Мир никак не может привыкнуть к тому, что «война» - не слово, а реальность. Но если сто дней назад, в феврале все только и говорили, о том, сколько выпущенных снарядов, сколько человек погибло, сколько домов разрушено, сколько беженцев, а в мае уже начали подсчитывать экономические потери – газ, нефть, доллар, продовольствие... Что произошло и как теперь с этим жить, проанализировал обозреватель Ulysmedia.kz, историк Асылбек Бисенбаев.
Началась беспощадная война
24 февраля Киев бомбили, нам объявили, что…началась специальная военная операция. Но все её упрямо называют ее войной. А как иначе? Бомбят практически всю Украину. Вторжение началось с применением авиации, бронетехники, многочисленных войск, среди которых изредка мелькают так называемые силы кукольных республик – ДНР и ЛНР. Мирные города подвергаются ракетным обстрелам и разрушаются артиллерией. Несмотря на все заявления минобороны России о борьбе с «нацистами», об ударах по военной инфраструктуре и украинской армии, гибнет в основном гражданское население.
Ко Всемирному дню защиты детей погибло 267 детей, 423 ребенка ранены, 145 пропали без вести. Российские военные обстреливают учебные заведения. 1937 из них повреждено, 181 уничтожено полностью. Обстрелы ведутся даже в том случае, когда над школами вывешиваются полотна с предупреждающими надписями. Фиксируются случаи преступлений против детей, в том числе и изнасилования.
Как сообщает Управление Верховного комиссара ООН по правам человека всего погибли не менее 4149 мирных жителей, еще 4945 получили ранения. Но в действительности число жертв значительно больше. Население прифронтовых районов уже испытывает проблемы из-за нехватки продовольствия, питьевой воды, медицинской помощи. Возникла проблема эпидемий, которые всегда сопровождают войны.
Быстро не получилось
Война приняла затяжной характер. Кремлевский блицкриг не случился. Вместо планируемого захвата в течение нескольких дней, максимум недели, украинской столицы, российские войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением ВСУ и всего народа Украины. На защиту Родины встали украинцы, русские, татары, белорусы, казахи и представители других национальностей Украины.
Эксперты считают, что потери с обеих сторон значительные. Российское командование о боевых потерях не сообщает. По утверждению Генштаба ВСУ, украинские силы за время войны уничтожили уже 1361 российский танк, 3343 боевых бронированных машины, 659 артиллерийских систем, 207 РСЗО, 94 комплекса ПВО, 208 самолетов и 175 вертолетов. Потери России - около 30 800 солдат. Точные потери ВСУ также не называются. Но, как заявил президент Зеленский, погибли до 3 тысяч военных.
В России не стали объявлять мобилизацию. Это моментально разрушило бы миф о специальной военной операции и означало бы признание того, что идёт война. Но в боевых частях появляются призывники весны 2022 года, не имеющие никакой боевой подготовки. Началась агитация на контрактную службу граждан Узбекистана, Таджикистана и других государств, которым обещают высокую заработную плату и гражданство. Вербуются и молодые люди из депрессивных регионов самой России.
Похоронки
Против Украины воюют и представители российских национальных меньшинств - татары, башкиры, буряты, чеченцы… Полсотни российских казахов погибли в этой несправедливой войне. Похоронки приходят во все регионы России.
Вторжение вызвало взрыв патриотизма в Украине. Добровольцы вступают не только в вооруженные силы страны, но и в части территориальной обороны. Среди них популярные актеры, певцы, спортсмены. В борьбе за Украину участвуют и добровольцы из самых разных стран мира. Уже есть чеченские, белорусские, европейские формирования. В ряды борцов за независимость Украины вступили и наши земляки.
О том, что война будет, неоднократно предупреждали США и другие государства мира. Но каждый раз, даже в самый канун вторжения, российские пропагандисты называли эти предупреждения провокацией. Тем не менее, война стала шоком для мира. Путин постоянно говорил о единстве восточных славян, единых корнях и культуре, братстве и взаимопомощи. О том, что Запад, а вовсе не украинский народ, представляет угрозу, поскольку хочет придвинуть границы НАТО к России. Риторика становилась всё более и более безумной. В речах Путина фигурировали и украинские нацисты во главе с еврейским фашистом Зеленским, а министр Лавров договорился до того, что даже Гитлер имел еврейские корни. Путину даже пришлось приносить извинения Израилю. Президент Лукашенко не остался в стороне и пытался показать на карте, откуда ВСУ должна была начать вторжение в Россию и Беларусь.
Чем обернулась борьба с НАТО
Путин в своей борьбе против НАТО сделал всё для его расширения. Дания провела 1 июня референдум о присоединении к оборонной политике ЕС. Эту инициативу поддержали две трети голосовавших граждан. До сих пор член НАТО Дания была единственной страной Евросоюза, которая не участвовала в формировании общей оборонной политики. Теперь страна сможет подключать своих солдат к военным миссиям ЕС, финансировать оборонные программы и участвовать в разработках новых вооружений.
Еще раньше Швеция и Финляндия объявили о намерении вступить в НАТО. Только потому, что Россия вторглась в Украину. О вступлении в НАТО снова заговорили в Молдове и Грузии. Обе страны уже испытали на себе «миротворческие» удары Кремля. В последние сто дней не раз и не два различные российские пропагандисты говорили о Казахстане и давали нашей стране очень и очень неприятные оценки. Причем военные «аналитики» российских СМИ поговаривают о возможности операции против Казахстана. Дело дошло до того что граждане Казахстана требуют прекратить вещание российских СМИ на нашу страну. Кстати, это уже сделали другие государства. Но наше руководство, несмотря на протесты граждан против участия в ОДКБ и ЕАЭС, твердит о союзничестве и равноправии.
Украина получает помощь от самых разных стран. Европа уже приняла миллионы беженцев из зоны боевых действий. Перечень стран, поставляющих оружие для обороны Украины становится всё длиннее. Да и вооружение, техника и снаряжение всё качественнее и современнее.
Война – это кровь, пот, слезы и тяжелый труд. Она будет продолжаться. И она всё равно закончится. Может быть совсем не скоро.
Что ждёт Россию
Санкции уже разрушили целые отрасли экономики. Оказалось, что производство техники основано на поставках из стран Запада. А потому уже нет современного автопрома, авиационной и космической промышленности, фармации… В кризисе даже российская «оборонка», поскольку замены зарубежным поставкам сложной техники нет. Уходят самые различные компании, не только производящие, но и обслуживающие. 16 мая объявил о своем окончательном уходе из России «Макдональдс». А это не только закрытие 850 ресторанов, работающих по франшизе, но и сокращение 62 тысяч работников. Еще один нокаутирующий удар – отказ от российского газа и нефти. Это 36 процентов федерального бюджета. Зарубежные компании уходят и потому, что не хотят нести репутационные потери. Аналитики предсказывают федерации очередной дефолт.
Украина получает поддержку мирового сообщества. Европа приняла более 6 миллионов беженцев, в основном это женщины и дети. США, ЕС и другие страны выделяют миллиарды долларов на экономическую помощь. Поток вооружений и техники в Украину непрерывно возрастает. Но самое главное в том, что страна подала заявку на вступление в ЕС. 1 марта Европейский парламент поддержал резолюцию о предоставлении Украине статуса страны-кандидата. Конечно, до вступления может пройти 10-15 лет, но это стоит затраченных усилий.
Когда партнёр начал стрелять
Война в Украине поставила и перед Казахстаном множество вопросов. Наши союзник по ОДКБ - Россия начала войну против Украины. Другой союзник – Беларусь – предоставила свою территорию для вторжения российских войск. От Казахстана Кремль требует безоговорочной поддержки войны. Пока что Казахстан маневрирует и уклоняется от этого шага. Другая проблема – санкции. Россия пытается перенести производства в нашу страну и обойти западные санкции. Если мы поддержим Россию и будем помогать обходить запреты, то можем и сами оказаться под этим давлением. Президент Токаев ведёт переговоры с со всеми – Путиным, Эрдоганом, Западом и Востоком. Но реальных результатов не видно. Привязка к России скреплена нефтяной трубой, по которой идет основной экспорт. Есть ли варианты так называемой многовекторной политики?
Конечно. Они не просты, но возможны. И речь вовсе не о полном отказе от взаимоотношений с Россией. Это невозможно. Но ослабить «узы дружбы» вполне реально. Китай начал экспорт своей продукции минуя Россию. Этот путь в Европу через Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан известен уже давно. Эта инфраструктура и создавалась не один день. В Казахстане даже обсуждался проект строительства железной дороги с европейской колеей совместно с Туркменистаном до Ирана для быстрейшего передвижения составов из Китая. Нужно помнить, что Узбекистан строит железные дороги в Афганистане, в том числе, и до Ирана. Китай построил на побережье Пакистана порт Гвадар для скорейшей доставки товаров из Синьцзяна на Ближний Восток, восточное побережье Африки. Идёт строительство магистрального газопровода ТАПИ из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и Индию. Китай вкладывает средства в разработку месторождений меди, нефти в Афганистане. Приход талибов также поставил много вопросов, но и здесь не всё так мрачно. Соединение экономических усилий государств Центральной Азии, снятие барьеров значительно ускорило бы процесс развития региона.
Нужно учесть и еще одно обстоятельство. Это возможности самого Казахстана. Пока что развитие страны сдерживает крайняя монополизация отраслей экономики, гигантская коррупция, некомпетентность и не подотчетность правительства, отсутствие социальных лифтов, прав и свобод граждан. А без этого никакого развития быть не может.
Проблем становится всё больше и больше. А все ждут решений правительства и президента.