5, 6, 7 января 2022 для алматинцев были днями не совсем обычными. Кто-то застыл дома перед телевизором и не мог оторвать взгляд от повторяющихся кадров с полыхающим акиматом, а кто-то отправился добывать наличность – из-за беспорядков исчез интернет и вернулся кэш. В общем, произошло то, что не могло произойти никогда.
На проспекте Достык в эти дни было не так как во всем городе – в старом центре всё было как всегда чинно-благородно, сверкающие витрины никто не тронул, но тем не менее пугала непривычная тишина. Люди в поиске денег выстраивались в очереди возле банкоматов и негромко обсуждали комендантский час. Никто не скрывал удивления по поводу отсутствия на улицах правоохранителей.
“Странный комендантский режим – ни одного полицейского или солдата”, – делились главным впечатлением горожане.
Однако полицейские неожиданно появились, вернее, колонна сопровождения, в центре которой была большая черная машина. Как в немом кино кавалькада, внезапно появившаяся на перекрестке Абая-Достык, проследовала к гостинице Казахстан. Все, кто наблюдал эту картину, вздохнули с облегчением. Всё-таки Алматы не бросили на произвол судьбы – приехал какой-то большой полицейский чин. Все знали, что здание ДП отбивают от погромщиков и решили, что здесь расположился временный штаб департамента внутренних дел.
Позже стало известно, что в гостинице штаб был, но не правоохранителей, а заговорщиков, то есть офис тех, кто и устроил январскую кровавую трагедию. И пока горели здания акимата и резиденции, пока жгли и грабили помещения СМИ, именно здесь, в гостинице Казахстан, строили планы дальнейшего государственного устройства.
Прошло 5 месяцев, нам сказали «а», и никак не решаются сказать «б». Кто выбил из колеи не только Алматы, но и всю страну? Какие цели преследовал, зачем устроил погромы, нанёс урон на сотни миллиардов и толкнул на гибель сотни людей?
Также до сих пор неизвестно, почему бандиты оккупировали раритет Алматы – гостиницу Казахстан. Что говорят о произошедшем сотрудники знаменитого отеля и его хозяин? Кто приезжал сюда в сопровождении полицейских?
Все молчат. Наверняка каждый из фигурантов и свидетелей дал подписку о неразглашении, а публика, которой показали кино о том, что происходило за красивой вывеской «Казахстан», продолжает строить домыслы, кто, зачем и почему устроил этот переворот.
Редакция Ulysmedia.kz вынуждена была все эти вопросы обсуждать с независимыми политологами.
Не то чтобы кто-то забыл о январских событиях, такое не забудешь. Но накануне они вновь попали в новостную повестку – оказывается, детали до сих пор неизвестны не только нам, простым казахстанцам, но и первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Как он сам подчеркнул в своём неожиданном телефонном разговоре с политологом Данияром Ашимбаевым, целью погромов было посеять хаос в стране и нарушить целостность государства. А теперь Елбасы, как и все казахстанцы, ждёт итоги расследования.
Но чем дольше оно длится, тем больше возникает вопросов: что же все-таки произошло в январе? Точно ли была попытка госпереворота?
Независимый политолог Ислам Кураев уверен, что в этот раз спецслужбы сказали правду и мы все стали свидетелями именно попытки насильственного захвата власти.
“Подтверждение этой версии на видео – в изначально мирные митинги вклинились люди с оружием, которые работали очень слаженно. Мы все видели, как всё превратилось в хаос с погромами и жертвами как среди военных, так и среди мирного населения”, – напоминает он.
На кадрах камер видеонаблюдения есть и раздача оружия протестующим, и «старшаки» нападавших, которых в толпе выделяли красные куртки.
“Был разработан достаточно четкий план организации хаоса и захвата Алматы, что, по плану заговорщиков, должно было заставить Токаева, как минимум, пойти на уступки, а, как максимум, уйти с поста. Исполнение, я думаю, было почти полностью местное. Иностранные наемники если и были, то в небольшом количестве”, – уверен политолог Петр Своик.
Кто использовал людей в качестве пушечного мяса?
Как подчеркивает Петр Своик, заговорщики очень удачно сыграли на протестных настроениях некоторых казахстанцев и воспользовались мирными митингами людей.
“Массу протестующих, которые были недовольны положением дел в стране, просто использовали. Это, если хотите, было пушечное мясо”, – с горечью отмечает Своик.
По официальной информации, в беспорядках погибли более двух сотен человек, потерпевших – почти 5 тысяч. В числе погибших – 19 полицейских и военных. От пуль скончались не только митингующие, но и случайные прохожие, в том числе дети.
И казахстанцы вполне оправданно хотят знать – кто виноват в гибели людей.
За пять месяцев было достаточно много громких задержаний, в том числе – племянника Елбасы Кайрата Сатыбалды, которого многие уже давно считали чуть ли не одним из кандидатов на пост главы Казахстана и идейным вдохновителем различного рода беспорядков, следователи обвинили лишь в финансовых преступлениях. Или это пока?
“По всем задержанным за последние месяцы гражданам следствие еще продолжается – до сих пор итоговых обвинений никому не предъявлено, деталей не оглашено”, – напоминает Ислам Кураев.
Как говорит Петр Своик, задержание возможных инициаторов государственного переворота и предъявление им в первую очередь обвинений в финансовых преступлениях – достаточно мудрый шаг казахстанской власти.
“Применять уголовные обвинения участникам политического процесса достаточно неправильно. И, к тому же, проблемно. Власть должна сохранять преемственность. Прежде всего – в интересах страны и населения”, – говорит он.
Что будет дальше?
Как подчеркивает Петр Своик, сейчас основная задача – перенастройка всей экономики страны, отказ от ее компрадорского уклада.
“Часть иностранных инвесторов и кредиторов, к которым попал в кабалу Казахстан, была на самом деле через различные оффшоры – сама казахстанская верхушка. Они часть денег откладывали в Лондоне, а часть, отмывая через оффшоры, вкладывали в Казахстан. И такая схема подошла к концу”, – говорит он.
Но перестроить экономику Казахстана, особенно с учетом обстановки в мире, очень сложно. Одним из этапов этого процесса, как уверен Своик, и станут изменения в Конституцию страны.
“На референдуме произойдет зачистка Конституции от ненужных наслоений прошлого. Это очень важный этап. Но вовсе не надо думать, что сразу после этого произойдут какие-либо репрессии”, – объясняет свою точку зрения Своик.
Вмешательство сил ОДКБ в январе разбили планы заговорщиков, последующие политические инициативы и уголовные расследования лишили их возможности повторить свои попытки прийти к власти.
Может ли вернуться «январь»?
Но в то же время в обществе есть опасение, что январские события могут повториться – во время проведения того же референдума, либо в другой значимый для страны день. Особенно если вспомнить, что в январе говорилось о 20 тысячах террористов, а по итогам беспорядков было задержано в несколько раз меньше. Получается, часть террористов где-то затаилась?
Ислам Кураев считает такие подозрения беспочвенными и предполагает, что в террористы в январе записали всех, кто был на площадях страны. Кроме того, не стоит забывать о старой поговорке: «у страха глаза велики» – силовики на местах преувеличили число нападающих.
“Я не думаю, что нам стоит ждать повторения январского негативного сценария: тогда мы не ожидали такого развития событий, не были к нему готовы. Однако после Кантара у казахстанских спецслужб было достаточно времени для того, чтобы перестроить свою работу. Плюс, что очень важно, – были проведены зачистки силовых структур, потому что без участия силовиков, однозначно, вооруженные экстремисты затаиться в малочисленном Казахстане не смогли бы”, – уверен Кураев.
Так или иначе, вопросов по трагическому январю всё ещё больше, чем ответов. Мы пристально следим как за действиями правоохранительных органов, так и за их малочисленными и немногословными брифингами. И очень надеемся, что очень скоро силовики прервут затянувшееся молчание и расскажут, за что и по чьей вине погибли случайные жертвы января, кто позволил Дикому Арману организовать в гостинице Казахстан штаб по свержению власти и кого из высокопоставленных чинов там принимали.