Президент США оценил встречу с лидером Китая на «12 из 10» и пообещал снизить тарифы, передает Ulysmedia.kz.
Президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин впервые после начала второго срока Трампа встретились в южнокорейском Пусане. Переговоры длились почти два часа – это дольше запланированного, а их итог американский лидер назвал «изумительным».
- Это была великолепная встреча. Он - великий лидер. По шкале из 10 я поставлю ей 12, - заявил Трамп журналистам на борту самолета по пути в Вашингтон.
Главное заявление: США снизят тарифы на китайские товары в обмен на прекращение экспорта химических соединений, из которых получают мощный синтетический наркотик, который считается причиной сотен тысяч смертей в США.
Трамп также сообщил, что Китай возобновит импорт американских соевых бобов и уберёт барьеры для экспорта редкоземельных металлов, добавив, что «сделка выгодна всему миру».
Лидер КНР встречу пока не комментировал, но на самих переговорах подчеркнул, что «трения между ведущими экономиками - это норма», однако история требует, чтобы США и Китай были «друзьями и партнёрами».
По словам Трампа, тема Украины «всё же обсуждалась»:
- Мы будем работать вместе. Иногда нужно дать сторонам побороться, но мы будем сотрудничать.
Вопрос по Тайваню, как уточнил американский президент, не поднимался.
Зато после встречи Трамп поведал журналистам о том, что Китай «догонит» Америку в вопросах ядерного оружия максимум через пять лет, но решение о «немедленном возобновлении ядерных испытаний», как подчеркнул американский президент, принято по иным причинам.
В общем, конструктивный настрой и китайской, и американской сторон очевидны, вопрос – что дальше?
Ядерная риторика Трампа и усиление гонки вооружений несут риски. Казахстан, традиционно позиционирующий себя как лидер антиядерного движения, может столкнуться с новым вызовом дипломатического характера: необходимость занять позицию между странами, которые вновь возвращают в повестку тему ядерных испытаний.
Если Вашингтон и Пекин начнут координировать свои позиции по украинскому вопросу, это может повлиять и на региональный баланс - от санкционной политики до логистики поставок сырья. Казахстану придется еще осторожнее выстраивать риторику и торговые маршруты.
Новый виток американо-китайской разрядки ставит Казахстан в ещё более деликатное положение.
С одной стороны – Китай наш друг, партнер и сосед. С другой стороны – США тоже – друг и партнер, хоть и не сосед. Есть еще третья сторона – Россия нам тоже, друг и далее по списку регалий.
Причем пока в Южной Корее встречались Си Цзинпинь и Дональд Трамп, Казахстан с официальным визитом посещали специальный представитель президента США по делам Южной и Центральной Азии Серджио Гор и заместитель государственного секретаря Кристофер Ландау. А на начало ноября у Касым-Жомарта Токаева запланированы визиты сначала в Вашингтон на саммит «Центральная Азия+ США», и потом, почти сразу же – в Москву.
Как отмечает директор Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Айдар Амребаев, в «большой игре» начался новый раунд, в котором Казахстану и всей Центральной Азии отводится далеко не последняя роль.
– Как известно, наша страна является экономическим лидером Центральной Азии, а также имеет выгодное геостратегическое положение. При этом, нельзя забывать и о растущей роли в современной мировой политике «средних держав», к коим относится и Казахстан, - перечисляет вводные Айдар Амребаев.
Поэтому Казахстан постепенно выходит из периферийного статуса в эпицентр принятия важных решений, что делает его интересным для всех главных «игроков».
Как он напоминает, в переговорах Дональда Трампа и Си Цзинпиня была поднята тема редкоземельных металлов.

По сути, Китай дал Америке понять, что ответом на усиление санкционного давления может стать блокировка поставок РЗМ в страны Запада.
Проще говоря, у КНР есть очень веский контраргумент санкциям, поэтому без «превосходных» сделок и впрямь уже не обойтись.
- Думаю, что по итогам переговоров обе страны могут увеличить инвестиции в разработку РЗМ в третьих странах, в том числе – в Казахстане, - говорит политолог.
Для нашей страны есть еще ряд очевидных выгод от «потепления» в отношениях Китая и США. Снижение тарифов и иных санкций может оживить торговые коридоры через Казахстан.
- Если США и Китай действительно пойдут на взаимные уступки, Транскаспийский международный транспортный маршрут, иначе называемый «Срединный коридор», являющийся одним из актуальных проектов китайской инициативы «Один пояс - один путь», получит новые стимулы. Казахстан сможет и дальше играть роль актуального транзитного хаба между Востоком и Западом, увеличив грузопотоки, – считает Айдар Амребаев.
Он также напоминает, что недавно к проекту подключились США, подписав соглашение о развитии Зангезурского коридора. И у Казахстана на Срединный коридор есть вполне четкие перспективы дальнейшего развития.
- Если Казахстану удастся отстоять расширение возможностей нефтепровода из Казахстана в ЕС, то это принесет Казахстану в перспективе ощутимые дивиденды, усиливая возможности по диверсификации поставок казахстанской нефти на мировые рынки. Это не только усиливает энергетический суверенитет страны, но и будет стимулировать развитие технологического сектора страны, усложняя структуру нашей экономики, - подчеркнул Айдар Амребаев.
Как отмечает Айдар Амребаев, хоть тема Казахстана и Центральной Азии напрямую не поднималасьв переговорах Дональда Трампа и Си Цзиньпиня, «мирное разрешение» вопросов тарифной войны на текущий момент является позитивной новостью. Это значит, что мировой, в том числе и региональный экономический процесс продолжит свою динамику.
- Возможно даже, интересующие нас рынки «оживут». Я имею в виду, рынок энергоносителей, который имеет тенденцию «переконфигурации поставок». В частности, речь идет о сокращении поставок нефти из России в Китай, что открывает «окно возможностей» для альтернативных поставщиков, среди которых находится и Казахстан, – разюмирует политолог.
Ulysmedia.kz продолжит следить за последствиями «пусанской встречи», которая, по сути, перезапускает стратегический диалог между США и Китаем и может изменить расклад сил в Азии.