×
530.07
615.2
6.58
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
530.07
615.2
6.58

Триллионы мимо кассы, или Что не так с энергетической модернизацией в Казахстане

Сегодня, 09:29
Триллионы мимо кассы, или Что не так с энергетической модернизацией в Казахстане
Ulysmedia.kz

Сейчас у Казахстана – каждый мегаватт электроэнергии на счету: изношенные отечественные ТЭЦ и ГРЭС не могут обеспечить нужды динамично развивающейся страны, поэтому «свет» приходится покупать у соседей. Но в ближайшие ситуация должна измениться к лучшему – Казахстан строит в стране десятки объектов по генерации энергии. Вот только совершенно непонятно – это мы строим, или это нам строят иностранцы? Энергетики переживают, что из отечественного в новых генерациях будут только деньги, которые годами будут возвращать казахстанцы через тарифы. Ulysmedia.kz разбирался в ситуации.

Наши станции, чужие деньги

Под конец октября министерство энергетики и квазигоскомпании отрасли подготовили масштабные отчеты о том, как Казахстан будет бороться с нехваткой электричества, а также – улучшать его учет.

Не будем перечислять все планов громадье, заострим внимание на основном.

До 2035 года «Самрук-Энерго» планирует построить и модернизировать почти 20 угольных, парогазовых, ветровых, солнечных и водных электростанций суммарной мощностью в 11,6 гигаватт энергии - это половина от того, что производит Казахстан сейчас.

Строить новые генерации, а также ремонтировать существующие, «Самрук-Энерго» планирует преимущественно через ЕРС-контракты, которые подразумевают выполнение полного цикла работ: проектирование, поставку оборудования, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию. Так сказать, объект «под ключ».

На заседании правительства глава фонда Кайрат Максутов рассказал членам Кабмина об уже начатых и только планирующихся стройках, обозначил партнеров, с которыми заключены ЕРС-контракты.

И все это – зарубежные компании.

Судя по презентации Максутова, отечественные компании в модренизации энергосистемы не участвуют.

Хотя именно казахстанцам в итоге придется платить за новые станции, если не сейчас напрямую, то в будущем, через тарифы.

И, согласитесь, делать это куда менее неприятно, если знаешь, что деньги идут, хотя бы частично, не кому-то «за бугор».

Рекомендацию к контракту не приделаешь

Поэтому, после заседания правительства, Ulysmedia спросил у Кайрата Максутова – достанется хотя бы маленький кусок пирога модернизации отечественному бизнесу?

Глава «Самрук-Энерго» начал издалека, подчеркнув, что и сам переживает за отечественных товаропроизводителей. Но против ЕРС-контракта не попрешь, поэтому как есть:

   - Как правило, основное оборудование, то есть котел, турбина, генератор завозится с завода-изготовителя. Но вспомогательное оборудование мы рекомендуем приобретать у нас. Это и металл, и кабельная продукция, и электротехнические изделия и так далее. Поэтому мы сразу же, на стадии проектирования предусматриваем, чтобы закупалась казахстанская продукция. То же самое касается и строительно-монтажных работ. Монтаж основного оборудования и пуско-наладка будет, скорее всего, осуществлена основным подрядчиком, но все общестроительные работы могут выполнять казахстанские компании. Более того, мы предлагаем международным компаниям вступать в консорциумы с отечественными компаниями, - объяснил Кайрат Максутов.

По его подсчетам, отечественным компаниям может быть отдано до 30 – 40% от реализуемых проектов.

Но тут главное в том, что «Самрук-Энерго» иностранным подрядчикам только рекомендует сотрудничать с отечественными компаниями, настаивать никто, оказывается, права не имеет.

Кто заведует трамплином?

И иностранцы иногда этих рекомендаций просто не слышат.

К примеру, председатель Казахстанской ассоциации энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергетического оборудования Сергей Агафонов, утверждает, что отечественные производители так и не добились возможности поставить оборудование на парогазовую установку на 1000 МВт в Туркестанской области.

   - Хотя наши производители вполне могут конкурировать с иностранными и по цене, и по качеству. А каждый такой проект – это трамплин для отечественных товаропроизводителей, - говорит Сергей Агафонов.

Но получается, командует этим трамплином вовсе не казахстанские госорганы.

Триллионы - мимо

Заслуженный энергетик Казахстана, управляющий директор НПП «Атамекен» Жакып Хайрушев подчеркивает: вопрос должен решаться на законодательном уровне - у министерства энергетики нет пока механизма по включению отечественных товаропроизводителей в многомиллиардные ЕРС-контракты.

   - Я, как председатель общественного совета Министерства энергетики, делал официальный запрос в «Самрук-Энерго» с просьбой представить все эти проекты и информацию по фактическому и планируемому уровню казахстанского содержания в них. Как мне ответили, не все проекты пока еще имеют законченное ТЭО, но в тех, по которым уже ясны детали, доля ОТП как правило незначительная. К примеру, по ГЭС в городе Семей она составляет 18%, - говорит Жакып Хайрушев.

Для понимания финансовых масштабов, и денег, которые не получат отечественные товаропроизводители: по данным на 2024 год, стоимость этой ГЭС составила 420 млрд тенге, финансирование планировалось привлечь из внебюджетных фондов, в том числе – ЕНПФ.

Всего же на модернизацию энергосистемы потребуется порядка 13 трлн тенге. Но это сейчас, а что дальше? Как напоминает Жакып Хайрушев, Казахстану потребуется плановая модернизация и существующих мощностей, отдавать ее полностью иностранцам – неразумно.

   - Самое дорогое в электростанциях – это турбины. В Казахстане, по моим данным, постепенной замены или модернизации в ближайшие 10 лет требуют 180 турбин. Один средний завод в год может произвести 3 – 4 турбины. То есть, цифры говорят сами за себя: нам просто необходимы собственные заводы по производству турбин. Да, пока мы не имеем конструкторской документации по такому производству, но у нас есть стратегический партнер в лице Китая, у которого такие наработки есть. И китайские производства готовы к кооперации, - предлагает Жакып Хайрушев.

Он подчеркивает: в ближайшие годы Казахстан, конечно, не сможет полностью производить свои турбины, но возможности для старта созданы самые благоприятные: мы можем начать с производства лопаток для турбин, тем более что такого рода производства уже существуют на территории Казахстана, потом перейти к созданию более сложных комплектующих, а лет через 5, когда большинство запланированных сейчас проектов выйдут на этап установки оборудования, у страны уже будет собственное производство турбин.

Но чтобы такие заводы в Казахстане появились, бизнесменам нужна поддержка государства.

   - Тут важна позиция заказчика. Мы в этом году проводили несколько переговоров с «КазТрансГаз» - по ряду проектов в их конкурсах проходили непонятные компании. НПП «Атамекен» на это указывала, и, надо отдать должное, «КазТрансГаз» оперативно реагировал, отменял эти тендера и возвращался к отечественным товаропроизводителям. Пока от «Самрук-Энерго», к сожалению, такого рвения нет, - сетует Хайрушев.

Казахстанцы уже не единожды требовали большей прозрачности в распределении денег, выделеных на модернизацию объектов генерации энергии, но вопросы по-прежнему остаются.

Новости партнеров