×
444.22
476.38
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
444.22
476.38
4.82

Оборотная схема: кто лоббирует интересы «Магнума»

26.04.2022, 13:31
На фото: Кайрат Сатыбалды, Александр Роденков

До конца месяца региональные акиматы должны отдать торговым сетям ещё несколько десятков миллиардов тенге. Вроде бы и цель у властей святая – борьба с ростом цен на продовольствие, но деньги уходят, а еда, даже самая простая, продолжает дорожать. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, почему правительство Казахстана декларирует борьбу с перекупщиками, а на самом деле поддерживает их льготными кредитами.

Миллиарды в торговые сети – это «оборотная схема» и своеобразный метод борьбы с ростом цен на социально-значимые товары. Его чиновники в регионах внедряют уже лет пять. По отчётам – процесс сотрудничества власти и торгового бизнеса идёт вполне успешно, но по ощущениям потребителей – бой давно проигран. Не единожды выбранную тактику правительства критиковали эксперты. Но в ответ на их прямые заявления, что выигрывают от неё только владельцы «избранных» супермаркетов, а не простые покупатели и производители съестного, миллиардные потоки лишь увеличивались.

Кто главный идеолог «оборотной схемы»

В правительстве основной адепт и лоббист «оборотной схемы» – вице-премьер, министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. Он не скрывает, что применял её ещё будучи акимом столицы в 2018 – 2019 годах. А сейчас в кабмине настаивают, что благодаря этому подходу цены на социально-значимые товары удавалось сдерживать. Впрочем, эта идея пришлась по душе и чиновникам алматинского акимата. И тоже – опять же, по словам Султанова, применяют её с успехом.

«Оборотная схема» предполагает некий контракт между государством и торговой сетью. Государство выдает кредит под 0,01% годовых, но бизнесмен имеет право пустить деньги исключительно на закуп социально-значимых товаров. А потом обязан эти самые товары продавать по фиксированной цене. Естественно, ниже рыночной.

С каждым годом суммы, выделяемые на оборотную схему растут, как и цены на продовольствие. Недавно на совещании по сдерживанию цен, премьер-министр Алихан Смаилов строго наказал, что регионы должны выделить на льготное кредитование магазинов не менее 100 миллиардов тенге.

Премьер поддерживает, акимы не спорят, «Магнум» берёт

В начале года речь шла о сумме в два раза меньшей, но, видимо, рост цен существенно скорректировал планы правительства.

“Мною неоднократно поручалось обеспечить увеличение финансирования «оборотной схемы», однако на сегодня работа выполнена не в должной мере. До конца текущего месяца необходимо увеличить финансирование до 100 млрд тенге. По регионам, которые не доведут этот показатель до целевого уровня, будут рассмотрены предложения по наказанию курирующих заместителей акимов”, – строго предупредил Алихан Смаилов.

Глядя на то, как правительство пытается накормить страну, снабжая льготными кредитами не производителей, а перекупщиков, поневоле вспоминается старый анекдот про долгоносика, который много лет съедает все посевы. И наш премьер-министр, видимо, как председатель колхоза надеется, что однажды тот долгоносик-перекупщик просто подавится. Раньше эту функцию выполнял экс-премьер Аскар Мамин, теперь и Смаилов пошел по тем же стопам.

Непослушные цены

Пока же ситуация ровно противоположная. Как ещё год назад возмущался сенатор Ахылбек Куришбаев, «оборотная схема» стала вполне реальной кормушкой для обогащения избранных. Принцип отбора торговых центров – тайна для сенатора и простых казахстанцев. Однако, судя по отчетам чиновников, больше всего практически бесплатных кредитов достается именно торговой сети «Magnum cash&carry». Так, согласно отчету СПК «Алматы», за первый год действия оборотной схемы, эта торговая сеть получила 3,5 млрд тенге из выделенных 5. Остальное досталось «Аксай нан», минимаркету JLC, сетям SMALL, Skif Discount и другим.

Ulysmedia.kz попросила самого крупного получателя льготных кредитов рассказать сколько получили, как потратили и какого эффекта добились. Согласно официальному ответу, ТОО Magnum cash&carry с 2019 по март 2022 года только в Алматы получило 13,1 млрд тенге, в бюджет вернули 9,5 млрд.

На эти деньги была закуплена социально-значимая продукция, среди которой картофель, капуста, рис и т.д.

Всё для любимого, но бедного покупателя

Причем представители компании заверяют, что для «Магнума» этот проект – социальный, а не коммерческий, то есть торговля социально-значимыми товарами в сотрудничестве с СПК и акиматами – это просто поддержка покупателей в трудные времена. Наценка торговой сети на эти товары не покрывает даже расходов магазина на хранение товаров. Кстати, Ulysmedia.kz ранее писала, какие громкие фамилии стоят за этой торговой сетью. Была информация, что Вячеслав Ким продал свою долю в Magnum сыну Болата Назарбаева, чтобы купить акции Кайрата Сатыбалды в Kaspi. Однако компания опровергла эти данные.

“Например, наценка на муку 1 сорта и хлеб производства Аксай-Нан – нулевая. То есть эти товары реализуются по себестоимости. Наценка на рис, картофель, лук, морковь, капусту, соль – 1%. На макароны – 2%. На молочные продукты в среднем 7-10%, но на мясо – минус 15%”, – ответили нам в компании.

И тут же пожаловались, что такая торговая наценка не покрывает расходов торговой сети на персонал, освещение, отопление/кондиционирование и т.д.

“Даже просто процент брака, как правило, составляет 3% и покрывается за счет торговой сети, а по стандартам допустимый процент брака на свежие овощи, например, 10%” – перечислили проблемы сотрудники «Магнум».

Ну и только в конце сообщения пиарщики «Магнума» скромно приписали: для торговых сетей проект интересен тем, что он генерирует дополнительный покупательский поток.

Только бизнес и ничего социального

А ведь именно с этого и следовало начинать! Магазин обязывают продавать удешевленный товар, но не запрещают выставлять рядом и его аналоги, но уже по рыночной цене. А таковой может стать абсолютно любая, удобная магазину. При этом удешевлённую продукцию отпускают на каждую торговую точку по лимиту и в непонятное для покупателей время. В реальности же получается так, что покупатель идет за картошкой по 109 тенге/килограмм или капустой по 102 тенге, а их на прилавке нет. Закончились или еще не привезли – кто же знает, не отчитываться же перед каждым, кто зашёл в магазин. Зато в изобилии – капуста по 629 и картофель по 230 тенге. Кто-то уйдет, но будут и те, кто просто возьмет то, что есть.

К слову, в соцсетях на «Магнум» множество жалоб. К примеру, люди возмущаются, что невозможно попасть на удешевленную капусту, а картофель по фиксированной цене такого отвратительного качества, что уж лучше переплатить. 

Не совсем понятна и история с сахаром. Когда сладкий продукт резко и повсеместно подорожал на фоне сообщений об ограничении экспорта из России, казахстанские чиновники выступили с заявлением: сахара, как и многого другого, на складах СПК достаточно, как минимум до мая его будут продавать по старой цене. В частности, в «Магнуме» обещали сохранить ценник в 319 тенге за килограмм. Однако уже в середине апреля казахстанцы стали жаловаться на то, что в этой торговой сети сахар стоит 420 тенге и продается по 5 килограммов в одни руки. Естественно, это на многих подействовало как красная тряпка на быка: раз ограничивают, значит, ждут или удорожания, или дефицита.  

За какую цену купил сахарок сам «Магнум» и сколько успеет заработать за месяц – вопрос совсем не риторический и, наверное, уже даже не к менеджерам сети, а к компетентным органам.

Проверим и ещё дадим!

Но в начале апреля, отчитываясь на очередном заседании правительства, председатель комитета торговли министерства торговли и интеграции Ержан Казанбаев рассказал о том, как его ведомство не покладая рук следит за ценами на социально-значимые товары.

“Рейдовыми мероприятиями за прошедшую неделю охвачено 30,8 тыс магазинов «у дома», то есть 73% объектов торговли. На этой неделе выявлено 231 нарушение. В результате торговые надбавки снижены на 25%”, – отрапортовал чиновник.

О получателях льготных кредитов на сдерживание цен – ни слова! Согласитесь, ситуация становится странной. Государство не жалеет для торговых сетей миллиардов на закуп нехитрого продовольствия, которое уже стало товаром из разряда стратегических, но проверяет тех, кому никакие кредиты не перепали.

При этом в контрактах СПК и торговых сетей нет пункта о том, что магазин обязан покупать и продавать отечественный товар. Строгих требований два – продажа по фиксированной цене и возврат кредита в течение года. А уж какую картошку закупает магазин – казахстанскую, узбекскую, пакистанскую или еще откуда-то – его личное дело.

Между тем, экономисты и фермеры много лет твердят об одном и том же: АПК для поднятия производства нуждается в льготных кредитах и форвардном закупе. Но, как рассказал нам один из фермеров, его уже зимой заставили продавать овощи в «Магнум» по фиксированной цене, угрожая в противном случае у него не покупать ничего в дальнейшем. Как уверяет предприниматель, он надеялся, что сейчас, когда нужны деньги на посевную, торговая сеть и СПК даст взаймы под гарантию будущего урожая. Но пока его лишь кормят обещаниями.

Так всё-таки в Казахстане поддерживают перекупщиков или борются с ними? И сколько еще по всей стране Magnum получил? Ulysmedia.kz продолжает искать ответы на эти вопросы.

Новости партнеров