В последнее время вокруг казахстанского квазигосударственного сектора происходил ряд интересных событий, заставляююющих сомневаться в том, какая парадигма его развития окажется преобладающей вкратко и среднесрочной временной перспективе. Будут ли национальные компании использованы в качестве условного макроэкономического рычага, стимулирующего внутренний спрос с помощью роста зарплат и вливания ликвидности в компании подрядчиков и субподрядчиков, или выбор будет сделан в пользу радикального реформирования "квазигосов/" и повышения их инвестиционной привлекательности. Предпосылки появлились в пользу реализации каждого из этих сценариев.
Холодная дивидендная весна.
Моментом истины для оценки ситуации в национьных компаниях традиционно считается момент объявления их менеджментом рекомендуемого размера дивидендов за прошлый год и утверждения собраниями акционеров. При этом решения принятая относительно выплат акционерам, и прежде всего правительству, НК КМГ и "КазТрансОйл" находятся практически полностью в логике стимулирования.КазТрансОйл при проведении IPO утвердивший дивидендную политику, согласно которой на ежегодные выплаты должно направляться не менее 40% чисой прибыли, на сей раз ограничивается 19%. Из 50 миллиардов заработанных тенге выплачивается 10,03 миллиарда. Обоснованием со стороны компании, после прошлогодних выплат в размере 50 миллиардов, стали необходимость обеспечения финансовой устойчивости в условиях гелполитической напряженности,обеспечения долгосрочного развития,выполнения обязательств по инвестиционной программе, обеспечение роста зарплат персонала и деятельности сервиснывх компаний. Топ -менеджмент КТО также упоминал о встречах с трудовыми коллектвами дочерних компаний и принятом решении обеспечить уровень зарплат, сопоставимый с одним из ближайших квазигосударственных собратьев, в лице "Озеньмунайгаза". Возможно, компании необходима и дополнительная подушка ликвидности в условиях потенцциального увеличения транзита в китайском напрвлении.
Против значительного снижения дивидендов по сравнению с прошлогодним уровнем на собрании акционеров высказался ЕНПФ, обычно придерживающийся пассивной стратегии в качестве акционера.Решение нацкомпании возможно будет иметь значение для казахстанского фондового рынка в целом, поскольку ее акции воспринимались как защитные дивидендные бумаги, снижающие риск в условиях смены циклов,связанных с ценами на сырьевые товары, но выплата 10 миллиардов тенге вместо 50, вряд ли может восприматься вкачестве дополнительного серьзного канала вливаний в экономику. Если бы у государства зрели серьезные намерения выгрести дочиста все сусеки и ограничить в рамках контрцикличнсти размеры трансфертов из Нацфонда в бюджет, внимание было бы сосредочено прежде всего на доходах НК КМГ. Альтернативой расходыванию средств Нацфонда, размер которого уже близок к установленному в качестве пограничного,барьера в 30% от ВВП, конечно могла бы быть большая жесткость по отношению к изъятиям из национальных компаний, учитывая сохраниящийся высокий уровень сырьевых цен. Этого, однако, не происходит. "Казмунайгаз" направит на дивиденды 200 миллиардов тенге из чистой прибыли в размере 1,2 триллиона. Слабым утешением выглядит то, что выплаты 2021 года почти в 4 раза выше дивидендов по итогам 2020 года, когда пандемия серьезно влияла на рынок нефти. В качестве обоснования очень лимитированной щедрости приводится необходимость сохранения подушки ликвидности для финансрования долгосрочных проектов и выплат по обязательствам. Снижение свободного денежного потока в этом году возможно из|-за роста оплаты труда производственного персонала, роста расходов, связанных с подрядными организациями, а также с дисконтом с которым торгуется нефть сорта "Urals" по сравнению с сортом "Brent". Кроме того, в финансовых показателях НК КМГ с 9 ноября 2021 года не учитываются показатели "КазТрансОйла",контрольный пакет которого передан в доверительное управление холдингу " Самрук-Казына. ( Изъятие у нацкомпаний наиболее высокодоходных активов, фактически затушевывавших недостаточную эффективность многих основных бизнесов в структуре НК, называется реформистски настроенными экспертами, в качестве необходимого шага реструктуризации и предприватизационной подготовки квазигоссектора.)
Расходы республиканского бюджета выросли в первом квартале на 18% год к году. Гарантированный трансферт из Нацфонда, после прохождения всех стадий обсуждений, вырос до 4,6 триллионов тенг с первоначально обсуждавшихся 2,4 триллионов Сохранение подушек ликвидности нацкомпаний пока не означает отказов от планов серьезной приватизации. Министерство национальной экономики опубликовало весьма широкий перечень госактивов, которые потенциально попадают под приватизационные планы. Публикация,однако,вызвала достаточно редкое перенесение противоречий внутри государственных структур в публичную плоскость. НАК "Казатомпром" назвала ошибочным упоминание в чиле потенциально приватизируемых, контролиркемых ей СП Буденовское" и " Волкоагеологию". Возможность проведения IPO НК КМГ и "Эйр Астана" в этом году не отвергается официально, хотя не очень понятно каковы могут быть аппетиты инвесторов в связи с общей ситцуацией на мировых рынках, необходимостью сохранения подушки ликвидности у нацкомпаний и доверия к их дивидендной политике.
" Казахтелеком" предлагает направить на выплату дивидендов почти 40 миллиардов тенге - 43,5% чистой годовой прибыли, что значительно выше дивидендного уровня прошлого года, но в расчетах компании также значительное место занимает необходимость финансирования роста зарплат. Вице-премьер Ералы Тугжанов поставил Казтелеком в пример другим национальным компаниям, поскольку рост выплат наиболее низко оплачиваемой части сотрудников составит примерно 50%. ( Это,однако, стало результатом достаточно явного недовольства части персонала уровнем своих зарплат, выраженного весьма недвусмысленно).
Стимулы стимулируют ужесточение.
Дополнительные вливания в экономику и возникающие дисбалансы между фискальной и дденежно!кредитной политиками наряду с инфляцией повышают потенциал возможной жесткости Нацбанка в установлении базовой ставки. Подспудные опасения регулятора могут быть связаны с переканием части этих дополнительных вливаний на валютный рынок. Регулятор сдерживает уровень долларизации с помощью стимулирования тенговых депозитов и повышения ключевой ставки. Связь с российским валютным рыноком остается ключевой, и для достаточно сильного тенге, как и для гипертрафированно переукрепленного рубля, велики девальвационные риски. Уровень изымаемой Нацбанком с финансовых рынков тенговой ликвидности--2,9 триллионов тенге, по итогам первого квартала, несколько снизился с пиковых уровней, когда он превышал 4 триллиона или примерно 30% кредитного портфеля банковского сектора,тем не менее,возможное перетекание этих тенге на валютный рынок, не может не быть одним из ночных кошмаров регулятора.
По оценкам заместителя председателя Национального банка Алии Молдабековой, некоторую поддержку валютному рынку в апреле оказывали продажи валюты квазигосударственным сектором, которые составили за месяц 253 миллиона долларов, апрельские продажи валюты из трансфертов Нацфонда составили 168 миллионов долларов или 8,7% от объема торгов. В апреле регулятор не осуществлял интервенций за счет ЗВР. Нацбанк остается сторонником разумной волатильности, но в тоже время готов в ситуации всплесков на валютном рынке осуществлять интевенции не только со стороны продажи, но и покупки долларов.
Несмотря на отсутствие каких-либо санкций , пока отмечается рост торгового профицита и снижение спроса на доллары и объмов импорта. Возможно в отсутствие каких-то крупных бюджетных и квазигосударственных вливаний предпосылок для ужесточения денежно!кредитной политики было бы не так много. В ближайшие месяцы главными макроэкономическими рычагами станут, похоже, рост бюджетных расходов и трат квазигосектора, а не попытки задействовать потенциал кредитования.