Казахстан. Так что, если в стране начнется майдан, пусть даже самый мирный и невероятно демократический, жди КМС из «координирующего государства».